Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Роль косвенных налогов в формировании бюджетов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Налоги – необходимая составляющая всей финансовой системы и экономических отношений в целом. Они являются одной из основных доходных статей бюджета любой страны, а значит обеспечивают ее существование и полноценное функционирование всех государственных институтов.

Налоговая система каждого государства формировалась на протяжении долгих лет. По ее структуре, строению, по соотношению в ней различного вида налогов можно многое сказать о состоянии экономики страны в целом. Например, определенные выводы можно сделать, исследуя налоговую систему на преобладание в ней прямого или косвенного налогообложения. Достаточно давно в экономическом сообществе ведутся споры о том, как должны соотносится между собой доли поступлений двух данных видов налогов в государственный бюджет. Мировой экономический опыт свидетельствует о том, что косвенные налоги превалируют над прямыми в развивающихся странах с низким уровнем производственных отношений.

Напротив, прямое налогообложение преобладает в развитых странах с высоким уровнем развития экономики, так как объектом данных взиманий являются имущество и доходы граждан. Однако, несмотря на это, полная замена косвенного налогообложения прямым не представляется возможным даже в сильно развитых странах. Кроме того, данный вопрос остается дискуссионным еще и потому, что помимо очевидных факторов вроде дохода граждан, на соотношение прямого и косвенного налогообложения влияют также, например, особенности населения страны, потребности ее граждан, или ее социально-политическое устройство.

Анализ налоговой государства страны помогает сделать определенные выводы о том, как сказывается изменение экономической конъюнктуры на развитие страны в целом. Так, рассмотрение доходной статьи Консолидированного бюджета РФ в разрезе прямого и косвенного налогообложения покажет, как сказывались на состоянии российской экономики такие шоки, как мировой экономический кризис, санкции со стороны Запада, падение цен на нефть и многое другое.

Целью работы является исследование косвенного налогообложения в современной налоговой системе и разработка рекомендаций по оптимизации косвенного налогообложения товаров, работ, услуг в России.

Поставленная цель исследования достигается путем решения следующих взаимосвязанных задач:

  • изучить роль и значение косвенного налогообложения в условиях рыночной экономики;
  • провести анализ косвенного налогообложения в России;
  • рекомендовать пути развития косвенного налогообложения в России.

Предметом исследования является совокупность налоговых отношений, финансово-экономических взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих в процессе косвенного налогообложения товаров, работ, услуг.

Объектом исследования является косвенное налогообложение товаров, работ, услуг как один из главных источников налоговых доходов государственного бюджета в Российской Федерации.

Информационной базой исследования послужили данные Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной статистики, материалы Министерства финансов РФ, сведения из экономических научных изданий, материалы научных конференций по налогам и налогообложению, сведения, опубликованные в периодической печати, Интернет-ресурсы.

Глава 1. Роль и значение косвенного налогообложения в условиях рыночной экономики

1.1. Экономическая сущность косвенных налогов

Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам[1].

Для того, чтобы проанализировать налоговые поступления государства на предмет соотношения в них прямых и косвенных налогов, необходимо понять, какие конкретно налоги относятся к каждому из этих двух видов[2].

В теории существует несколько концепций разграничения данного вида налогов, каждая из которых предлагает свой классификационный признак:

1. Переложимость. Прямыми считаются малопереложимые налоги, носителем которых является их плательщик. Косвенные же налоги – переложимые, носитель которых, производитель товара, перекладывает свое налоговое бремя на потребителя-плательщика, в виде надбавки к цене данного товара.

2. Предмет обложения. У прямых налогов это доходы или имущество физического или юридического лица. У косвенных – потребление в процессе товарооборота.

3. Платежеспособность налогоплательщика. Прямые налоги взымаются с текущего дохода лица или его имущества, то есть здесь характеризуется длительная платежеспособность субъекта. Косвенные налоги – это налоги с действия, связанные с временными расходами и характеризующие, соответственно, временную или текущую платежеспособность индивида.


4. «Персональность». Прямыми налогами считаются те, которые напрямую связаны с личностью конкретного налогоплательщика через различные кадастры, реестры. Косвенный налог не связан с конкретным индивидуумом.

Основываясь на данных признаках, мы предлагаем разделить все действующие в РФ налоги следующим образом:

1) Прямые налоги: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций (НПО), имущественные налоги как физических, так и юридических лиц, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, транспортный налог и земельный налог.

2) Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины[3].

Англосаксонская модель – модель, основанная на прямом налогообложении физических лиц. Доля косвенных налогов в доходах государственного бюджета в таких системах не велика (США, Канада, Великобритания, Австралия).

Евроконтинентальная модель – модель с высокими косвенными налогами и существенным объемами отчислений на социальное страхование (Италия, Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Австрия).

Латиноамериканская модель – модель, предназначенная для стран с высокой инфляцией и достаточно слабым аппаратом налогообложения. Она целиком опирается на косвенные налоги, так как взимать и контролировать их намного проще (Чили, Перу, Боливия)[4].

