Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Становление конфликтологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемы конфликтологии как отдельной области знаний связаны с огромным влиянием на нее психологической науки. Психология все больше оказывает влияние на современную конфликтологию из-за значительной роли психологических причин в зарождении и эскалации конфликтов.

Основы конфликтологии

Социальные науки призваны отражать состояние общества. Пусть не всегда это происходит адекватно, но они отображают потребности социума. Современное общество наиболее склонно к различного рода конфронтациям, но наряду с этим оно стремится и к сотрудничеству, согласию. Нынешний социум испытывает потребность в цивилизованных методах разрешения возникающих противостояний и напряженностей. Все это вызвало необходимость появления новой отрасли знаний – конфликтологии.

Формирование и развитие конфликтологии припало на середину шестидесятых годов прошлого столетия. Предметом ее стало толкование процессов жизнедеятельности, функционирования и образования общественных систем при помощи категории конфликта, означающей столкновение, противостояние субъектов, преследующих несхожие, зачастую даже противоположные задачи, стремления, интересы и цели.

Современная конфликтология является теоретико-прикладной наукой, то есть ее содержание состоит из таких уровней знания, как теоретическое толкование конфликта в качестве социального явления, изучение его функций и места системе социальных взаимодействий, анализ его сути, динамики, обусловленности общественными отношениями, изучение конкретных типов конфликтов, зарождающихся в различных сторонах социальной жизни (семейные отношения, коллектив), технология их разрешения.

Ключевой специфической особенностью данной дисциплины является ее комплексность. Ведь конфликты – это неотъемлемая составляющая человеческого взаимодействия.

Противоречия существуют во всех областях социального бытия, а также абсолютно на всех организационных уровнях общества. Вследствие чего конфликтами интересуются последователи различных социальных отраслей науки. Политологи, социологи, экономисты, психологи, правоведы, менеджеры, управленцы, а также ученые, изучающие точные науки, исследуют различные стороны социальных конфликтов, их развитие и пути предотвращения. Целью, объединяющей все смежные области знаний, является обнаружение и объяснение механизмов, которые управляют социальными процессами, имеющими связь с противоречиями и их динамикой, доказательство возможности предвидения поведенческих актов субъектов в ситуациях конфронтации.


Современная конфликтология богата многообразием методов, которые условно подразделяются на:

— методы анализа и оценки личности (тестирование, наблюдение, опрос);

— методы изучения и оценивания социально-психологических феноменов в общностях (социометрический метод, наблюдение, опрос);

— методы диагностики и разбора противоречия (анализ итогов деятельности, наблюдение, опрос);

— методы управления конфронтациями (метод картографии, структурные методы).

Кроме того, методы конфликтологии делятся на субъективного характера методы и объективные. Субъективные методы предполагают понимание конфликта как вполне естественного социального феномена. Объективные – рассматривают конфликт с учетом его оценивания испытывающим индивидом и противоположными агентами. Оба метода лишь в единстве способны предоставить точное знание о реальности конфликта. Их совместное применение позволяет осознать субъективный аспект и объективную сторону противостояния, а также связанного с ним поведенческого реагирования.

Задачи конфликтологии

Развитие конфликтологии как отдельной области знаний обусловило необходимость выработки ее основных задач, которые формируются в пределах целей, преследующих конфликтологией. Задачи науки о конфликтах предполагают выработку системы мероприятий, ориентированных на достижение ее целей.

Дисциплина конфликтология характеризуется наличием следующих ключевых целей:

Основными целями конфликтологии являются:

— изучение всех конфронтаций, выступающих научным объектом, интенсивное развитие теоретической базы;

— создание системы образования, популяризация конфликтологических знаний в социуме;

— организация практической работы по прогнозированию, предотвращению и улаживанию конфликтов.

Задачами конфликтологии являются осмысленные и выраженные конфликтологами проблемные вопросы, последовательное решение которых будет содействовать достижению основополагающих целей конфликтологии.

Анализ конфронтаций предполагает, прежде всего, создание теоретической базы конфликтов, которая позволит установить природу противоречий, выделить классификацию и систематизировать их.

