Файл: Эффективное общение как средство управления персоналом (Особенности невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большое значение для эффективности процесса коммуникации в организации имеют так называемые шумы. Для организаций шумы зачастую становятся реальной проблемой. Управленческая информация искажается или теряет свой смысл, затрудняет ее продвижение от руководителя к подчиненным. Нарушения в коммуникациях становятся главной причиной конфликтов в организации. Для предотвращения конфликтных ситуаций, споров используются различные административные методы. Одним из таких методов является проведение совещаний.

Заключение

Таким образом, проанализировав теоретические основы общения можно сделать следующие выводы.

Отвечая на первую задачу исследования, можно сделать вывод, что общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). В организациях процесс коммуникации неотделим от общения, поэтому рассматривая сущность общения, необходимо рассмотреть и понятие коммуникации как связующего процесса между элементами систему управления.

Решая вторую задачу исследования и рассмотрев виды общения, можно заметить, что общение по способу передачи информации может быть вербальным и невербальным. Особый вид общения – деловое общение. Именно данный вид осуществления коммуникаций изучается особенно пристально специалистами по управлению.

Третья задача исследования рассматривает деловое общение, которое составляет основу для выделения различных технических видов общения, классификация которых построена на основании изучения способов и форм осуществления коммуникаций – письменное, устное, и др. Также можно классифицировать общение по его содержанию на материальное, когнитивное, мотивационное и деятельностное; и по средствам общения – на непосредственное, опосредованное, прямое и косвенное. Деловое общение отличается высокой степенью формализованности и установлением определенных правил, ритуалов, процедур. Деловое общение регулируется нормами этики делового общения.

Рассматривая понятие «профессиональное мастерство» по отношению к руководителю, тем самым отвечая на четвертую задачу исследования, было выявлено, что профессиональное мастерство формируется в процессе обучения менеджера, формируется вместе с его компетентностью, знаниями, навыками. При этом необходим самоменеджмент руководителя, его установка на повышение собственного профессионализма.


Пятая задача исследования решена следующим образом. При рассмотрении требований, предъявляемых к руководителю, выявлены следующие группы качеств, необходимых менеджеру для успешной реализации целей и задач управленческой деятельности. Это биографические характеристики, образовательный уровень, способности, отдельные черты личности. Однако главная характеристика руководителя – это умение общаться, культура его речи и коммуникационные способности.

Шестая задача исследования. Анализ результатов исследований, проводимых учеными, показывает, насколько велико значение такого фактора, как общение, ля повышения эффективности организации. Умелое осуществление коммуникаций, применение современной техники общения делает его высокоэффективным инструментом управления, который позволяет менеджеру с наименьшими затратами добиваться поставленных целей.

Литература

  1. АтаманчукГ.В. Управление: всегда есть варианты. М.: Издательство РАГС. 2019.
  2. Брэддик. У. Менеджмент в организации. М.: ИНФРА-М. 2011.

Бутенко, Ю.В. Колесниченко. Менталитет россиян и евразийство.//СОЦИС. 2012, № 5.

Бородкин Ф.М., Козлов В.В. Межличностная коммуникация в организации: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. М.: Новости. 2012.

Вершигора Е.Е. Связующие процессы в менеджменте. М., 2014.

Горбунов А.П.. Основы социального менеджмента. Пятигорск. 2019.

  1. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ. 2018.
  2. ГорбачевД.Н. Природа возникновения коммуникационных преград и эффект, оказываемый ими на процесс коммуникации. - СПб. -2014.
  3. Гольдштейн Г.Я. Теория коммуникаций в менеджменте. - М. 2014.
  4. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело. 2011.
  5. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. СПб., 2014.
  6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 2011.
  7. Конецкая В.П. Социология коммуникации. 2014.
  8. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2014.
  9. Корташева, Т.В. Никонова, Т.О. Соломатина. Поведение в организации. М.: ИНФРА_М. 2011.
  10. Казаринова Н.В. Основные процессы коммуникации / Менеджмент в России и за рубежом.- 2013, № 4.
  11. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М.: ИНФА. 2012.
  12. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель ... М.: Прогресс. 2011.
  13. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело. 2016.
  14. Матиашвили В.М. Проблемы коммуникаций: диагностика и решение.- Н.Новгород, НРИ АПК.- 2014.
  15. Организационное управление/ Под ред. Архиповой Н.И. М.: Новости. 2018.
  16. Психология управления. / Под ред. Розанова В.А. М., 2017.
  17. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М. 2011.
  18. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 2018.
  19. Руденский Е.В. Общение как коммуникативная деятельность.- М., Новости, 2012.
  20. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Межличностные коммуникации в управлении. Учебное пособие. - Ростов н/Д., 2012.
  21. Серто С.С. Принципы современного менеджмента. М.: ИНФА. 2019 г.
  22. Управление организацией/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА. 2019.
  23. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа. 2018.
  24. Шекшня Е.В. Управление персоналом современной организации. М.: Интел-Синтез. 2016.
  25. Шуванов В.И. Социальная психология руководителя. М.: Интел. 2013.

