Файл: Выбор стиля руководства в организации (ООО «Торин»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Сущность понятия «лидерство» и его отличия от менеджмента
1.2 Типы и стили руководства и лидерства
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ ООО «ТОРИН» И СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В НЕЙ
2.1 Характеристика и организационная структура туристической фирмы
2.2 Стиль руководства, применяемый в турфирме «Торин»
3.1 Развитие менеджерских качеств лидера
3.2 Рекомендации по совершенствованию стиля управления руководителя в ООО «Торин»
Стоит отметить, что эффективное управление организацией заключается не в придерживании единого, однажды выбранного стиля. В соответствии с рекомендациями социологов, современный руководитель должен проявлять гибкость, учитывать влияние сложившейся ситуации, особенности различного типа сотрудников. Оптимальным решением будет сочетание всех типов управления.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ ООО «ТОРИН» И СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В НЕЙ
2.1 Характеристика и организационная структура туристической фирмы
Турфирма «Торин» ведет свою деятельность в Санкт-Петербурге с декабря 1998 года. На протяжении многих лет турфирма «Торин» занимает достойное место на туристическом рынке выездного туризма, заслуженно завоевав статус надежной компании.
Турфирма «Торин» входит в Общероссийский генеральный реестр туристических агентств.
Турфирма осуществляет продвижение и реализацию услуг туристам, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещённые законодательством и предусмотренные его уставом. Компания предлагает разнообразные виды отдыха, широкий набор туристских маршрутов на различных видах транспорта, отличное размещение в отели и питание по соответствующим уровню обслуживания ценам.
Основными направлениями деятельности туристической компании являются:
- международный туризм;
- внутренний туризм;
- лечебно-оздоровительные туры;
- шоп-туры;
- экскурсионные туры;
- экзотические туры;
- обслуживание корпоративных клиентов по заказу.
Турфирма «Торин» предлагает своему клиенту широкий масштаб услуг:
- предоставление информации об организуемых маршрутах, видах обслуживания, которые связанны с этими маршрутами – консультации и рекомендации;
- бронирование комплекса туров (в том числе предварительное);
- возможность организации тура по желаемым маршрутам;
- визовая поддержка;
- оформление медицинской страховки;
- бронирование отелей по всему миру;
- бронирование авиа, ж/д билетов, а также билетов на паромы.
Структура кадров, данной турфирмы подразделяется на несколько групп:
- отдел управления: генеральный директор и заместитель генерального директора;
- отдел туризма: менеджер по рекламе, менеджеры по направлениям (по внутреннему туризму и по международному туризму), секретарь и курьер;
- бухгалтерия: главный бухгалтер и бухгалтер.
Менеджеры проходили дополнительные курсы по туризму и сервису, а также необходимые стажировки. Они обладают навыками корпоративного общения, владеют достоверной информацией о разрабатываемых маршрутах и имеют представление о правовых основах туристской деятельности.
Руководство текущей деятельностью турфирмы осуществляется генеральным директором, который организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных единиц, производственно-хозяйственную деятельность, решает финансовые вопросы, вопросы кадрового обеспечения, занимается созданием и поддержанием необходимых условий труда для персонала турагентства, контролирует соблюдение установленных норм и правил по охране труда, технике безопасности, осуществляет стратегическое планирование. Ежемесячно производится сравнительный анализ текущей деятельности с установленными плановыми показателям и поставленными целями.
Директору подчиняется генеральный бухгалтер, который осуществляет контроль над работой фирмы, обладает информацией о наличии и движении денежных средств, осуществляет различные хозяйственные операции. Менеджер по рекламе, организующий продвижение туристского предприятия и его возможностей и менеджеры по продаже туров, основными функциями которых являются информирование и консультирование туристов, организация успешных продаж, ведение документации по закреплённым направлениям, владение полной достоверной информационной и правовой базой.
Успех, которого достигла фирма, в технологии продаж туристского продукта достигнут благодаря хорошо отлаженной системе реализации и гибкой политике. Организационная структура ООО «Торин» представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, которые четко знают свои задачи и обеспечивают эффективное функционирование предприятия как единое целое.
