Файл: Государственная социальная помощь в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Цели государственной социальной помощи государственный социальный помощь политика

Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное финансовых и материальных ресурсов.

Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за своё материальное благополучие. Стратегическими целями социальной политики для России в нынешний период проведения социальных реформ являются:

достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём;

переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодёжи;

существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Для достижения всех этих целей, прежде всего, потребуется:

восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников; обеспечить справедливое распределение на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижение налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения, введение эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путём проверки соответствия разметов декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведённым ими расходам;

стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;

обеспечить взвешенность в политике занятости с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;


усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи;

Рынок, кроме того, не обеспечивает полностью социальной справедливости, а напротив, сопряжён с неоправданной дифференциацией доходов, которые не всегда зависят от вложенного труда и капитала. В этих случаях государство должно применять прогрессивное налогообложение для перераспределения доходов.

Т.о. Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- адресного использования бюджетных средств; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.1 Получатели государственной социальной помощи

В соответствии с законом (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ 2.2 Порядок назначения государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, оказываемая за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122. В каждой области социальной сферы решаются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки человеку, существует своя законодательная и нормативно-правовая база социальной работы, применяются апробированные технологии, создаются общественные условия для полной реализации функций социальной работы как профессионального вида деятельности. Главными идеями социальной работы, вокруг которых идет ее становление как профессии, накапливается опыт социальной защиты людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является идея прав человека и концепция профессионализма. Защита прав, определяющих положение человека в обществе и соответствующих его основным социальным потребностям, является и снованием социальной работы, и ее стимулом в любой сфере жизни общества. Имеются в виду права человека, без которых он не может состояться, - право на жизнь, труд, социальное обеспечение в старости, охрану семьи, достаточный жизненный уровень.

Свои особенности имеет социальная работа в системе социального обслуживания, являющегося важнейшей организационно-правовой формой социальной защиты. Социальная работа осуществляется специалистами, работающими в учреждениях социального обслуживания. Комплексные центры социального обслуживания, Центры социального обслуживания, территориальные центры помощи семьи и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты); геронтологические центры и иные учреждения представляют разносторонние услуги нуждающимся.


Социальная работа реализует важнейшие функции социального обслуживания:

а) оказание социальной помощи:

выявление и взятие на учет лиц, наиболее нуждающихся в социальной помощи, оказание им материальной (финансовой, натуральной) помощи, предоставление временного жилья и т.д.;

создание нуждающимся условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства, что является и профилактикой бедности;

предоставление надомных услуг семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка в лечебные учреждения, наблюдение на дому за состоянием здоровья и др.);

содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного и внешкольного воспитания (создание детского сада на дому, прогулочных групп и т.п.);

организация совместно с органами народного образования временного вынужденного пребывания ребенка вне семьи, его дальнейшего устройства в детские учреждения, под опеку (попечительство), усыновление;

б) консультирование:

консультирование специалистов (юриста, социолога, педагога, врача, психолога и др.);

участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

родительский медико-психологический всеобуч;

в) социальное корректирование и реабилитация:

социальная, медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;

медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и их семей;

г) информирование населения, изучение и прогнозирование социальных нужд, в рамках которых выделяются три относительно самостоятельных направления:

предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;

изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, научными организациями потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных способов их устранения;

д) участие в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном уровнях) бригад социальных работников, готовых в случае необходимости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, население которой оказалось втянутым в социальный конфликт, для оказания профессиональной, реабилитационной, психологической и иной помощи.


Владение современными технологиями социальной работы позволяет специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисные периоды и непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня их жизни.

Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности. В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детям и взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности.

Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог.

Социальный же работник в основном оказывает помощь людям уже самоопределившимися в жизни. Его главная цель - улучшить или восстановить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские) способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека. И социальный педагог, и социальный работник в системе образования способствуют более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции, тем более что к настоящему времени сложились необходимые условия для интеграции целей и задач образования и социальной работы. Активизация социальных работников в данной сфере знаменует координацию усилий обоих социальных институтов, направленных на решение проблем человека, и может рассматриваться как одно из условий достижения социального благополучия.

Знание законов Российской Федерации о развитии образования помогает социальному работнику успешно исполнять свои функции.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые».;


"...В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом..." (п. 5);

"...Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством представления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок представления таких стипендий устанавливаются правительством РФ..." (п. 6).

Необходимая социальная помощь может быть оказана на любом образовательном уровне: при получении индивидом основного общего образования (1-9 кл.); среднего (полного) общего образования (10-11 кл.); начального профессионального образования; высшего профессионального образования; при послевузовском продлении профессионального образования.

Федеральный закон "О высшем и послевузовском образовании" (1996 г.) предоставляет социальному работнику возможность защищать права граждан, имеющих соответствующий образовательный уровень.

Социальный работник должен быть компетентным в ряде вопросов, например, он обязан знать, что является образовательным учреждением ("образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников"); какими могут быть формы учреждений ("образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)"; на все ли формы образовательных учреждений распространяется действие российского законодательства ("действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и подчиненности"). Эти сведения сдержатся в упомянутом Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (ст. 12).

Осуществляя деятельность в условиях образовательного учреждения любого уровня, любой формы и подчиненности, социальный работник должен быть осведомлен, кто именно, в силу каких именно причин и в какой именно социальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер); в какой именно части право человека оказалось ущемленным. Иногда социальному работнику приходится оказывать помощь и поддержку не отдельному человеку, а группе лиц или даже целому коллективу, чьи права в сфере образования не находят законной реализации" при этом не изыскиваются возможности удовлетворить законные требования граждан, чьи способы получения необходимых благ неконструктивны и средства доступа к социальным силам ограничены.