Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и проектирование организационной структуры управления на предприятии
1.1 Понятие структуры управления и особенности ее построения
1.2 Виды организационных структур управления
2. Анализ организационно-управленческой структуры ООО «Сотрудник»
2.1 Краткая характеристика ООО «Сотрудник»
Продавцы – работают в торговом зале, на кассовых аппаратах.
Введение
Актуальность работы. Изначально определим, что под организацией понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Стоит отметить, что процесс развития организации не должен пониматься только как процесс устранения текущих причин несоответствий, но и как процесс, ориентированный на перспективу и организуемый соответствующим образом исходя из требований и тенденций изменения среды.
Именно поэтому организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).
Структура организации — это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических элементов и персонала.
Упрощенно организационная структура управления представляется как ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций.
Организации создают структуру для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников.
Объектом исследования является ООО «Сотрудник».
Предмет исследования - организационная структура управления ООО «Сотрудник».
Цель исследования, проводимого в рамках работы, заключается в рассмотрении особенностей построения организационных структур организации, в анализе организационной структуры управления ООО «Сотрудник» и поиске путей её совершенствования.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучение теоретических вопросов по организации, принципам и видам построения организационной структуры;
2. Проанализировать существующую организационную структуру управления предприятием ООО «Сотрудник»;
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Сотрудник».
Научная новизна исследования.
Новизна проблемы связана с появлением новых типов организаций и с модернизацией форм управления в существующих организациях. Новизна результатов исследования заключается в обобщении, интеграции и оптимизации существующих и новых подходов в организации управленческой деятельностью.
Степень и уровень разработанности проблемы.
Проблемы исследования, разработки и внедрения организационных структур управления предприятий нашли широкое отражение в литературе в трудах Бухалков М.И., Виханский О.С., Герчикова И.Н., Гусев Ю.В., Балабанов И.Т., Макарова И.К. и др.
Источниковая база исследования.
Трудовой кодекс и другие нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере организационного менеджмента.
Методология и методы научного исследования.
Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой. Их применение позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.
1. Понятие и проектирование организационной структуры управления на предприятии
1.1 Понятие структуры управления и особенности ее построения
Организации являются целевыми социальными системами. Это их характерный знак. Достижение цели есть конечный результат их деятельности. Однако для реализации цели организации необходимы иерархическое построение и управление.
Таким образом, основными составляющими любой социальной организации являются люди, входящие в данную организацию, цели, для реализации которых данная организация создана и существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач. Другими словами - определяющим признаком организации является направленность на достижение цели; цель же может быть достигнута только при наличии иерархии и управления.
Каждая организация имеет свою историю, культуру, технологическую философию и персонал. Для осуществления их гармонического взаимодействия и служит единственная, наиболее подходящая к ним организационная структура управления. Оригинальность конкретной организационной структуры управления достигается на базе использования существующих типов линейных, функциональных, штабных, и других структур путем включения в них или исключения из них каких-либо подразделений или связей[1].
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
На всех уровнях управления уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинации видов структур. Многосторонность содержания структур управления предопределяет множество принципов их формирования. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:
1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура управления призвана быть адекватной в социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения, относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.[2]
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.
Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур.[3]
Названные подходы имеют различаются в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, которые находятся на разных уровнях разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и «плоских», и так далее. Необходимо отметить, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна малому предприятию, где все функции менеджмента часто находятся в рамках функционирования 1-2 членов организации (чаще всего, руководителя и бухгалтера), и, стоит отметить, что в данном случае нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. Макарова И.К. считает, что в процессе развития предприятия, и, соответственно, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа которых требует координации и контроля[4].
Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается, или происходит ее реорганизация.[5]
О.С. Виханский, А.И. Наумов считают, что: «на развитие организационной структуры воздействуют трансформирующиеся виды организационных форм, которые в данный момент существуют в организации». [6]
В тоже время, если предприятие, являющееся составной частью большого объединения, будет четко соблюдать функциональное распределение обязанностей и будет контролировать структуру организации управления, такому предприятию будет сложно развиваться и поэтому все-таки придется изменить организационную структуру в некоторых элементах.[7]
1.2 Виды организационных структур управления
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления:
а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.