Турфирма располагается по адресу: г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., дом 43/45, офис 429. Время работы офиса: по рабочим дням (пн, вт, ср, чт, пт) – с 10:15 до 19:30, по субботам - с 11:30 до 16:00, воскресение – выходной [15]. Такой удобный график способствует увеличению продаж и активной работе с клиентами.
Таким образом, турфирма «Торин», расположенная в Санкт-Петербурге, предоставляет своим клиентам достаточно широкий перечень услуг. Структура турфирмы подразделяется на несколько групп: отдел управления, отдел туризма и бухгалтерия. Успех, которого достигла фирма, в технологии продаж туристского продукта достигнут благодаря хорошо отлаженной системе реализации и гибкой политике.
Далее проведем анализ финансово-хозяйственной деятельности туристической фирмы «Торин». Отчет о прибылях и убытках и бухгалтерский баланс являются информацией для анализа финансово-хозяйственной деятельности.
В таблице 1 представлена оценка деятельности предприятия по основным экономическим показателям за 2015-2017 гг.
Таблица 1
Основные экономические и финансовые показатели деятельности ООО «Торин» в 2015–2017 гг.
Показатели |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Отклонения, + - |
Темпы роста, % |
||
2016г. к 2015 г. |
2017г. к 2016г. |
2016г. к 2015г. |
2017г. к 2016г. |
||||
1. Выручка от продажи, тыс. руб. |
6254 |
7586 |
8524 |
+1332 |
+938,0 |
121,3 |
112,3 |
2. Себестоимость, тыс. руб. |
5781 |
7054 |
7995 |
+1273 |
+941,0 |
122,0 |
113,3 |
3. Уровень себестоимости, % |
92,44 |
92,98 |
93,79 |
+0,54 |
+0,81 |
- |
- |
4. Валовая прибыль, тыс. руб. |
473 |
532 |
529 |
+59,00 |
-3,00 |
112,47 |
99,44 |
5. Уровень валовой прибыли, % |
7,56 |
7,01 |
6,21 |
-0,55 |
-0,80 |
- |
- |
6. Коммерческие расходы, тыс. руб. |
295 |
346 |
339 |
+51,00 |
-7,00 |
117,29 |
97,98 |
7. Уровень коммерческих расходов, % |
4,71 |
4,56 |
3,98 |
-0,15 |
-0,58 |
- |
- |
8. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
178 |
186 |
190 |
+8 |
+4,0 |
104,5 |
102,2 |
9. Уровень прибыли от продаж, % |
2,85 |
2,45 |
2,23 |
-0,40 |
-0,22 |
- |
- |
10. Прочие доходы, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
+0 |
+0 |
- |
- |
11. Прочие расходы, тыс. руб. |
26 |
15 |
45 |
-11,00 |
+30,00 |
57,69 |
300,00 |
12. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
151 |
171 |
145 |
+20,00 |
-26,00 |
113,25 |
84,80 |
13. Уровень прибыли до налогообложения, % |
2,41 |
2,25 |
1,71 |
-0,16 |
-0,54 |
- |
- |
14. Чистая прибыль, тыс. руб. |
115 |
130 |
110 |
+15 |
-20,0 |
113,0 |
84,6 |
15. Уровень чистой прибыли, % |
1,84 |
1,71 |
1,29 |
-0,13 |
-0,42 |
- |
- |
Примечание – Источник: составлено автором
За рассматриваемый период наблюдается прирост выручки от продажи товаров на 1332 тыс. руб. (21,3 %) в 2016 г. и 938 тыс. руб. (12,36 %) в 2017 г.
Прибыль от продажи товаров возросла на 8 тыс. руб. (4,49%) в 2015 г. и на 4 тыс. руб. (2,15%) в 2017 г. Прибыль от продаж на конец исследуемого периода составила 190 тыс.руб. В 2015 г. выручка от продажи оказанных услуг составила 6254 тыс. руб. Достаточно заметный рост выручки от продаж наблюдается в 2016-2017 годах (7586 тыс. руб. и 8524 тыс. руб.) при одновременном увеличении себестоимости продукции.
