Файл: Управление рисками в проектной среде (ООО «Световые Технологии»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 9179
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РИСКОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ
1.2. Управление рисками проекта
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РИСКОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ООО «СВЕТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
2.1 Характеристика компании ООО «Световые Технологии»
2.2 Сущность предпринимательского проекта ООО «Световые Технологии»
2.3 Количественная оценка стратегических рисков инвестиционного проекта ООО «Световые Технологии»
3.2 Рекомендации по совершенствованию способов оценки рисков ООО «Световые Технологии»
Инновационная деятельность - это комплекс процессов, направленных на преобразование идей в новые или улучшенные продукты (услуги), технологические процессы или методы производства. Таким образом, инновационная деятельность является радикальным изменением устоявшихся закономерностей в деятельности экономики и основной деятельности социально — экономической сферы развития общества [4, с.6].
Инновационная деятельность является не только совокупностью оригинальных знаний, направленных на преобразование продуктов (услуг), но в большей степени комплекс маркетинговых, тактических, управленческих решений, приводящих к инновациям и появлению новых инновационных идей [4, с.6].
Отличительной чертой инновационной деятельности является, как правило, наличие высокого уровня риска. Обусловлено это тем, что инновационная деятельность подразумевает разработку нового продукта или выход на новые рынки, или использование новых методов работы. Какое бы направление инновационной деятельности ни было выбрано, она значительно усложняет процесс принятия управленческих решений и прогнозирование будущих показателей работы [2, с.25].
Конечным результатом инновационной деятельности является инновация. Инновация может принимать форму нового завершенного продукта (услуги), и в данном случае именоваться инновацией- продуктом, или же принимать форму новой технологии, используемой в практической деятельности и относиться к типу инновации-процесса [1, с.6].
Одним из способов классификации инноваций является классификация инноваций по практическим критериям (табл. 1.1).
По источнику появления инновации могут относиться к внутренним потребностям и внешним потребностям, что означает потребность в инновации внутри компании, региона или отрасли, или же потребность в инновации на рынке в целом.
Реактивная инновация (по причине возникновения) является ответным шагом на инновацию конкурента в случае, когда компания вынуждена ввести инновацию для того, чтобы продолжать вести конкурентную борьбу. Стратегическая инновация, с другой стороны, является строго спланированной программой, рассчитанной на будущие изменения в долгосрочной перспективе [1, с. 18].
По критерию конечного результата инновация принимает вид процесса или продукта по принципу, указанному выше.
Кроме того, применение инновации возможно «на входе», что означает, что нововведения используются на начальном уровне, уровне разработки исходных материалов, таких как сырье, материалы, информация и т.д. Применение «на выходе» является ничем иным как новшеством в самом продукте или услуге, представленном рынку. Также существуют инновации для внутреннего потребления, задачей которых является изменение системной структуры организации (организация труда, технические инновации и т.д.). Инновации для накопления и продаж объединяют в себе патенты, бренды технологии, информацию и все то, что способствует развитию бизнеса в условиях рыночной экономики [3, с. 20].
Таблица 1.1
Классификация инноваций по практическим критериям [1]
Критерий |
Характеристика |
Источник появления |
Внутренние потребности Внешние потребности |
Причина возникновения |
Реактивная (адаптивная) Стратегическая |
Конечный результат |
Продуктовая Процессная |
Место применения инноваций |
На «входе» На «выходе» Для внутреннего потребления Для накопления и продаж |
Стадия жизненного цикла продукта (услуги), на которой внедряется новшество |
Стратегический маркетинг Разработка и оформление новшества Разовое внедрение Тактический маркетинг Диффузия |
Тип новации |
Организационная Технологическая Информационная Финансовая Комбинированная |
Степень новизны |
Базисная Улучшающая Псевдоинновация |
Ожидаемый эффект |
Финансово-экономический Инженерно-технический Организационно-социальный Комбинированный |
Источник финансирования |
Собственные средства Заемные средства Государственное финансирование Комбинированное финансирование |
По степени новизны инновации подразделяются на базисные, улучшающие инновации и псевдоинновации. Базисные инновации (их еще иногда называют радикальными) основаны на значительном научном открытии или изобретении и открывают принципиально новые рынки или возможности. Улучшающие инновации вносят изменения в уже существующие продукты и услуги. Например, производители телефонов добавляют новые характеристики и функции в новые модели. Псевдоинновации являются обновлением уже устаревшей техники или технологий. Они либо не оказывают эффекта на продажи, либо производят отрицательный эффект [2, с. 21].
Также при работе с инновациями необходимо четко проводить грань между простым и инновационным продуктом.
Как было сказано ранее, особую роль в инновационной деятельности играет способность предвидеть и предотвратить возникающие риски. Более того, на различных стадиях жизненного цикла инновационного проекта стратегия управления рисками принимает различные формы [2, с. 82].
Подобно стандартному проекту, инновационный проект в своем жизненном цикле имеет четыре фазы - инициация, планирование, фаза реализации (осуществления), а также фаза завершения инновационного проекта.
Таким образом, инновационная деятельность - это преобразование новых идей в продукт (услугу) или новые способы их использования или их усовершенствования. Итогом инновационной деятельности является инновация, которая принимает различные формы и может быть использована на различных этапах деятельности предприятия.