Приложение 1

Модель процесса коммуникации

№ 1 Отправитель

№ 2 Сообщение

№ 3Канал связи

ШУМ

№4 Получатель

№ 6 Обратная связь

№ 5 Результат

Источник: Шуванов В.И. Социальная психология руководителя. -М.: Интел. 2013. –с. 95.

Приложение 2

Техника размещения аудитории

Способ

Схематическое изображение

Комментарии

Аудиторное размещение

Отделяет оратора от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников

»Конференция»

Официально. По субординации. Может вызвать конфронтацию, противостояние мнений

»Подкова»

Способствует взаимодействию. Доступный визуальный контакт. Хорошие возможности контроля

V - образное расположение

Позволяет создать обстановку сотрудничества между общающимися при ведущей роли оратора

»Круглый стол»

Объединяет людей, демократизирует обстановку обсуждения проблем.

»Кабаре»

Для работы маленькими группами. Возможны трудности фокусирования внимания

Источник: Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Межличностные коммуникации в управлении. Учебное пособие. - Ростов н/Д., 2012. –с. 245.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ОБЪЕКТА ОПЕРАТИВНОГО ИНТЕРЕСА

Тарасова Татьяна Васильевна

Общие данные:

Родилась в 1963 г. в селе Величаевка Нефтекумского района Ставропольского края. Национальность - русская. Образование – высшее (Астраханская школа милиции, позже – Академия МВД РФ). Специальность – руководитель кадровой службы. Состоит в партии Единая Россия. Место жительства – г. Наро-Фоминск.

С 2014 года – в отставке, работает на должности ведущего специалиста Отдела образования администрации Наро-Фомиска.

Внешние признаки:

  1. Лицо. Сильно развиты надбровные дуги, скулы выступают, нижняя челюсть широкая с большим «волевым» подбородком. Черты лица острые, нос крупный с горбинкой, скулы ярко выраженные, глаза карие, глубоко посаженные. Взгляд «цепкий». Брови широкие, сросшиеся на переносице. Губы тонкие, четко очерченные. Кожа смуглая. Волосы темные с проседью, подстрижены «ежиком», залысины.
  2. Рост 165-167 см. Осанка прямая.
  3. Телосложение близко к атлетическому. Плечи широкие, грудная клетка широкая и выпуклая. В целом туловище расширяется кверху. Шея массивная, кажется еще массивнее из-за большого развития трапециевидной мышцы. Мышцы развиты, особенно в плечевом поясе. Руки несколько удлиненные, с большим мускульным рельефом.
  4. За одеждой тщательно следит. В основном носит деловые костюмы. Знаки отличия на форме (звезды на погонах, петлицы) выполнены из золота. Гражданская одежда дорогая, известных марок, выполнена из качественных натуральных материалов.
  5. Манеры властные, не привык повторять распоряжение дважды. При этом корректен, соблюдает субординацию, не допускает грубости с подчиненными. Жесты четко выражены, мимика сдержана.
  6. Походка уверенная, плавная.
  7. Голос немного приглушенный, ровный.

Жизненный путь

  1. Родители – работники колхоза «Овцевод». Жители села Величаевка. В партии не были, политикой не интересуются. Образование: отец – 7 классов, мать – 9 классов сельской школы. Профессия – овцеводы. Взаимоотношения в семье ровные, детей любят, но воспитывали «в строгости». Физические наказания к детям применялись. Свободное время проводили на собственном приусадебном участке.
  2. Место рождения – село Величаевка.
  3. Раннее детство. Рассматриваемый объект – средний ребенок в семье, имеет старшего брата и младшую сестру. До окончания школы жил с родителями. Из увлечений – охота и рыбалка. Взаимоотношения с братом и сестрой теплые, дружественные.
  4. В школе учился ровно, удовлетворительно. Отсутствие отличных оценок объясняется не недостатком способностей, а необходимостью ежедневной работы на приусадебном участке. Любимый предмет – физкультура. Изучение литературы и русского языка было сопряжено с определенными трудностями. Во время учебы в школе наблюдались частые нарушения дисциплины. Собственные интересы предпочитал отстаивать в драке. На насмешки товарищей по поводу невысокого роста отвечал дракой.
  5. Служба в армии проходила на Черноморском флоте на борту гвардейского корабля. После демобилизации поступил в Астраханскую школу милиции, отделение следствия. Для работы в милиции характеристику и ходатайство составил участковый села Величаевка.
  6. В 2000 году окончил Академию МВД России.
  7. Отношение к служб – ответственное, принципиальное, с чертами перфекционизма. Внимательно работает с документами. Знакомится с кадровой работой.
  8. Брак зарегистрирован в 1976 году.

