Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность темы обусловлена теоретической и прикладной значимостью вопросов, связанных с формированием в Российской Федерации новой подотрасли права, что обусловлено качественным изменением законодательства о государственной гражданской службе и формированием служебного права, регулирующего правовой статус государственных гражданских служащих.
На практике постоянно возникает проблема определения круга государственных структур (органов) и институтов, профессиональная деятельность в которых считается государственной гражданской службой. Дискуссионным является вопрос соотношения конституционного, административного, служебного и трудового статуса федеральных государственных гражданских служащих, особенностей их службы в федеральных государственных органах и положения гражданских служащих в государственных органах субъектов Российской Федерации.
Отмечая важность проблем, касающихся функционирования института государственной гражданской службы, приходится констатировать, что вплоть до настоящего времени в юридической науке, а также в нормативных правовых источниках не выработана единая позиция относительно структуры правоотношений государственных гражданских служащих, соотношения и роли конституционного, административного, служебного и трудового отраслей права в регулировании правового положения государственных гражданских служащих, понятийного аппарата служебного права, категорий «государственная» и «государственная гражданская служба», «государственный гражданский служащий» и «государственный служащий», классификации должностей государственной гражданской службы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в области государственной службы.
Предметом исследования является российское законодательство в области государственной службы РФ.
Цель данной работы – рассмотреть понятие и классификацию государственных служащих как универсальных топ-менеджеров.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и последовательного решения ряда задач:
- рассмотреть понятие государственной службы и ее принципы;
- охарактеризовать классификацию должностей государственных служащих;
- определить права и обязанности государственных служащих.
Методологическая и теоретическая основа исследования. При проведении исследования использовались следующие методы: анализа, обобщения, аналогии, системно-структурный подход, историко-правовой метод, анализа письменных источников и судебной практики.
Теоретическая значимость положений и выводов работы заключаете том, что они уточняют и дополняют теорию о природе, субъектном составе, статуса субъектов в области института государственной службы.
При написании работы использовались труды таких авторов, как: Мелехин А.В., Карпенко С.В., Осивова С.Г., Шерстобоев О.Н., Демин А.А., Барциц И.Н., Вйтович В.Ю. и других.
1. Государственная служба РФ: понятие и виды государственных служащих
1.1 Понятие и принципы государственной службы Российской Федерации
В системе государственно-правовых институтов особое место занимает институт государственной службы. В ходе трансформации отечественной системы права шла эволюция законодательного регулирования государственно-служебных отношений, формировался комплексный институт права, включающий в себя весь комплекс норм и правил, определяющих правовую сущность, генезис государственной службы[1].
Институт государственной службы – достаточно сложное, комплексно-многоаспектное правовое явление. В связи с этим представляется актуальным исследовать его правовую природу в рамках нашей научной статьи.
Следует отметить, что первоначально необходимо определить значение такой правовой дефиниции как «государственная служба». Само понятие «государственная служба» привлекает внимание учёных-юристов уже на протяжении нескольких веков. Это связано с тем, что на разных этапах становления и развития института государственной службы менялось содержание рассматриваемого нами института права.
В толковом словаре учёного-лингвиста В.И. Даля под термином «служба» понимается «служить кому, чему, к чему, либо на что, годиться, пригожаться, быть пригодным, полезным; быть орудием, средством для цели, идти в дело, на дело, быть нужным, надобным, по воле своей оказывать услуги, подавать помощь, услуживать, прислуживаться»[2].
С.И. Ожегов – российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка объясняет лексическое значение термина «служба» через слово служить – «делать что-нибудь, для кого-чего-нибудь, выполняя чью-нибудь волю, приказания, направлять свою деятельность на пользу чего-нибудь»[3].
Известные правоведы в Российской империи также предпринимали попытки дать определение правовой категории «служба» и «государственная служба». Например, Л.В. Акопов, М.Б. Смоленский полагали, что государственная служба представляет собой право распоряжения в определенном отношении властью[4].
По мнению А.С. Архиреевой, государственная служба представляет собой юридическое правоотношение, которое возникает для лица, в результате принятия им государственной должности[5].
Анализ происхождения государственной службы провели А.Н. Бабай и А.Г. Пархоменко[6]. По их мнению, возникновение института государственной службы связано с моментом, когда государственная власть не имеет возможности осуществлять свою власть лично, из-за чего, необходимо осуществлять поиск лиц, которые будут реализовывать волю государственной власти.
Обратим внимание на мнение В.Ю. Войтовича и К.Г. Дедюхина, которые считают, что дефиниция «государственная служба» постоянно изменяется и находится под воздействием политических условий, так как в процессе смены власти изменяются требования к служащим[7].
По мнению Р.Ю. Гайсиной, в основе определения термина «государственная служба» лежит термин «должность». В связи с чем, важно, чтобы занимаемая должность относилась к должностям государственной службы; лицо, претендующее на должность государственной службы, должно обладать правомочием на поступление на государственную службу[8].
