Файл: Сущность бюджетирования, периодичность, принципы и функции его разработки.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и организационные основы бюджетирования
1.1. Сущность и функции бюджетирования
1.2 Состав и характеристика бюджетного цикла
2.1. Характеристика объекта исследования и анализ имущественного положения предприятия
2.2. Анализ бюджета предприятия, его составляющих
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы бюджетирования
В бюджете накладных расходов определяются общехозяйственные расходы: командировки; амортизация основных средств; подготовка кадров.
Бюджет коммерческих расходов, рассчитываемый маркетинговой службой предприятия в процентном отношении к объему продаж, включает: затраты на рекламу, комиссионные агентов, транспортные услуги.
Бюджет управленческих расходов - это расходы, связанные с содержанием органов управления предприятием: руководства предприятия, отдела кадров, юридического отдела, бухгалтерии, планово-экономической службы.
Бюджет себестоимости (затрат) продукции формируется на основе бюджетов материальных затрат, бюджета оплаты труда и бюджета накладных расходов. При этом управленческие и коммерческие расходы могут, как определяться по самостоятельным бюджетам, так и входить в бюджет накладных расходов с тем, чтобы сформировать бюджет себестоимости.
На основе приведенных данных составляется бюджет доходов и расходов, план денежных потоков.
Все подготовленные бюджеты увязываются между собой, уточняются и при необходимости корректируются, после чего подготавливаются три основных финансовых документа: бюджет доходов и расходов; бюджет движения (потока) денежных средств и бюджетный баланс. Разрабатывает эти документы финансовая служба предприятия.
Итоговым (сводным) документом финансового плана является бюджет доходов и расходов, который по форме соответствует бухгалтерскому отчету о прибылях и убытках
Бюджет прибылей и убытков необходим для оценки рентабельности предприятия, для контроля за его хозяйственной деятельностью. Именно наличие прибыли в долгосрочной перспективе является залогом положительного сальдо отчета о движении платежных средств.
Таблица 3
Сравнения бюджета доходов и расходов на 2018 год с фактом
Показатель |
Значение |
Изменение |
|||||
в тыс. руб. |
тыс. руб. |
± % |
|||||
2017 |
план |
2018 |
2018 г. к плану |
2017 г. к плану |
2018 г. к плану |
2017 г. к плану |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Выручка |
25344 |
25300 |
25374 |
74 |
-44 |
0,29 |
-0,17 |
2. Расходы по обычным видам деятельности |
25072 |
23057 |
21300 |
-1757 |
-2015 |
-7,62 |
-8,04 |
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) |
272 |
2243 |
4074 |
1831 |
1971 |
81,63 |
724,63 |
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате |
8 |
0 |
58 |
58 |
-8 |
|
-100,00 |
5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4) |
280 |
2243 |
4132 |
1889 |
1963 |
84,22 |
701,07 |
6. Проценты к уплате |
19 |
0 |
12 |
12 |
-19 |
|
-100,00 |
7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее |
-230 |
-230 |
-889 |
-659 |
0 |
286,52 |
0,00 |
8. Чистая прибыль (убыток) (5-6+7) |
31 |
2473 |
3231 |
758 |
2442 |
30,65 |
7877,42 |
При планировании доходов и расходов учитываются результаты предыдущего периода и желаемых результат. Для формирования бюджета по доходам и расходам используются данные бухгалтерского учета за год с разбивкой по статьям доходов и расходов. Руководитель совместно с главным бухгалтером и руководителями отделов, в устной форме, определяют возможность получения дохода, и объемы расходов (в том числе возможность их снижения).
Один из наиболее важных бюджетов на предприятии - бюджет движения денежных средств, который позволяет определить реальную платежеспособность, выполнение финансовых обязательств.
При заполнении бюджета по доходам и расходам предприятие руководствуется следующим.
