Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (ООО «Богдарня»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА II. Метод бухгалтерского учета

2.1. Общее понятие метода бухгалтерского учета

Слово метод (от греч. methodos – исследование) означает способ исследования явлений, подход к изучению явлений, планомерный путь установления истины, вообще – прием, способ действия. В своей основе метод является инструментом решения главной задачи науки – познания объективных законов действительности с целью использования их в практической деятельности людей. Итак, методология – это учение о методах, с помощью которых узнают объект исследования или предмет науки, которым является для нас бухгалтерский учет.

Для раскрытия сущности бухгалтерского учета широко используют общенаучные методы: диалектический, исторический и системный подходы, методы индукции и дедукции.

Диалектический метод позволяет изучать учет в совокупности процессов, которые видоизменяются и взаимозависимы.

Исторический подход рассматривает учет как продукт исторического становления и развития потребностей человека и общества.

Системный подход определяет учет как внутренне структурированный и организованный объект. В процессе отражения хозяйственной деятельности экономического субъекта используют методы индукции (от частного к общему, от отдельных фактов к обобщению) и дедукции, от общего к частному, от общих суждений к отдельным или иным выводам. В практике бухгалтерского учета больше примеров индукции, поскольку хозяйственные операции сначала раскрывают содержание микропроцессов и лишь потом происходит их группировка и обобщение в отчетности. Вообще методы индукции и дедукции тесно связаны с методическими приемами: синтезом и анализом, которые непосредственно оказываются в синтетическом и аналитическом учете.

Теоретической основой бухгалтерского учета является экономическая теория с ее политической экономией, микро- и макроэкономикой, историей экономической мысли. Хозяйственные факты (явления и процессы) изучают в бухгалтерском учете в соответствии с экономическими законами и категориями.

Наряду с общенаучными методами и теоретической основой бухгалтерский учет является самостоятельной экономической прикладной наукой и имеет свои специфические методы (приемы), обусловленные сущностью самого предмета, технологией учета, задачами и требованиями.


Метод бухгалтерского учета – это совокупность специальных приемов, с помощью которых изучают его предмет.

Метод бухгалтерского учета - это способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета.

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, и отчетность.

2.2. Краткая экономическая характеристика ООО «Богдарня».

Фирменное наименование организации: полное: Общество с ограниченной ответственностью "БОГДАРНЯ" сокращенное: ООО «Богдарня».

Юридический адрес: 601101, Владимирская обл, Петушинский р-н, д.Крутово, д.22Б,. Генеральный директор организации Кузьмичева Нина Валерьевна.

Организация является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения. Организация является коммерческой организацией.

Организация создана и зарегистрирована 27 апреля 2012 года.

Имущество закреплено за организацией на праве хозяйственного ведения. Организация отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Учредительным документом организации, основанного на праве хозяйственного ведения, является Устав. Уставный капитал орагнизации составляет 100 тыс. руб.

Организация строит отношения с другими организациями, гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договором, в своей деятельности учитывает интересы потребителей, их требования к качеству продукции, работ, услуг, и другие выполнения обязательств.

Трудовой коллектив составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора. Управление организацией осуществляется директором Кузьмичевой Ниной Валерьевной, назначенным учредителем по контракту.

Организация состоит их 5 структурных подразделений: АУП (аппарат управления), оленеводство (8 оленеводческих бригад), фактории (Усть-Юрибей и Хадыта), транспортный цех, хозяйственный отдел.

