Файл: Сущность бюджетирования, периодичность, принципы и функции его разработки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Типичной ошибкой планирования бюджета является то, что он зачастую основывается на показателях бюджетов предыдущих периодов. При планировании бюджета по принципу «от достигнутого» может проявляться отрицательная тенденция сохранения существовавшей ранее структуры расходов несмотря на возможные изменения условий хозяйствования и целей организации. В то же время при неизменности целей, условий и обстоятельств деятельности организации, при формировании бюджета полезно опираться на последние данные об ожидаемом исполнении бюджета текущего периода.

Необходимо также отнести совершенствование финансовой службы предприятия и повышения профессионального уровня финансовых менеджеров, экономистов и бухгалтеров.

Для повышения эффективности системы планирования руководитель ООО «Корона-Консалт» должен поставить две цели:

  • перед коммерческой службой - увеличить услуги за счет использования исправной техники и механизмов другим организациям и добиться сверхплановой выручки;
  • перед финансовой службой - снизить затраты и получить прибыль за счет прочей реализации и доходов по внереализационным операциям.

В рамках системы реализации должны конкретизироваться или подготавливаться к осуществлению все задания и мероприятия, намеченные в системе планирования. Здесь же проверяется их эффективность.

Для обеспечения сопоставимости плановых и фактических данных должны устанавливаться единые правила оценки бюджетных показателей при планировании и контроле исполнения бюджетов. Система учета должна предусматривать необходимые аналитические разрезы. Все отличия в правилах расчета показателей в системе бюджетирования от аналогичных показателей существующей системы учета должны специально оговариваться.

 Необходимым условием функционирования системы бюджетирования и управления инвестициями предприятия является обеспечение ее информацией для формирования фактических данных об исполнении планов и бюджетов. Источниками такой информации должны служить существующие и разрабатываемые автоматизированные системы управленческого, бухгалтерского и налогового учета (1С либо другой альтернативный продукт).

В ходе проведенного исследования было определено, что бюджеты составляются агрегировано без подробной разбивки на доходы и расходы, что в свою очередь усложняет анализ эффективности деятельности предприятия. Поэтому при планировании необходимо составлять наиболее подробные бюджеты.


Заключение

В ходе проведенного исследования было определено, что бюджетирование - это бизнес-процесс, который позволяет планировать и управлять финансово-хозяйственную деятельность предприятия посредством составления бюджетов предприятия для достижения сформулированных собственником целей в будущем. С помощью бюджетирования осуществляется прогнозирование финансовых результатов деятельности предприятия, а также рациональное управление активами.

Любой бизнес имеет свою специфику бюджетирования. Она зависит от поставленных целей, объекта хозяйственной деятельности, от размера и качества ресурсов, находящихся в управлении. Поэтому на каждом предприятии бюджетирование является эксклюзивным инструментарием управления активами и финансовыми результатами.

На разных этапах бюджетирования изменяется и его функция. В начале отчетного периода бюджет задает вектор движения бизнеса, в конце – позволяет корректировать бизнес-процессы и тактические цели на анализе отклонений плана от факта.

Внедрение бюджетирования – это серьезный трудоемкий процесс разработки механизмов планирования и прогнозирования работы компании и средств контроля, а также масштабная реализация этих планов. В данном процессе должны участвовать не только топ-менеджеры, которых интересует компания и ее результаты в целом, но и те, кто непосредственно будет строить эти планы в разрезе отдельных статей бюджетов, для конкретных отделов и филиалов или по конкретным проектам.

Для каждого предприятия построение бизнес-процессов финансового планирования и выполнения планов, а также мер, которые принимаются для обеспечения их выполнения и повышения эффективности работы, являются уникальными. Однако есть общие понятия, рекомендации и инструменты, позволяющие стандартизировать эти процессы и добиться максимальных результатов. Для этого системному интегратору, выполняющему внедрение, необходимо изучить и четко понимать специфику работы автоматизируемой компании. С этой целью обязательно привлечение сотрудников компании, участвующих в автоматизируемых процессах на том или ином этапе. После чего будет проведен анализ текущих бизнес-процессов и выработаны рекомендации. Нередко при внедрении бюджетирования предприятие не только получает новые схемы взаимодействия между подразделениями, отделами и филиалами, но и четко распределяет права и обязанности между подразделениями, получив важную и полезную дополнительную информацию на основе проведенного обследования .