I. По доходам:
- понятие «доход» стало нормативно-регламентированным в бухгалтерском учете, обобщающим такие экономические понятия, как активы, обязательства и капитал;
- понятие «доход» в настоящее время является однозначным и под ним признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала предприятия;
- хозяйственные операции, которые увеличивают активы на определенный период времени, не являются доходами. Например, получение займа, кредита, залога, авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг и другие поступления средств (предварительная оплата, поступления по договорам комиссии, экспертные пошлины, НДС, акцизы и т.п.) увеличивают средства, но принадлежат третьим лицам и не оказывают никакого влияния на увеличение капитала предприятия;
- не всякое увеличение капитала может быть следствием роста дохода. Например, если собственник вкладывает дополнительные средства в капитал организации, то это к доходам не имеет никакого отношения, поскольку увеличивается вклад участников в капитал;
- к доходам от обычных видов деятельности относятся доходы предприятия, которые, как правило, имеют постоянный характер и связаны с уставной производственно-финансовой, инвестиционной или другой деятельностью;
- к операционным относятся доходы, которые не являются постоянным источником средств и зачастую не являются предметом деятельности организации. Эти доходы могут появиться на предприятии, а могут и не возникнуть.
II. По расходам:
- к расходам относятся действия, приводящие к уменьшению капитала предприятия;
- не признаются расходами затраты, которые непосредственно не влияют на формирование финансовых результатов. Например: выбытие активов по договорам комиссии, агентским и другим аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; расходы по внесению средств предприятием в уставные (складочные) капиталы других акционерных обществ, а также приобретение ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); погашение кредита, займа, то есть основной суммы, а не проценты по ним; выбытие в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг и др.;
- к расходам по обычным видам деятельности относятся затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг и продажей товаров, если эти виды работ предусмотрены в учредительных документах предприятия;
- к операционным относятся расходы, которые, как правило, не являются предметом деятельности данного предприятия и могут возникнуть, а могут и не иметь места. При этом проценты, уплачиваемые предприятием за предоставление ему в пользование денежных средств (кредитов, займов), включаются в состав операционных расходов и непосредственно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и списываются на балансовый счет «Прибыли и убытки». На этот же счет в составе операционных расходов списываются расходы по оплате услуг, оказываемых кредитными организациями.
Бюджет движения денежных средств можно вести от производственной, инвестиционной, финансовой и прочей деятельности. При его разработке следует обязательно учитывать изменения в дебиторской и кредиторской задолженности, по покупателям и поставщикам, снижение остатков материальных запасов и готовой продукции, возможности получения кредитов, гибкую ценовую политику, необходимость контроля за исполнением бюджета и другие факторы.
Далее составляется прогнозный баланс.
Прогнозный баланс формируется на базе отчетных данных бухгалтерского учета на конкретную дату по принятым на предприятии субсчетам бухгалтерского учета. Он показывает, какими средствами финансирования располагает предприятие и как используются данные средства, а также дает возможность управления активами и пассивами предприятия, ускорения оборачиваемости текущих активов и пассивов, оптимизации структуры источников финансирования.
В ООО «Корона-Консалт» бюджеты формируются на основании данных предыдущего года и учитываются лишь предполагаемые изменения, так при прогнозе на 2018 год предполагалось снижение стоимости внеоборотных активов за счет
Таблица 4
Сравнения прогнозного баланса на 2018 год с фактом
Показатель |
Значение |
Изменение |
|||||
в тыс. руб. |
тыс. руб. |
± % |
|||||
2017 |
план |
.2018 |
2018 г. к плану |
2017 г. к плану |
2018 г. к плану |
2017 г. к плану |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Актив |
|||||||
1. Внеоборотные активы |
1445 |
1359 |
153 |
-1206 |
-86 |
-88,74 |
-5,95 |
основные средства |
1445 |
1359 |
153 |
-1206 |
-86 |
-88,74 |
-5,95 |
2. Оборотные, всего |
3755 |
4011 |
4882 |
871 |
256 |
21,72 |
6,82 |
запасы |
1093 |
990 |
336 |
-654 |
-103 |
-66,06 |
-9,42 |
денежные средства |
124 |
250 |
2911 |
2661 |
126 |
1064,40 |
101,61 |
Баланс |
5200 |
5370 |
5035 |
-335 |
170 |
-6,24 |
3,27 |
Пассив |
|||||||
1. Собственный капитал |
771 |
2015 |
4002 |
1987 |
1244 |
98,61 |
161,35 |
3. Краткосрочные обязательства, всего |
4429 |
3015 |
1033 |
-1982 |
-1414 |
-65,74 |
-31,93 |
заемные средства |
439 |
501 |
132 |
-369 |
62 |
-73,65 |
14,12 |
Баланс |
5200 |
5531 |
5035 |
-496 |
331 |
-8,97 |
6,37 |
Из приведенного прогноза видно, что на 2018 год было запланировано снижение стоимости внеоборотных активов на 86 тыс. руб., увеличения оборотных активов на 871 тыс. руб. за счет увеличения денежных средств. В пассиве баланса было запланировано увеличение собственного капитала за счет полученной прибыли на 1244 тыс.руб., но при этом снижение краткосрочных обязательств на 1414 тыс.руб. за счет снижения кредиторской задолженности и обязательств перед бюджетом.