Организация осуществляет следующие виды деятельности: Разведение оленей; предоставление услуг в области животноводства, кроме ветеринарных услуг; производство мяса и мясопродуктов, продуктов из мяса и мяса птицы; охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях; сбор дикорастущих и недревесных лесопродуктов; производство готовых кормов для животных и одежды из кожи; выделка и крашение меха, производство меховых изделий; дубление и отделка кожи; производство фармацевтической продукции; оптовая торговля шкурами и кожей, мясом, включая субпродукты, изделиями и продуктами и консервами из мяса; розничная торговля изделиями из меха и кожи; ветеринарная деятельность; вылов рыбы и водных биоресурсов в открытых районах Мирового океана и внутренних морских водах, а также в водных биоресурсах в реках, озерах водохранилищах и прудах сельскохозяйственными товаропроизводителями; предоставление услуг в области рыболовства и связанных с воспроизводством рыбы и водных биоресурсов; переработка и консервирование рыбных морепродуктов; деятельность автомобильного грузового транспорта и внутреннего водного транспорта; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; транспортная обработка грузов и хранение; производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения; оптовая торговля шкурами и кожей, мясом, изделиями из меха, аксессуарами одежды и головными уборами, хлебом и хлебобулочными изделиями, рыбой, розничная торговля в неспециализированных магазинах замороженными продуктами, мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы, рыбой и морепродуктами, консервами из рыбы и морепродуктов, изделиями из меха, одеждой из кожи, головными уборами.


Общая земельная площадь хозяйства – 1716 тыс. га, из которой 1716 тыс. га приходится на долю оленьих пастбищ.

2.3. Документирование, инвентаризация

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами.

Документ - это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.

Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организаций; контроль за сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников, за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.

Первичные документы составляют основу всего бухгалтерского учета.

Согласно Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

Первичными учетными документами должны быть оформлены все сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.


Норма, установленная в ч. 1 ст. 9Закона N 402-ФЗ, является императивной. Следовательно, не составление первичных учетных документов в установленном ст. 9 Закона N 402-ФЗ порядке может служить основанием для привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

Первичные учетные документы как разновидность документов представляют собой бухгалтерские документы, составляемые в момент совершения факта хозяйственной жизни или сразу после его завершения и удостоверяющие факт совершения соответствующей сделки, события или операции. Поскольку оформление первичных документов является началом учетной регистрации фактов хозяйственной жизни, постольку они составляют основу учетной информации, обеспечивая бухгалтерский учет сведениями, необходимыми для сплошного и непрерывного отражения хозяйственной деятельности экономического субъекта. К первичным документам относятся заказы, договоры, акты сдачи-приемки, платежные поручения, кассовые приходные и расходные ордера, накладные, счета-фактуры, наряды, квитанции, товарные и кассовые чеки и другие подобные документы. (Приложение №1)

Информация, содержащаяся в первичных учетных документах, систематизируется и накапливается в процессе ведения регистров бухгалтерского учета.

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации разъяснил, что не должны приниматься к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: 1) наименование документа; 2) дата составления документа; 3) наименование экономического субъекта, составившего документ; 4) содержание факта хозяйственной жизни; 5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; 6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; 7) подписи лиц.

К организационно-распорядительным документам относятся приказы, распоряжения, указания, доверенности и т. п. Эти документы разрешают проведение операции. Информация, содержащаяся в них, не отражается в учетных регистрах. (Приложение №2)


К оправдательным документам относятся накладные, требования, приходные ордера, акты приемки и т.п. Эти документы отражают факт совершения операции, и соответственно информация, содержащаяся в них, заносится в учетные регистры. Существует целый ряд документов, сочетающих в себе разрешительный и оправдательный характер, например, расходный кассовый ордер, платежная ведомость и др.

Документы должны обладать юридической силой, т.е. включать ряд обязательных реквизитов: наименование документа; дату; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание операции; ее количественные и стоимостные измерители; наименование должностей лиц, ответственных за ее совершение и правильность оформления; личные подписи этих лиц и их расшифровки.

Документы должны составляться такими средствами, которые обеспечивают сохранение записей длительное время (чернилами, шариковой ручкой, на пишущей машинке, на принтере).

В документах не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений: ошибка зачеркивается тонкой чертой, над ней надписывается правильная запись и оговаривается исправление; в денежных документах не допускается никаких исправлений.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества организации.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 382-р было утверждено Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Далее - Положение) разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете".

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.