В ходе исследования были выделены типичные недостатки действующих на предприятиях систем бюджетирования:

  • отсутствует четкое разграничение прав и обязанностей по уровням управления;
  • система показателей управления непригодна для формирования обоснованных управленческих решений, а методология расчета показателей (таких как себестоимость, нормативы оборотных средств) не соответствует потребностям управления;
  • отсутствует связь между бюджетом и системой поощрения и оценки деятельности подразделений и их руководства;
  • не установлен регламент взаимодействия структурных подразделений в процессе формирования бюджетов и контроля за их исполнением;
  • действующие на предприятии система и методы учета не соответствуют задачам управления или не являются достаточными;
  • отсутствует взаимосвязь тактического уровня планирования со стратегией компании.

К проблемам бюджетирования можно отнести:

1) Отсутствие связи между бюджетами и стратегией компании.

2) Отсутствие комплексной финансовой модели компании.

3) Проблема реалистичности бюджетных показателей.

4) Проблема «ответственности».

5) Несогласованность бюджетных показателей.

6) Отсутствие взаимодействия бюджетов с другими системами на предприятии, главным образом с системой учета.

Для совершенствования системы бюджетирования необходимо:

  • обеспечить связи системы бюджетирования с системой стратегического управления компании;
  • повысить финансовую прозрачность бизнеса;
  • структурировать систему разграничения полномочий и ответственности, повысить ответственность за финансовые результаты деятельности;
  • обеспечить контроль достижения целевых показателей подразделениями компании;
  • повысить эффективность использования основных фондов, материальных и финансовых ресурсов;
  • обеспечить возможности оперативного получения информации о результатах выполнения планов по уровням управления;
  • обеспечить координацию деятельности подразделений в процессе формирования, корректировки и исполнения бюджетов;
  • подготовка данных для системы планирования и управленческого учета компании на будущие периоды.

Предложенные рекомендации позволять совершенствовать систему бюджетирования на предприятии и позволит контролировать процесс финансово-хозяйственной деятельности.


Список использованной литературы

  1. Аньшин, В.М. Бюджетирование в компании: Современные технологии постановки и развития / В.М. Аньшин, И.Н. Царьков, А.Ю. Яковлева: Учеб. Пособие. – М.: Дело, 2016. – 425 с.
  2. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. / Л. Е. Басовский - М.: ИНФРА-М, 2017. - 259с.
  3. Васильева, Л.С. Финансовый анализ: учебник / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. – М.: КНОРУС, 2015. – 544 с.
  4. Васильченко, М.Д. Планирование на предприятии. Шпаргалки / М.Д. Васильченко. – М.: Эксмо, 2016. — 32 с.
  5. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 3-е изд. перераб. и доп. / Л.П. Владимирова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. – 400с.
  6. Волнин, В.А. Бюджетирование как инструмент достижения конкурентных преимуществ предприятия: от оптимизации затрат к созданию стоимости / В.А. Волнин // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2017. - № 4. - С. 19 - 28.
  7. Добровольский Е. Бюджетирование: шаг за шагом / Е. Добровольский, Б. Карабанов – СПб.: Пи-тер, 2016. – 186 с.
  8. Дронченко О.Б. Принципы эффективного бюджетирования / О.Б. Дронченко // Финансовый директор. – 2019. - №5. – С. 11-15.
  9. Дроченко О.Б. Принципы эффективного бюджетирования. // Финансовый директор. - 2018. - №5 - С.56.
  10. Духонин Е. Управление эффективностью бизнеса / Под. ред. Генса Г.В. М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 269с.
  11. Земитан Г. Обзор российских систем бюджетирования / Г. Земитан // Финансовый директор. - 2018. - №11. – С. 7-12.
  12. Ириков В.А. Технология финансово-экономического планирования на фирме. / В.В. Ириков, И.В. Ириков. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 48 с.
  13. Исаев, Д. Корпоративное планирование и бюджетирование в современной экономической среде / Д.Исаев // Финансовая газета. - 2018. - № 12. - С. 15.-17
  14. Каверина, О.Д. Управленческий учет. Системы, методы, процедуры. / О.Д.Каверина. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 352 с.
  15. Лихачева, О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. - М.: Изд-во Проспект, 2017. - 64с.
  16. Молвинский, А. Типичные ошибки при построении систем бюджетирования / А. Молвинский // Финансовый директор. – 2018. - №6. - С.15-18.
  17. Рэчлин Р. Эффективное бюджетирование бизнеса / Р. Рэчлин. - М.: Интернет трейдинг, 2016. - 269с.
  18. Тимофеева, М. Диагностика системы бюджетирования / М.Тимофеева // Консультант. - 2017. - № 5. - С. 18 - 22.
  19. Чулихин, А. Распределение ответственности при бюджетировании / А. Чулихин // Консультант. – 2018. – № 17. – С. 31 – 37.