Для прогноза баланса используются суммы оборотных активов (сырья, материалов, готовой продукции и т.п.) и дебиторской задолженности.
Источники формирования средств (пассивная часть баланса) определяются по собственным средствам, долгосрочным и краткосрочным кредитам, кредиторской задолженности и прочим текущим пассивам.
Эффективность бюджетирования в значительной степени зависит от возможности:
- контроля за соблюдением бюджетов;
- гибкости бюджета, то есть корректировки утвержденных бюджетов;
- учета рисков и неопределенности;
- взаимоувязки бюджетирования с системой материального стимулирования подразделений и персонала;
- взаимосвязи двусторонней системы: «сверху вниз» и «снизу вверх»;
- налаженной системы планирования работ подразделений и служб предприятия с определением целей, задач, сроков, объемов выполнения работ.
Итак, на основе данных бухгалтерского учета и результатов финансово-хозяйственной деятельности разрабатывается бюджет предприятия на текущий год.
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы бюджетирования
В связи с ужесточением конкуренции на рынке, проблемы бюджетирования для ООО «Корона-Консалт» приобретают особую значимость. Основными направлениями их решения представляются:
- исследование и адаптация зарубежных методик составления бюджета к современным условиям функционирования отечественных организаций, в том числе к существующей системе учета и контроля его исполнения;
- разработка собственных методик бюджетирования, наиболее полно учитывающих отраслевые и специфические особенности конкретного предприятия;
- использование и совершенствование современных информационных технологий поддержки управленческих решений в этой области.
Система планирования ООО «Корона-Консалт» включает:
- определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия;
- оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;
- детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
- детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.
В менеджменте под целями понимают желаемый результат деятельности компании, к которому следует стремиться. Эти цели должны быть органически увязаны с миссией организации и разработаны с учетом информации, полученной из анализа внешней и внутренней среды.
Разрабатываются цели в два этапа:
- Определяют качественные цели (направление).
- Доказывают количественно взаимосвязь предложенных целей.
ООО «Корона-Консалт» обладает довольно высоким финансовым потенциалом, позволяющим ему развиваться, есть скрытые финансовые резервы, связанные с высокой оборачиваемостью, высоким уровнем рентабельности, что поможет, как минимум не ухудшить финансовое положение компании.
Наибольшей степенью реакции на изменения требований рынка характеризуется метод «снизу-вверх», так как исходный бюджет, разработанный в ООО «Корона-Консалт», непосредственно соприкасается с реальными рыночными проблемами, оказывается более адекватным ситуации.
Отправным пунктом в процессе бюджетирования являются цели ООО «Корона-Консалт» в бизнесе, поэтому так важно их сформулировать, а затем представить в количественном виде.
В условиях растущей неопределенности бюджет становится незаменимым инструментом управления. Большая неопределенность рынка, в которой приходится работать российским предпринимателям, обусловливает необходимость ведения краткосрочных бюджетов (например, ежемесячных), так как эффективное прогнозирование в средне- и долгосрочной перспективе маловероятно. В то же время краткосрочное бюджетирование не позволяет даже приблизительно оценить перспективность отдельного бизнеса и всего предприятия в целом. Наиболее разумной альтернативой является ведение сразу двух бюджетов - долгосрочного (1-5 лет) и краткосрочного (1-3 месяца).
В целях управления бюджет должен быть достаточно детализирован, так как при слишком агрегированных статьях затрат управление издержками становится затруднительным, бюджет теряет свою прозрачность.
Негативно на процесс бюджетирования влияют частые изменения статей доходов/расходов, особенно разделение одной статьи на несколько, и наоборот. Вследствие этого теряется сопоставимость бюджета с бюджетами прошлых периодов и затрудняется прогнозирование будущих бюджетов.