Задачи конфликтологии должны также включать профилактику и мероприятия по предотвращению конфронтаций, а также методы урегулирования и управления противоречиями.

Профилактика противостояний заключается в работе с потенциальными конфликтами. Она основывается на прогнозировании противостояния.


Профилактику конфронтаций обеспечивает любая деятельность, ориентированная на развитие интеллектуально-коммуникативной культуры общности людей, на формирование определенных норм в коллективах.

Нередко профилактикой именуют процесс предотвращения эскалации конфликта, однако это разные процессы. Предотвращением конфликта является избегание его в момент зарождения. С этой целью используется способ манипулирования, который дает временный эффект и по существу не решает конфликт, он лишь временно притупляет его. В случае использования предотвращения конфронтации, она может возникнуть позже.

Урегулированием столкновения называется недопущение насильственных деяний, достижение договоренностей, реализация которых более выгодна участникам, нежели продолжение конфликтного противостояния. Следовательно, урегулирование конфронтаций подразумевает управление ими. Управление конфликтами подразумевает обеспечение максимальной возможности для самоурегулирования противостояния.

Таким образом, задачи конфликтологии лежат не только в познавательно-теоретической плоскости, но и в утилитарно-практической. То есть основополагающей задачей науки о конфликтах является помощь человеческим субъектам в понимании того, что нужно делать с конфликтами. В этом и заключаются основные проблемы конфликтологии.

Методы конфликтологии

Методы, направленные на изучения различных конфликтов, представляет собой способ приобретения, доказательства и построения конфликтологического познания, содержащий в себе совокупность приемов, принципов и категорий, а также возможность использования этого знания в практике предсказания, предотвращения, диагностики, профилактики и разрешения противоречий, другими словами являет собой систему механизмов анализа и путей разрешения конфликтов. Такие механизмы существенно разнятся при исследовании социальных конфликтов, конфронтаций, возникающих внутри личности и между отдельными индивидами.

Основными методами конфликтологии принято считать: эксперимент, опрос, исследование документов, комплексное исследование и наблюдение.

Эксперимент является эмпирическим исследованием и опирается на теоретическую базу и методы других научных направлений (социологии, психологии). В процессе эксперимента воссоздаются реальные ситуации из жизни для проверки теоретических гипотез на практике.

Опрос – это сбор суждений, ответов разных индивидов по изучаемым вопросам при помощи анкетирования или тестирования. Опрашиваться могут участники противостояния, наблюдатели и эксперты.


Исследование документов предполагает изучение данных, зафиксированных на специальном носителе (сведения о противостоянии между странами, столкновении отдельных субъектов). Комплексное исследование предполагает использование методов.

Наблюдение заключается в процессе, при котором экспериментатор является либо участником наблюдаемой ситуации, либо наблюдателем. Данный метод является наиболее популярным и простым среди всех применяемых способов. Главным его преимуществом является то, что он используется при естественных условиях протекания конфронтации.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что в общении с людьми и в деловых контактах возможно возникновению скрытых или явных конфликтов из-за непонимания истинных мотивов поведения. В контактах с людьми необходимо проявлять терпимость, сдержанность и понимать, что мотивы поведения человека совсем не те, которые можно ему приписать. Заносчивость и наглость иногда скрывать под собой робость и застенчивость, страх и беспокойство маскируются под злостью и гневом и т.д. Так же следует помнить, что если в коллективе возник конфликт, не следует уходить от него.

Очень важно уметь не переводить конфликтную ситуацию в конфликт. Если же конфликтная ситуация уже успела перерасти в конфликт, то очень важно работать с эмоциональным настроем участников. Умение решать конфликты зависит от способности менять взаимное представление участников из врагов в партнеров - и это является одним из важных качеств хорошего руководителя.

Нужно понимать, что конфликт нужно взять под контроль прежде, чем он станет настолько сильным, что приобретет деструктивные свойства. Основная причина конфликта в том, что люди зависят друг от друга, но каждый хочет добиться определенных целей. У многих людей нет специальных навыков управления конфликтами, им нужны рекомендации и соответствующая практика.