Жизненные сферы

  1. Семья. В семье установлен авторитарный режим. Есть только одно мнение – мнение Лихолетьева. К супруге относится уважительно-снисходительно. Считает своей обязанностью материальное содержание жены и ребенка, помощь близким родственникам. С братом и сестрой отношения поддерживает, оказывает необходимую помощь.
  2. На работе пользуется практически непререкаемым авторитетом и большим влиянием в системе МВД Ставропольского края. Тренд карьеры – уверенный. Работой удовлетворен не полностью, постоянно ставит себе новые задачи, нервничает, переживает, если случаются неудачи. В широком обществе практически не общается, на мероприятиях ведет себя скромно, быстро уходит, не любит быть на виду. В то же время в профессиональной сфере контролирует даже незначительные вопросы, старается быть в курсе всех событий. Имеет влияние на непосредственного руководителя – главу МВД края. Руководит кадровой службой МВД СК в течение 12 лет.
  3. В партиях не состоит. В общественной жизни старается не быть на виду.
  4. Свободное время проводит либо с семьей (жена, сын, внуки), либо среди родственников. Однако организует и встречи с руководством, коллегами из других регионов, которые проводит со вкусом и размахом.
  5. Материальные условия жизни. Имеет собственный дом, частный автомобиль. Материальным положением удовлетворен.
  6. Общее состояние здоровья – удовлетворительное. За здоровьем пытается следить, занимается фитнесом (нерегулярно).

Поведение:

  1. Настроение практически всегда ровное. Раздражается от некомпетентности или невнимательности, неаккуратности подчиненных. Может в этом случае повысить голос. В играх азартен, склонен к интригам. На трудности реагирует энергично, анализирует причины неудач.
  2. Раздражение старается подавлять, но может и не сдержаться. Обиды помнит долго – десятки лет. По мелочам не расстраивается. Привязанности в личном общении хранит долго, среди коллег друзей не имеет, сотрудникам не доверяет, не открывается.
  3. Воля сильная, решения принимает самостоятельно. Подчинятся умеет, но не любит. Дисциплинирован и требует того же от подчиненных и коллег. Решителен, смел, но рационален. Инициативен.
  4. В сложной ситуации всегда сохраняет логичность и рациональность мышления. Умеет находить пользу для себя в любой ситуации. Чувство юмора практически не имеет.
  5. Пьет мало, предпочитает некрепкие напитки (пиво, вино). В состоянии опьянения сохраняет контроль над собой. В компаниях общителен, наблюдает за присутствующими.
  6. В общении обязателен, соблюдает общепринятые моральные нормы. Но при этом старается подмечать недостатки и особенности поведения своих контрагентов, часто использует их слабости и проступки в собственных целях. Со старшими и равными держится достойно, мужественно.

Темперамент и характер

  1. Темперамент. Наблюдаются черты сангвиник аи флегматика. Так, Лихолетьев общителен, внимателен к окружающим, уравновешен но в то же время достаточно замкнут. Не подвержен резким сменам настроения. Стремления характеризуются устойчивостью. Слабо выражает внешне эмоции. Обладает явными лидерскими способностями, харизматичен. Но указанные способности старается не демонстрировать. Эмоционально невозмутим. Резкие вспышки гнева может вызвать неудачная шутка по поводу роста, телосложения, внешности.
  2. Характер. По отношению к людям спокоен, занимает позицию «серого кардинала». Внимательно наблюдает, анализирует, запоминает особенности поведения окружающих. Недоверчив. К вещам относится аккуратно до педантизма. В делах также аккуратен и точен. Из аксессуаров – часы. Честолюбив, любит власть, стремится получить рычаги управления как можно большим количеством людей. Гордится своим карьерным ростом и жизненными достижениями. Из черт характера, определяющих цели деятельности необходимо выделить честолюбие и амбициозность. Черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность. Инструментальные черты: интроверсия, спокойствие, сдержанность.