Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Роль косвенных налогов в формировании бюджетов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 12

Корреляция между массивами реального ВВП, доли косвенных налогов (в том числе НДС) в ВВП и цен на энергоносители

Корреляция

Значение коэффициента
корреляции между- массивами

Выводы

Реальный ВВП - налоговая
нагрузка (косвенные налоги)

-0,7937

Обратная зависимость, высокая

Реальный ВВП - налоговая
нагрузка (только по НДС)

-0,6871

Обратная зависимость, средняя

Реальный ВВП - стоимость
нефти

0,7985

Прямая зависимость, высокая

Таким образом, если брать расчет только долю НДС в ВВП, то обратная зависимость может быть определена только как средняя (менее 0,7), а если всех косвенных налогов (включая акцизы) – то высокая (выше 0,7). Но если рассматривать влияние на ВВП стоимости нефти – оно еще более высокое, чем влияние косвенных налогов.

Выводы

Косвенные налоги, точнее, их ставки, налоговая нагрузка на бизнес, связанная с косвенными налогами, несомненно, достаточно сильно влияет на экономический рост. Связано это с тем, что государство в большей мере пытается изъять «добавленную стоимость» у бизнеса, с учетом ограниченного спроса со стороны покупателей. Но это не единственный сильно влияющий на ВВП России фактор (влияние цен на энергоресурсы для России, например, сильнее).

Глава 3. Перспективы косвенного налогообложения в России

Коренной вопрос многочисленных дискуссий о налоге на добавленную стоимость - это величина изъятия в бюджет.

Всесторонний анализ фискально-экономических преимуществ и недостатков налога на добавленную стоимость позволяет: во-первых, использовать сильные стороны НДС в целях повышения конкурентоспособности России на мировом рынке, а также гармонизировать российское налоговое законодательство с законодательством стран - экономических партнеров; во-вторых, избежать ошибок при реформировании налоговой системы.

Российский НДС является одним из наиболее высоких среди развитых стран, не считая скандинавских стран, где он доходит до 25 % (Швеция, Дания). Автор является сторонником снижения НДС по мере роста производства. Но считает, что это должен быть постепенный процесс - на 1-2 пункта, но не революционное уменьшение в 1,5-2,0 раза. Последнего бюджет просто не сможет выдержать.


Следует отметить, что некоторые положения главы 21 НК РФ носят весьма спорный характер. Так, трудно согласиться с таким положением, как налогообложение предприятий, ведущих строительно-монтажные работы хозяйственным способом для собственного потребления. Помимо возникновения двойного налогообложения, может затормозиться расширение и модернизация производства за счет финансовых ресурсов предприятий. Много проблем вызывает освобождение субъектов малого предпринимательства на двенадцать налоговых периодов от исполнения обязанностей налогоплательщика, если в течение предшествующих трех налоговых периодов их налоговая база не превысила миллиона рублей. Подобное положение, создает еще одну, притом совершенно легальную, лазейку для ухода от налогообложения. Налоговые органы отмечают тенденцию дробления определенной части субъектов малого бизнеса. Стремление законодателей обеспечить и усилить поддержку малого бизнеса понятно. Но государство должно защищать бюджетные интересы, устраняя возможности разного рода финансовых махинаций. И не следует забывать, что освобождение от налогообложения, это еще, по сути, освобождение от налогового контроля.

Среди перспективных задач, связанных с совершенствованием НДС, помимо определения его оптимальной ставки стоит вопрос о правильном определении понятия «добавленная стоимость», очищенного от добавок, приближенного к тому, как определяется добавленная стоимость в развитых странах.

Совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость в части предоставления освобождений от уплаты НДС и ликвидации льготной ставки налога в размере 10% следует производить по следующим основным направлениям.

Необходимо отменить 10-процентную ставку налога с одновременным принятием мер в области социальной защиты населения.

Следует существенно сократить количество освобождений от уплаты налога при реализации на территории Российской Федерации, перечисленных в настоящее время в статье 149 НК. При этом следует:

  • исключить или перенести в другие статьи НК освобождения от уплаты налога, возникающие вследствие отсутствия объекта налогообложения;
  • существенно сократить количество основания для освобождения от уплаты налога, сохранив лишь такие операции, как: финансовые и страховые услуги (банковские операции, страхование и перестрахование, финансовые услуги); общественные и квази-общественные блага (здравоохранение, образование, телекоммуникации и связь, общественный транспорт); услуги в области культуры и искусства; лотереи и тотализаторы; операции с недвижимостью (продажа земельных участков, зданий, сдача в аренду недвижимого имущества); некоммерческая деятельность некоммерческих организаций и благотворительная деятельность;
  • сохранить в статье 149 освобождения, обусловленные положениями действующего законодательства либо особенностями хозяйственной деятельности.