Повышение показателя выручки носит благоприятный характер и обуславливает повышение эффективности деятельности всей турфирмы. Однако в турфирме к данному принципу не придерживаются: темп роста выручки ниже темпа роста себестоимости продукции. За отчетный период себестоимость товаров выросла с 5781 тыс. руб. в 2015 г. до 7054 тыс. руб. в 2016 г. и до 7995 тыс. руб. в 2017 г.
Также, невысокий уровень прибыли от продаж вызван весомым уровнем коммерческих расходов. В 2016 г. наблюдается увеличение коммерческих расходов с 295 до 346 тыс. руб. (17,29%), а в 2017 г. – снижение коммерческих расходов до 339 тыс. руб. (7%).
Прибыль от продаж за отчетный период увеличилась на 8 тыс. руб. или (4,5 %) в 2016 г. и на 4 тыс. руб. в 2017 г. (2,2 %). Прибыль от продаж на конец отчетного периода составила 190 тыс. руб.
В «Торине» наблюдается снижение суммы прочих расходов в 2016 г. на 11 тыс. руб. и увеличение в 2017 г. на 30 тыс. руб. Прочие доходы в турфирме не образуются.
В 2016 году чистая прибыль ООО «Торин» увеличилась на 15 тыс. руб., впрочем, в 2017 году рассматриваемый показатель уменьшился на 20 тыс. руб. Чистая прибыль на конец отчетного периода составила 73,3 тыс. руб.
Благодаря SWOT анализу структурируем сильные и слабые стороны турфирмы, а также рассмотрим потенциальные возможности и угрозы в таблице 2.
Таблица 2
SWOT-анализ турфирмы ООО «Торин»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Удобное месторасположение турфирмы. Профессионально обученный штат сотрудников. Наличие скидок на предоставляемые услуги. Обслуживание корпоративных клиентов. Использование современных технологий. |
Влияние фактора сезонности на прибыль. Один филиал в городе. |
Возможности |
Угрозы |
Увеличение темпов роста рынка. Выход на новый рынок. Обслуживание дополнительных групп клиентов. Предоставление новых услуг. |
Изменения в темпах роста курса валют. Спад в экономике страны. Изменение вкусов потребителей. Конкуренция. |
Примечание – составлено автором
Анализ финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует о малоустойчивом финансовом положении турфирмы. Невзирая на улучшение финансово-экономических показателей в 2016 г. по сравнению с 2015, в 2017 г. заново наблюдается тенденция к снижению основных экономических показателей. Данная тенденция может свидетельствовать о недостатках в работе компании.
У турфирмы имеются как сильные, так и слабые стороны. Это означает, что руководству турфирмы нельзя останавливаться на достигнутом успехе, нужно и дальше развивать фирму в условиях возникающей конкуренции.
2.2 Стиль руководства, применяемый в турфирме «Торин»
В турфирме «Торин» применяется коллегиальный демократический стиль управления. Рассмотрим ниже особенности данного стиля управления в турфирме.
Руководитель в ООО «Торин» советуется со своими коллегами для принятия важных решений. При этом проявляется уважение к подчиненным и таким способом руководитель вовлекает подчиненных в деятельность фирмы, в следствие чего улучшается деятельность каждого сотрудника и всего коллектива в целом.
Поощряя инициативу подчиненных и подчеркивая свое уважение к ним, он дает указания не в форме приказа и предписания, а в виде предложения, советов или даже просьбы, не только прислушивается к их мнению, но и учитывает их.
Деятельность руководителя направлена на создание в турфирме атмосферы доверия, это приводит к тому, что подчиненные не боятся обратиться за помощью к руководителю.
В своей деятельности руководитель турфирмы опирается на весь коллектив. Он старается научить подчиненных вникать в проблемы подразделения, выдавать им эффективную информацию и показывать, как искать и оценивать альтернативные решения. Лично руководитель занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальное. Он не подвержен стереотипам и варьирует свое поведение сообразно изменениям ситуации, структуры коллектива и т.п. Указания выдаются не в форме предписаний, а в виде предложений с учетом мнений подчиненных. Это объясняется не отсутствием собственного мнения или желанием разделить ответственность, а убежденностью, что в умело организованном процессе обсуждения всегда могут быть найдены лучшие решения.