Файл: Методы формирования организационных структур управления ( Основные направления оптимизации организационной структуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В наше время невозможно построить компанию без изначально логично сформированного аппарата управления. Каждая организация, которая хочет сохранять свой статус и увеличивать свою прибыль, обязана приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды и к стремительно развивающимся технологиям в производстве, понимать необходимость развития организационной структуры управления предприятием, которая обеспечит повышение эффективности функционирования предприятия в целом. Но так как эти изменения происходят не только в обществе, но и связаны с усложнением организации окружающей среды, а также требуют довольно частых организационных изменений.

Элементы организационных структур довольно разнообразны, их определяют рядом объективных факторов и условий. Одно из важнейших факторов является масштаб производственной деятельности организации (средняя, маленькая, большая); специализация производства фирмы (единичное количество товаров или услуг, либо широкий ассортимент изделий различных продуктов производства); характер монополистического объединения (группы, финансовые группы).

Всякая организационная структура имеет свои преимущества и недостатки. Не может однажды созданная система организации быть идеальной длительное время, она лишь может проявить свои плюсы в определенной обстановке на определенном этапе развития.

Одна из задач менеджеров – найти адекватную модель и построить организационную структуру, которая будет максимально соответствовать целям и задачам организации.

Актуальность темы заключается в том, что организованная система управления повысит эффективность работы на производстве. А она в свою очередь зависит от четкой структуры организации и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели, а также своевременностью адаптации организационной структуры к изменяющимся условиям.

Объектом исследования является Акционерное Общество «СЖС Восток Лимитед», отдел Минеральных грузов Новороссийского филиала.

Предмет исследования: организационная структура управления «СЖС Восток Лимитед», отдела Минеральных грузов Новороссийского филиала.

Цель исследования: на основе анализа и обоснования необходимости организационных изменений выявить в каких сферах можно оптимизировать структуру аппарата управления и внести предложения по его развитию.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические основы организационной структуры;
  • дать общую характеристику исследуемой компании;
  • провести анализ существующей организационной структуры компании;
  • внести предложения по оптимизации организационной структуры.

Методическим обеспечением при написании курсовой работы послужили учебная литература российских авторов: А.П. Балашова, В.А. Баринова, П.А. Михненко, Б.З. Мильнера, А.Г. Поршнева и других, статьи в журнале «Менеджмент в России и за рубежом» по исследуемой проблеме.

Источником информации являлась бухгалтерская отчетность АО «СЖС Восток Лимитед», локальные нормативно-правовые акты компании, материалы периодической печати, в том числе электронных журналов, размещенных в сети Internet, официальный сайт исследуемого объекта, а также официальные сайты конкурентов, информация с которых позволила исследовать конкурентную среду.

Структура и содержание работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Глава 1. Теоретические основы организационной структуры

1.1 Сущность понятия организационной структуры

Понятие «структура» означает внутреннюю организацию и упорядоченность всех элементов любой системы. Структура является неотъемлемым признаком любой реально существующей системы, так как именно такой атрибут придает ей целостность.

Структура обусловливает устойчивое состояние системы и определяет ее организацию. Объектом структуризации могут быть как системы в целом, так и их подсистемы. Чем сложнее система, тем больше вариантов и уровней структурирования составляющих ее элементов [1, с. 56].

Мартынова А. Ю. понятие организационной структуры определят в достаточно лаконичном и простом для понимания виде: «Организационная структура аппарата управления – это форма разделения труда по управлению производством.» [3, с. 133]. Интересное высказывание и точное определение, но недостаточно целостное, в нем есть объективный смысл, но не учитывается то что само понятие структура определяется как некая совокупность связей между частями объекта, а не только форма чего-либо.

Виханский О.С. данное определение рассматривает следующим образом: «Структуру организации определяют, как совокупность устойчивых связей (отношений) в организации». [2, с. 39]. Однако, на мой взгляд, и это определение нельзя назвать достаточным, так как оно не затрагивает ещё один важный аспект применения организационной структуры – функциональный, то есть фактор распределения упомянутых связей и разделения труда в организации.


Наиболее точная, на мой взгляд, суть структуры дается в этом определении: «Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого».

Переходя от общего понятия «структура» к понятию организационной структуры управления, можно выделить следующие объекты структуризации: предприятие в целом (структура предприятия); производство (структура производства); аппарат управления (структура управления); каждая подсистема системы производства и системы управления [11, с. 5].

К подсистемам соответственно можно отнести: структуру технологических средств, структуру управления человеческими ресурсами, структуру информационного обеспечения, структуру основных фондов, структуру оборотных средств и т.д. Структура предприятия представляет собой, прежде всего, синтез структуры производства и структуры управления [15, с. 17].

В научных терминах менеджмента различают два понятия: организационная структура и структура управления организацией. Оба они связаны со структурным подходом к совместной деятельности людей в организации, но первая отражает принятое в организации разделение работ между функциональными отделами, группами и людьми, то есть горизонтальные связи в структуре, а структура управления отражает вертикальные связи (механизмы координации), призванные обеспечивать эффективное достижение общих целей и задач организации [23, с.87].

Структура управления выражена наличием упорядоченных связей между звеньями и работниками, решающими управленческие задачи организации. В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементы – это службы, отделы и работники, выполняющие возложенные на них функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач. Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято разделять на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи – это связи на одном уровне управления, которые носят характер согласования или координации. Вертикальные связи – это связи подчинения при наличии нескольких уровней управления, которые называются иерархическими связями. Иерархические связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают нисходящие и восходящие потоки информации между так называемыми линейными руководителями, то есть руководителями, полностью отвечающими за деятельность организации или ее отдельных структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.


Движение информации и принятие управленческих решений между субъектами управления, наделенными правами и ответственностью за принимаемые управленческие решения в теории управления называют управленческим процессом [5, с. 16].

С этой точки зрения структуру управления необходимо рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей организации.

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации [13, с.91].

Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.

Организационная структура - это схема, состоящая из подразделений и отдельных должностных лиц компании, расположенных по уровням значимости и ответственности, содержащая взаимосвязи между ними и порядок подчиненности [7, с. 66].

В зависимости от стадии развития компании (становление, развитие, стабилизация, кризис) требуются разные подходы к построению организационной структуры. Особенно важно контролировать ситуацию на этапе перехода от одной стадии к другой и на этапе активного роста и развития компании.

Таким образом, грамотно построенная организационная структура дает возможность оптимизировать численность персонала и количество подразделений, упростить взаимодействие подразделений, равномерно распределять нагрузку на персонал, избежать дублирования функций и их «провисание», устранить двойное и тройное подчинение, разграничить сферу деятельности руководителей, определить их полномочия и зону ответственности, повысить производительность труда. Организационная структура является основой построения эффективной системы управления.

1.2. Типы организационных структур


Структура аппарата управления зависит от характера и объема производства и технологической оснащенности. Она должна соответствовать ряду требований: обладать функциональной пригодностью, иметь минимальное количество уровней управления и рациональной пригодностью, иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления, быть оперативной, соответствовать уровню текущих и перспективных задач, быть прогрессивной и достаточно гибкой, быть устойчивой в течении достаточно длительного времени и без серьезных изменений сохранялась прогрессивность [8, с. 34].

Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию предприятия [12, с. 21].

Организационная структура предприятием и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.

В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают различные формы организационных структур управления [15, с. 22].

Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления.

Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющие несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями рисунок 1.

Рис 1- Линейная структура управления

Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления рисунок 2.

Рисунок 2 - Функциональная структура управления

Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчиненности.

Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своем составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач определенные виды деятельности.