Также необходимо внести изменения в статью  150 НК, регламентирующую предоставление освобождений от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При этом изменения должны быть направлены как на приведение положений ст. 150 в соответствие с положениями ст. 149, а также на соблюдение международных договоренностей и иных особенностей хозяйственной деятельности, установленных действующим законодательством.

Опыт зарубежных стран по минимизации потерь бюджета из-за необоснованного возмещения НДС позволяет обеспечить решение данной проблемы в России путем реализации следующего комплекса мер.

1) Введение налогового счёта для плательщиков НДС и регистрационного номера по НДС (VAT number), при этом предлагается установить предел выручки, до достижения которого регистрация не требуется.

2) Разработка системы контроля ввоза и вывоза товаров через границу Российской Федерации, основанная на обмене информацией между таможенными и налоговыми органами.

3) Организация круглосуточного Интернет-сайта Федеральной налоговой службы, по которому продавец может узнать регистрационный номер покупателя, идентифицирующего его как плательщика НДС в другой стране, а также проверить юридический факт существования самого покупателя.

4) Формирование в федеральной компьютерной базы данных «Бюро налоговых историй», в которой накапливаются сведения о налогоплательщиках за весь период их финансово-хозяйственной деятельности, в частности, даты поступления и содержание налоговых деклараций по федеральным налогам, сведения о лицензировании, о ликвидации.

Выводы

В целях совершенствования НДС рационально отменить 10-процентную ставку налога с одновременным принятием мер в области социальной защиты населения. Следует существенно сократить количество освобождений от уплаты налога при реализации на территории Российской Федерации, перечисленных в настоящее время в статье 149 НК.

Также необходимо внести изменения в статью  150 НК, регламентирующую предоставление освобождений от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При этом изменения должны быть направлены как на приведение положений ст. 150 в соответствие с положениями ст. 149, а также на соблюдение международных договоренностей и иных особенностей хозяйственной деятельности, установленных действующим законодательством.

Динамику ставок косвенных налогов на товары народного потребления следует сопоставлять не с потребностями в расходах бюджета, а с динамикой средней заработной платы в стране, средних доходов вообще, включая динамику пенсий. Возможность наращивать объем поступлений в бюджет за счет роста косвенных налогов ограничивается уровнем рыночных цен, которые определяются платежеспособным спросом и конкуренцией на рынке. Рыночный механизм формирования цен делает бесперспективным длительный упор на косвенные налоги. Мировой опыт свидетельствует, что продолжение такой политики может привести лишь к новому витку инфляции и снижению конкурентоспособности отечественной продукции. Поэтому в ближайшем будущем рост ставок акцизов должен быть остановлен.


Заключение

Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.

Использование косвенных налогов дает определенные преимущества. Во-первых, через косвенные налоги у государства появляется возможность оказывать влияние на цену товаров, а, следовательно, и на структуру потребления. Во-вторых, процесс взимания косвенных налогов, по сравнению с процессом взимания прямых, является более незаметным. В-третьих, косвенные налоги начисляются на цену в целом, что делает поступления от прямых косвенных налогов более стабильным и надежным источником, особенно в условиях инфляции. В-четвертых, косвенное налогообложение позволяет учесть доходы, на которые не были начислены прямые налоги, путем налогообложения конечного потребления, на которое эти доходы расходуются.

Как показали исследования, соотношение между прямыми и косвенными налогами в российской налоговой системе не улучшается, по – прежнему преобладает в налоговых доходах бюджетов доля косвенных налогов, причем эта доля имеет тенденцию к увеличению.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замышлялась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора. Тенденция постепенного ограничения доли косвенных налогов отвечает целям антикризисной политики и экономического развития страны. Однако при этом следует иметь в виду следующее: уменьшая долю косвенных налогов, необходимо сохранить общую сумму налогов, собираемых в бюджете. А это становится возможным только при увеличении доли прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста производства, без увеличения налоговой базы по прямым налогам (налог на прибыль, НДФЛ и др.).

Косвенные налоги, точнее, их ставки, налоговая нагрузка на бизнес, связанная с косвенными налогами, несомненно, достаточно сильно влияет на экономический рост. Связано это с тем, что государство в большей мере пытается изъять «добавленную стоимость» у бизнеса, с учетом ограниченного спроса со стороны покупателей. Но это не единственный сильно влияющий на ВВП России фактор (влияние цен на энергоресурсы для России, например, сильнее).

В целях совершенствования НДС рационально отменить 10-процентную ставку налога с одновременным принятием мер в области социальной защиты населения. Следует существенно сократить количество освобождений от уплаты налога при реализации на территории Российской Федерации, перечисленных в настоящее время в статье 149 НК.