В порядке основных рекомендаций можно указать такие: умение отличить главное от второстепенного; внутреннее спокойствие; эмоциональная зрелость и устойчивость; знание меры воздействия на события, означающее способность остановить себя и не "давить" или, наоборот, ускорить событие для того, чтобы "владеть ситуацией" и уметь адекватно реагировать на нее; умение подходить к проблеме с различных точек зрения; готовность к любым неожиданностям, отсутствие (или сдерживание) предвзятой линии поведения; восприятие действительности такой, какая она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы видеть ее; стремление к разрешению ситуации; наблюдательность, необходимая не только для оценки окружающих и их поступков; дальновидность; стремление понять других людей. Необходимо помнить, что существует два главных метода разрешения конфликта: негативный и позитивный. Негативный включается в себя все виды борьбы, его целью является достижение победы одной стороны над другой. Позитивный - это разнообразные виды переговоров и конструктивного диалога с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия обеих сторон конфликта. конфликт социальный стрессоустойчивость.


Библиография

  1. Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М., «Внимание: конфликт!» - Новосибирск: Наука, 2008 г.
  2. Безруких М., «Я и другие или правила поведения для всех», М., из-во пол-ой лит., 2016г.
  3. Белкин А.С., «Конфликтология: наука о гармонии», Ек-рг «Глаголъ», 2000 г.
  4. Гришина, И.В., «Я и другие: общение в трудовом коллективе» – СПб, 2014 г.
  5. Гришаева Н.П., «Нужно бояться конфликтов?», / «Управление», 2017 г., № 3, стр 17.
  6. Дип, С., Сесмен, Л., «Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам» – М.:, 2012 г.
  7. Заренок, Н.Н., «Культура управления» – Минск: Вышэйш. шк., 1999 г.
  8. Кабаченко Т.С., «Психология управления», М., «Пед. общество Росси», 2013.
  9. Кулиев, Т.А., Мамедов, В.Б., «Руководитель и коллектив: взаимодействие» – М.: Знание, 2010 г.
  10. Самоукина Н.В., «Психология профессиональной деятельности», М., «Питер», 2013 г.
  11. Саратан Т.Н. «Энергия конфликта: мешает или помогает конфликт» / «Управление», 2014г.
  12. «Социальное управление: словарь-справочник» Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М.,
  13. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. –С.12-13
  14. Шаленко, В.Н., «Конфликты в трудовых коллективах» – М.: изд-во МГУ, 2012 г.
  1. Белкин А.С., «Конфликтология: наука о гармонии», Ек-рг «Глаголъ», 2000 г.

  2. Шаленко, В.Н., «Конфликты в трудовых коллективах» – М.: изд-во МГУ, 2012 г

  3. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. –С.12-13

    1. Безруких М., «Я и другие или правила поведения для всех», М., из-во пол-ой лит., 2016г.

  4. . Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия)( сост. Гришина Н.В.). – СП б, Питер,. 2001. – С. 307

  5. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии.// Психологический журнал. – Т. 1, № 6. – 1980. – С. 122

  6. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2006. – С. 156

  7. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – СП б: изд-во Военмеха,2000. – С. 17

  8. Конфликт и пути его разрешения ( сост. Лисепкий К.С.). – Куйбышев: Изд-во КГУ, 2018 г. – С.9

  9. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л.: Изд-во МГУ,2008. – С. 88

  10. Безруких М., «Я и другие или правила поведения для всех», М., из-во пол-ой лит., 2016г.

  11. Саратан Т.Н. «Энергия конфликта: мешает или помогает конфликт» / «Управление», 2014 № 1 стр.17.

  12. Шаленко, В.Н., «Конфликты в трудовых коллективах» – М.: изд-во МГУ, 2012 г

  13. Шаленко, В.Н., «Конфликты в трудовых коллективах» – М.: изд-во МГУ, 2012 г

  14. Наименование стилей взяты из книги Азарова Ю.П. «Мастерство воспитателя», М., 1991г.