Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Эволюция налоговой системы в РФ.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

​​​​​​​2.3 Рационализация налогообложения.

Методология рационализации налогообложения должна исходить, во-первых, из классических налоговых теорий и концепций; во-вторых, учитывать (но не копировать) прогрессивный опыт мировой практики налогообложения; в-третьих (и это главное), базироваться на жизненных реалиях, целях и задачах российской переходной экономики. Налоговая система должна быть адекватна современному состоянию экономики и социальной сферы России. Для реализации преобразований в налоговой системе РФ, по моему мнению, необходимо: ·добиться снижения уровня налоговых изъятий по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов; ·сделать российскую налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при которых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от налогов законными и нелегитимными способами). ·повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему отпускных цен, в процессы формирования сбережений и т.д.); ·путем эффективного налогового администрирования обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. Достижение этих задач требует решения ряда взаимосвязанных проблем: ·отмены неоправданных и неэффективных налоговых льгот; ·снижения задолженности предприятий по налогам; ·ликвидации «щелей» в налоговом законодательстве, позволяющих «законным» способом избегать налогов. При этом налоговая рационализация не должна преследовать цель кардинально изменить действующую налоговую систему. Более реалистичным признано ее эволюционное преобразование, обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и перекосов, и направленное на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы. Предложенные мероприятия налоговой системы, усиление защищенности налогоплательщиков должны способствовать возврату в легальную сферу капиталов, ушедших в безналоговый оборот или вывезенных в последние годы за границу. В конце июля 2008 г. Президент России подписал четыре федеральных закона, вносящих поправки во многие главы Налогового кодекса РФ. Все опубликованные нормативные акты вступят в силу с 1 января 2009 года. Изменения коснулись НДФЛ, ЕСН, НСХН, УСН, ЕНВД, налога на прибыль организации и т.д. Расскажу о некоторых из них. С 2009 года ставка налога на прибыль уменьшится с 24% до 20%: 2,5% зачисляется в федеральный бюджет, 17,5% - зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. НДФЛ и ЕСН Во-первых, стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 400 руб. за каждый месяц будут получать дольше. Сейчас такой вычет можно получать до тех пор, пока сумма дохода налогоплательщика не достигнет 20000 рублей. С 1 января 2009 года пределом для получения вычета станет сумма в размере 40000 рублей. Во-вторых, стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 600 рублей на одного ребенка будет увеличен до 1000 рублей. И применять его можно будет до тех пор, пока сумма дохода налогоплательщика не составит 280000 рублей. В настоящий момент лимит равен 40000 рублей. Есть и еще одно новшество. Один из родителей имеет право отказаться от такого вычета в пользу другого. Тогда другой родитель получит право на вычет в двойном размере. Все эти изменения внесены Федеральным законом от 22.07.2008 № 121-ФЗ. Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ устанавливается, что налоговая база по НДФЛ, определяемая при начислении процентов на вклады в банках, будет считаться не от ставки рефинансирования Банка России, а от этой ставки, увеличенной на 5 процентных пунктов. Освобождаются от НДФЛ и ЕСН суммы оплаты профессионального образования и профессиональной подготовки физических лиц, а также суммы, выплачиваемые работодателями работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам или кредитам на приобретение жилья. ЕСХН, УСН и ЕНВД Изменения, касающиеся ЕСХН, УСН и ЕНВД, вносятся Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ. Организациям и индивидуальным предпринимателям, уплачивающим ЕСХН, не нужно будет представлять налоговые декларации по итогам отчетных периодов. С нового года такие налогоплательщики будут представлять только одну налоговую декларацию не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом (ст. 346.10 и 346.23 НК РФ). Организациям и индивидуальным предпринимателям, уплачивающим УСН, также надо будет представлять только одну налоговую декларацию раз в год. Индивидуальные предприниматели должны будут подать декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом. Юридическим лицам необходимо будет отчитаться не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом. Корректировке подвергся перечень расходов, учитываемых в целях налогообложения ЕСХН. Также на ЕСХН смогут перейти организации, имеющие филиалы и представительства (отменен подп. 1 п. 6 ст. 346.2 НК РФ). В упрощенном специальном режиме основной упор сделан на поддержку индивидуальных предпринимателей, работающих на основе патента. Также таким предпринимателям разрешили нанимать сотрудников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, но не более 5 человек. Со следующего года патент можно будет взять на любой срок от месяца до года. Законодатели расширили перечень видов деятельности, по которым можно применять патент. С 2009 года не могут применять ЕНВД организации, у которых среднесписочная численность сотрудников более 100 человек или которые имеют долю участия других фирм более 25% (п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). Если эти лимиты будут превышены в период применения специального налогового режима, то налогоплательщик будет считаться перешедшим на общий режим налогообложения с начала того налогового периода, в котором произошло превышение. Согласно статье 346.28 НК РФ дополнена пунктом 3, предусматривающим предоставление в налоговый орган в Течение 5 дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, заявления о постановке на учет в качестве плательщика данного налога. Снятие с учета при прекращении деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, осуществляется в таком же порядке.


Заключение

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства. Обращу внимание на положительные тенденции в сфере реформирования налоговой системы в последнее время. К их числу можно отнести: объединение законодательства о налогообложении в Налоговый кодекс РФ, что позволяет максимально избегать разногласий в вопросах налогообложения; отмена налоговых льгот, следовательно - ликвидация некоторых каналов ухода от налогообложения. Общая либерализация налоговой системы способствовала некоторому сокращению теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрывавшихся от налогообложения.

Список использованной литературы

1.Горский К.В. Некоторое параметры налоговой реформы: Финансы, 2011.

2.Дмитриева Н. Г. Налоги и налогообложение. - Ростов.: Феникс, 2015.

3.Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века: Финансы, 2017.

4.Лыкова Л. Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы: Финансы, 2016.

5.Черник Д. Г. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. - М.: Финансы и кредит, 2017.