Также необходимо внести изменения в статью  150 НК, регламентирующую предоставление освобождений от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При этом изменения должны быть направлены как на приведение положений ст. 150 в соответствие с положениями ст. 149, а также на соблюдение международных договоренностей и иных особенностей хозяйственной деятельности, установленных действующим законодательством.

Динамику ставок косвенных налогов на товары народного потребления следует сопоставлять не с потребностями в расходах бюджета, а с динамикой средней заработной платы в стране, средних доходов вообще, включая динамику пенсий. Возможность наращивать объем поступлений в бюджет за счет роста косвенных налогов ограничивается уровнем рыночных цен, которые определяются платежеспособным спросом и конкуренцией на рынке. Рыночный механизм формирования цен делает бесперспективным длительный упор на косвенные налоги. Мировой опыт свидетельствует, что продолжение такой политики может привести лишь к новому витку инфляции и снижению конкурентоспособности отечественной продукции. Поэтому в ближайшем будущем рост ставок акцизов должен быть остановлен.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №32. - Ст. 3340.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
  3. Абдуллаева Б.К. Проблемы сбалансированности прямого и косвенного налогообложения в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2014. №18. – С. 34-40.
  4. Бабаев Б. Д. Экономический рост: расширенная трактовка. Качество экономического роста / Б. Д. Бабаев, С. П. Дубровский // Экономика образования. - 2015. - № 1. - С. 33-40.
  5. Брызгалин А. В. Налоги и налоговое право. – М.: Аналитика-Пресс, 2014.
  6. Быркова Е. Снижение таможенных пошлин: возможные последствия для бюджета и внутреннего рынка. URL: провэд.рф/analytics/research, публикация 02.09.2016 (дата обращения: 20.06.2019).
  7. Зотиков Н. З. Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджетов// Oeconomia et Jus. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. – № 1. – С. 9-14). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/ download/elibrary_25772959_47925851.pdf.
  8. Зотиков Н. З. Финансово-бюджетные проблемы регионального развития // Проблемы и тенденции развития системы государственного и муниципального управления и регулирования экономики: материалы Международной заочной научно-практической конференции. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. – С. 56-60.
  9. Зотиков Н. З. Что лучше: уменьшить прямые или косвенные налоги? // Перспективы развития бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения в российской и международной практике: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции (Чебоксары, 5-7 апреля 2017 г.). – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – С. 46-50.
  10. Зотиков Н. З. Налоговое администрирование НДС // Oeconomia et Jus. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – № 3. – С. 1-16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/ download/ elibrary_ 30034289_ 47199380.pdf.
  11. Зуенко М. Ю. Экономические аспекты влияния НДС на экономический рост в России / М. Ю. Зуенко, О. Г. Щеглова // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). —Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 1-10.
  12. Кондраков Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2016.
  13. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира.- М., 2016.
  14. Мищенко В. В., Мищенко Л. А. Проблемы косвенного налогообложения и возможные пути их решения // Вестник КузГТУ. 2014. №4 (104). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kosvennogo-nalogooblozheniya-i-vozmozhnye-puti-ih-resheniya. – Дата обращения: 01.03.2019.
  15. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — С. 95.
  16. Кобылатова М. Ф., Янаков Д. О. Совершенствование косвенного налогообложения в контексте повышения уровня налоговой дисциплины // Пространство экономики. 2012. №2-3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-kosvennogo-nalogooblozheniya-v-kontekste-povysheniya-urovnya-nalogovoy-distsipliny (дата обращения: 01.03.2019).
  17. Крохин К. А. Взаимосвязь между экономическим ростом и экономическим развитием // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2015. - № 18. - С. 20-30.
  18. Океанова З. К. Экономическая теория: учебник для студ. вузов по эконом. спец.; рек. МОН РФ. - М.: Дашков и К, 2017.
  19. Синицына И. В., Боровко Л. В. Косвенные налоги и акцизы: эволюция и совершенствование // Kant. 2017. №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kosvennye-nalogi-i-aktsizy-evolyutsiya-i-sovershenstvovanie. – Дата обращения: 01.03.2019.
  20. Соловьева Н.А. Соотношение прямых и косвенных налогов в налоговой системе государства и тенденции его изменения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2017. – №1A. – С. 216–226.
  21. Турбина Н. М., Черемисина Т. Н., Черемисина Н. В. Преимущества и недостатки косвенного налогообложения // Социально-экономические явления и процессы. 2016. №8. – С. 33-40.
  22. Хаджианиди Ф. Г. Экономическая обоснованность и оптимизационные основы налога на добавленную стоимость // Terra Economicus. - 2016. - том. 8. - №3. - Часть. 2. - С. 112-120.
  23. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития / перевод В. С. Автономова. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2016.