Подводя итог под вышесказанным, необходимо отметить, что каждое предприятие подбирает способ анализа возможных рисков, подходящий именно для него, исходя из имеющихся возможностей, ресурсов и информации. Однако без анализа рисков запуск инновационного проекта невозможен, так как не существует инновационных проектов без потенциального риска, также как не существует инновационных проектов без грамотного и продуманного процесса управления.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РИСКОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ООО «СВЕТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
2.1 Характеристика компании ООО «Световые Технологии»
ООО «Световые Технологии» представляет собой группу компаний, являющихся ведущим производителем светотехнического оборудования на территории СНГ. Предприятие образовано в 1997 году.
Международная группа компаний «Световые Технологии» - ведущий производитель светотехнического оборудования на территории СНГ.
Основная сфера деятельности группы компаний – производство и сбыт световых приборов общего и специального назначения. Уникальное сочетание высокого качества продукции и широкого ассортимента обеспечивает лидерство торговой марки «Световые Технологии» на имеющихся рынках.
На сегодняшний день под торговой маркой «Световые Технологии» на собственном производстве выпускается более 500 модификаций светильников для 49 областей применения от административных и офисных зданий до промышленных объектов и стадионов.
Работа с ассортиментом выпускаемой продукции торговой марки «Световые Технологии» ведется в двух направлениях – увеличение числа моделей и их модификаций и вывод на рынок новинок, пока еще не очень известных в странах СНГ, но уже популярных в Европе.
Структура группы компаний включает в себя: два производства – предприятия в России и Украине; подразделения в Москве и Киеве, созданные для реализации продукции марки «Световые Технологии».
Дистрибьюторская сеть группы компаний «Световые Технологии» состоит из крупнейших оптовых светотехнических и электротехнических компаний России, стран СНГ и Европы.
Производственные мощности завода «Световые Технологии» в Москве в настоящее время занимают более 20 тыс. кв. м. На этих площадях расположен станочный парк, регулярно пополняемый самым современным отечественным и импортным оборудованием. Инвестиции позволили создать производство, которое по уровню и разнообразию технологического оборудования не уступает европейским аналогам.
Достигнутый на заводе компании уровень управления, отвечает требованиям международных стандартов ведения бизнеса. В 2005 году производство компании «Световые Технологии» в Москве получило сертификат, подтверждающий соответствие системы менеджмента качества международному стандарту ISO 9001:2000.
2.2 Сущность предпринимательского проекта ООО «Световые Технологии»
В первом квартале 2012 года на заводе компании планируется осуществление крупного проекта по выпуску светильников из полимерных материалов. Новая технологическая линия будет оснащена оборудованием, сочетающим самые последние достижения в литье пластмасс и компьютерный контроль за технологическим процессом. Различные сочетания материалов, из которых будут изготавливаться корпусы светильников, позволят расширить области применения за счёт химической устойчивости к воздействию агрессивных сред разного типа.
На новый производственный участок предполагается установить несколько термопластавтоматов, работающих с такими материалами как поликарбонат, полиметилметакрилат, полимерными материалами ABS, SAN, а также с полиэстером усиленным стекловолокном.
Основной термопластавтомат в зависимости от заданной программы будет производить рассеиватели и корпусы светильников. Внутри машины будет осуществляться весь технологический процесс. На долю рабочего, обслуживающего автомат, останется лишь укладка готовых диффузоров, производимых роботом. В этом же цехе разместятся термопластавтоматы для производства мелких деталей светильников.
Таким образом, планируется осуществление инвестиционного проекта по созданию новых производств на базе действующего производства. Инвестиционная ситуация предполагает осуществить инвестиционный проект на действующем прибыльном предприятии.
В основу ИП заложена идея, источником которой является совет директоров ООО «Световые Технологии». Реализация инвестиционного проекта преследует достижение следующих результатов:
- повышение конкурентоспособности продукции в целом;
- увеличение прибыли;
- увеличение объёмов продаж;
- выход на новые рынки сбыта;
- повышение имиджа фирмы;
Инвестиционный проект будет осуществляться в соответствии с разработанным бизнес-планом и технологией его реализации.
График реализации инвестиционного проекта включает: прединвестиционную фазу, инвестиционную фазу и эксплуатационную фазу.
В соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта размер инвестиций составляет 200 000 000 рублей. Срок реализации проекта – 5 лет.
Размеры денежных поступлений соответственно:
- 1 год – 55 000 000 руб.;
- 2 год – 77 000 000 руб.;
- 3 год – 115 000 000 руб.;
- 4 год – 115 000 000 руб.;
- 5 год – 115 000 000 руб.
В дальнейшие периоды доходы будут идентичны третьему году реализации инвестиционного проекта.
Произведём анализ эффективности инвестиционного проекта с помощью некоторых статических и динамических методов.
Статические методы определения эффективности инвестиционного проекта:
Расчёт средней нормы прибыли на инвестиции:
Расчёт срока окупаемости:
Расчёт произведём при помощи таблицы 2.1.
Таблица 2.1
Расчёт срока окупаемости инвестиционного проекта
ООО «Световые Технологии»
Год |
Инвестиции, млн. руб. |
Инвестиции нарастающим итогом |
Поступления доходов от проекта по годам |
Доходы нарастающим итогом |
Суммарные доходы – суммарные инвестиции |
0 |
200 |
200 |
0 |
0 |
- 200 |
1 |
- |
200 |
55 |
55 |
- 145 |
2 |
- |
200 |
77 |
132 |
- 68 |
3 |
- |
200 |
115 |
247 |
47 |
4 |
- |
200 |
115 |
362 |
162 |
5 |
- |
200 |
115 |
477 |
277 |