Ю.Н. Тугано считает, что разделить государственную службу и службу вообще весьма затруднительно[9]. Отдельные правоведы полагают, что детерминантами такой ситуации выступают, во-первых, отсутствие обособленного служебного законодательства, во-вторых, особой политической ситуацией, которая происходит в границах советской Российской Федерации[10].
В современной юридической литературе в достаточной степени уделено внимания исследованию правовой природы института государственной службы и, в том числе, исследованию ключевого, центрального понятия «государственная служба». Например, в работах Д.Н. Бахраха, Ю.Н. Старилова, В.Д. Граждан, Г.В. Атаманчука, А.Ф. Ноздрачева и других уделено специальное внимание определению понятия «государственная служба».
Один из ведущих административистов профессор Ю.Н. Старилов полагает, что институт юридической ответственности – вид трудовой деятельности, осуществляемый на профессиональной основе служащими государственных органов с целью исполнения задач и функций государства [11]. По нашему мнению, подобный подход наиболее ёмко определяет сущность и характерные особенности института государственной службы, а именно: как служение государству, его интересам; механизм претворения в жизнь его целей, задач и функций; специальную правовую природу и особую значимость как самостоятельного государственно-правового института.
Д.Н. Бахрах предлагает рассматривать определение «государственная служба» через призму особой разновидности общественно-полезной деятельности, на основе платности и направленная на управление различными сферами государственной жизни[12].
Государственная служба – «вид общественно полезной профессиональной служебной деятельности», основная цель которой сводится к содействию по реализации задач и функций конкретного государственного органа, службы, организации, в которой служащий проходит службу. Подобной точки зрения придерживается Ю.Н. Туганов[13].
Прежде чем перейти к анализу содержания основных принципов государственной службы, на наш взгляд, следует рассмотреть вопрос о сущности и функциональной роли этих принципов. В специальной литературе данный вопрос освещен, как представляется, не в достаточной степени.
В отечественной юридической науке общепринятым является выделение правовых принципов по отраслевому критерию. Так, традиционно выделяются принципы, присущие всей российской правовой системе в целом (общеправовые принципы), распространяющие свое действие на несколько отраслей права (межотраслевые принципы) и определяющие основные направления правового регулирования конкретной отрасли права (отраслевые принципы). Какое место в данной системе занимают принципы государственной службы?
Нужно сказать, что некоторые авторы дополняют эту традиционную трехзвенную систему принципами отдельных правовых институтов. При этом общеправовые принципы конкретизируются или модифицируются применительно к конкретной отрасли права, приобретая тем самым значение отраслевых принципов. Соответственно, отраслевые или внутриотраслевые принципы конкретизируются в институционных принципах.
Государственная служба традиционно рассматривалась как институт административного права, однако в последнее время такой подход подвергается критике в специальной литературе. Так, А.П. Алексеев, Д.А. Абезин отмечают, что в рамках отрасли административного права можно говорить о методах обеспечения государственной служебной деятельности и участия граждан в реализации различных публичных функций, но рассмотрение государственной службы в качестве института административного права представляется ошибочным[14].
В современной юридической литературе все большее значение приобретает точка зрения, согласно которой государственно-служебные отношения являются предметом правового регулирования самостоятельной отрасли или подотрасли права – служебного права. Впервые эту идею высказал Ю.Н. Старилов в своей докторской диссертации и в учебнике «Служебное право» (1996 год). В этих работах «выдвигается принципиально новая идея о выделении особого массива правовых норм, регулирующих государственно-служебные отношения, в отдельную отрасль или подотрасль права, которая имеет свое содержание, предмет и методы»[15].
Эта позиция получила распространение и значительную поддержку в юридической доктрине после принятия Федеральных законов от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[16] и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[17].
В этой связи возникает вопрос о соотношении отраслевых принципов служебного права как самостоятельной отрасли или подотрасли административного права и принципов государственной службы в тех значениях, в которых они закрепляются в нормативных правовых актах. Так, например, по мнению С.Е. Прокофьева, принципы государственной службы имеют более широкий характер по сравнению с принципами служебного права[18].
По мнению Е.В. Позднякова, Е.В. Герасимова, под принципами государственной службы следует понимать правовую категорию как основное, руководящее положение, закрепленное непосредственно или косвенно в нормах права, определяющее содержание государственно-служебных отношений, имеющее обязательный характер для участников этих отношений, способствующее осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом[19]. А.В. Куракин определяет принципы государственной службы как закрепленные нормативно основополагающие предписания, касающиеся организации и прохождения государственной службы, делающие государственно-служебные отношения стабильными, кроме этого, принципы государственной службы придают стабильность правовому положению государственного служащего[20]. Н.Е. Панова рассматривает принципы как законодательно установленные и реализуемые в практике государственной службы, а также государственного управления основополагающие начала (научные положения), правовые установления и формы осуществления государственной службы, которые основываются на Конституции РФ, отечественных и зарубежных традициях организации и функционирования государственной службы[21].
Интересная и весьма последовательная концепция принципов государственной службы была сформулирована в трудах Ю.Н. Старилова, который рассматривает их как основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти, и в частности в системе государственной службы[22].