Смешанная модель – модель, объединяющая в себе черты предыдущих. Страны в данном случае достаточно часто изменяют структуру доходной статьи своего бюджета, активно изменяют величину налоговой нагрузки, перекладывая ее с одних субъектов на других. Они не отдают предпочтение какому-то определенному виду налогов, чтобы избежать зависимости от него госбюджета, и поэтому не могут быть отнесены к одной из трех базовых моделей.

Изначально именно косвенные налоги выполняли фискальную функцию, в то время как прямые должны были играть роль экономического регулятора. Использование косвенных налогов дает определенные преимущества.

Во-первых, через косвенные налоги у государства появляется возможность оказывать влияние на цену товаров, а, следовательно, и на структуру потребления.

Во-вторых, процесс взимания косвенных налогов, по сравнению с процессом взимания прямых, является более незаметным.

В-третьих, косвенные налоги начисляются на цену в целом, что делает поступления от прямых косвенных налогов более стабильным и надежным источником, особенно в условиях инфляции[5].


В-четвертых, косвенное налогообложение позволяет учесть доходы, на которые не были начислены прямые налоги, путем налогообложения конечного потребления, на которое эти доходы расходуются.

При снижении налоговой нагрузки происходит высвобождение значительного объема прибыли организаций и доходов физических лиц, что положительно влияет на инвестиционную деятельность и покупательскую способность, которые попадают непосредственно под косвенное налогообложение. На данный момент около 7% ВВП и 27% консолидированного бюджета составляют косвенные налоги. Причем доля НДС в доходах консолидированного бюджета – 18%, а федерального – 38%, то есть косвенные налоги являются стабильным источником бюджетных средств.

1.2. Косвенные налоги в налоговой системе России

В российской налоговой системе предусмотрены косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины. При этом НДС, акцизы, за исключением таможенных пошлин, взимаются от реализации товаров (работ, услуг) как на территории страны, так и на таможенной территории. В отличие от прямых налогов (налог на прибыль, налог на имущество) косвенное налогообложение выполняет исключительно одну функцию – фискальную[6].

Налог на добавленную стоимость со дня введения отнесен к федеральному налогу. На первоначальном этапе ставка НДС устанавливалась в размере 28 процентов (расчетная ставка – 21,88 %). В ходе практики применения налога ставки НДС менялись. Так, ставка налога устанавливалась в размере:

  • 10 % – по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  • 20 % – по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары;
  • 0 %; 10 %; 20 % (статья 164 НК РФ в редакции Федерального закона от 5.08.2000 № 117-ФЗ);
  • 0 %; 10 %; 18 % (Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ставка НДС с 2019 г. в размере 20% – общая ставка НДС. По ней считают налог в большинстве случаев. Эту ставку нужно использовать в тех случаях, когда не применяются пониженные ставки 0% и 10%, а также расчетные ставки 10/110, 18/118 и 15,25% (п. 3 ст. 164 НК РФ). Так, например, ставка НДС 18% применяется при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при ввозе в РФ товаров, в отношении которых не применяется ставка 10% и ввоз которых не освобожден от НДС (пп. 3 п. 1 ст. 146, ст. 150, п. п. 3, 5 ст. 164 НК РФ).


Менялось и распределение НДС по уровням бюджетной системы. Неизменным остается зачисление налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, в размере 100 процентов в федеральный бюджет. Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, зачислялись:

  • в 1998 г. в доходы федерального бюджета в размере 75 процентов доходов;
  • в 1999 г. в доходы федерального бюджета в размере 75 процентов доходов в 1-м квартале, с 1 апреля 1999 г. в размере 85 процентов доходов;
  • в 2000 г. в доходы федерального бюджета в размере 85 процентов доходов;
  • в 2001 г. в доходы федерального бюджета в размере 100 процентов доходов[7].

Таким образом, с 2001 г. НДС в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет: «в налоговых отношениях введен принцип «один налог – один бюджет»[8]. Бюджетным кодексом РФ НДС также отнесен к закрепленному за федеральным бюджетом налогу. Законодательство в сфере межбюджетных отношений устроено так, что несет пользу федеральному бюджету, редко – бюджету субъектов РФ[9].

Добавленная стоимость создается повсеместно на всей территории страны, в то же время НДС, являясь закрепленным, полностью поступает в федеральный бюджет, что приводит к бюджетным проблемам регионов и муниципальных образований.

Таблица 1

Консолидированный бюджет РФ (до 1998 г. – трлн руб., с 1998 г. – млрд руб.)

Годы

Доходы

консолидированного

бюджета

В том числе
налоговые доходы

Из них

НДС

Доля НДС в сумме
налоговых доходов, %

Зачисление
НДС в ФБ

Зачисление НДС
в бюджеты субъектов РФ

1995

437.0

364.3

95.7

26.3

71.8

23.9

1996

558.5

473.0

143.9

30.4

101.8

42.1

1997

711.6

594.1

182.8

30.8

128.7

54.1

1998

686.0

564.6

170.3

30.2

117.4

52.9

1999

1213.6

1007.5

288,2

28.6

221.1

67.1

2000

2097.7

1707.6

457.3

26.8

371.5

85.8