Файл: Проектирование ИС по налоговому учету в АО «НИИ «Полюс» им. М.Ф. Стельмаха.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
В рассматриваемом нами предприятии при формировании регистров налогового и бухгалтерского учета по затратным счетам используется позаказная система учета затрат, то есть в качестве наименьшей единицы учета используют заказы. По каждому отдельному договору экономическая служба предприятия открывает отдельный заказ. С целью наиболее корректного отражения затрат в процессе производства отдельные заказы могут открываться на конкретный этап договора или даже на изготовление конкретного изделия.
Входящая информация, которая необходима для формирования регистров затрат в налоговом учете, может быть классифицирована по признаку ее отнесения к различным статьям затрат. В таблице 2 приведены наиболее часто встречающиеся в практике статьи затрат и соответствующие им входные информационные потоки (документы, с которыми работает отдел главного бухгалтера). Также в таблице 2 приведены подразделения, участвующие в формировании входных информационных потоков наряду с отделом главного бухгалтера.
Таблица 2.
Статьи затрат.
Статья затрат |
Входные информационные потоки |
Подразделения, участвующие в формировании информационных потоков |
Износ основных средств и нематериальных активов |
Регистр износа основных средств и нематериальных активов |
Служба главного инженера |
Продолжение таблицы 2.
Статья затрат |
Входные информационные потоки |
Подразделения, участвующие в формировании информационных потоков |
Общезозяйственные расходы |
Регистр общехозяйственных расходов |
|
Общецеховые расходы |
Регистр общецеховых расходов |
|
Услуги субподрядных организаций |
Акты сдачи-приемки работ |
Экономическая служба |
Прочие работы и услуги |
Акты сдачи-приемки работ |
Экономическая служба |
Заработная плата |
Регистры затрат по заработной плате |
Экономическая служба |
Налоги и сборы |
Регистры затрат по налогам и сборы |
|
Взносы во внебюджетные фонды |
Регистры взносов во внебюджетные фонды |
Экономическая служба |
Командировочные расходы |
Авансовые отчеты |
Экономическая служба |
Прочие расходы |
Регистры прочих расходов |
Экономическая служба |
Для большинства статей затрат входные документы содержат прямое указание на заказ, на который будут отнесены те или иные затраты. Например, при списании материалов в производство в цеху формируется расходный ордер, в котором в качестве обязательного параметра указывается производственный заказ, для выполнения которого будет использован данный материал.
Однако формирование затрат по статье износ основных средств и нематериальных активов ( ОС и НА) имеет свою специфику. При формировании регистров износа ОС и НА затраты можно разделить лишь на производственные, общецеховые и общепроизводственные. Распределение по статьям затрат производится расчетным путем пропорционально затратам на заработную плату.
Поэтому входные информационные потоки целесообразно разделить на три части: по статье заработная плата, по статье износ ОС и НА и по остальным статьям затрат. Информация по статьям затрат, отличающемся от заработной платы и износа ОС и НА, после входного контроля сразу попадает в регистр затрат. Информация по статье заработная плата после входного контроля попадает в регистр затрат и участвует в процедуре распределения затрат по износу ОС и НА по заказам. Информация по статье износ ОС и НА участвует в процедуре распределения затрат по заказам и только после этого попадает в регистр затрат.
На рисунке 2 приведена контекстная диаграмма IDEF0 комплекса задач автоматизации налогового учета в организации.
На рисунке 3 показана диаграмма декомпозиции функционального блока А0 «Автоматизация налогового учета» предыдущей диаграммы IDEF0.
На рисунках 4 и 5 показана декомпозиция функциональных блоков А1 «Контроль входящих документов» и А2 «Обработка входящих документов» соответственно.
Рисунок 2. Диаграмма IDEF0 автоматизации налогового учета.
Рисунок 3. Диаграмма декомпозиции функционального блока «Автоматизация налогового учета».
Рисунок 4. Диаграмма декомпозиции функционального блока «Контроль входящих документов».
Рисунок 5. Диаграмма декомпозиции функционального блока «Обработка входящих документов».
4. СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ
Как уже говорилось выше, организация применяет позаказную систему учета расходов в налоговом учете. Таким образом, каждая запись в регистр налогового учета сопровождается обязательным указанием на заказ и статью затрат.
После того, как издается указ об открытии нового заказа, ему присваивается регистрационный номер и с помощью экранной формы «Пополнить справочники» специалист экономической службы (ЭС) осуществляет добавление и/или корректировку справочников «Заказчик», «Договор», «Госконтракт» и «Заказ».
Специалист отдела главного бухгалтера вносит информацию в таблицу «Регистр затрат». При этом он получает необходимую информацию из предварительно проверенных на соответствие действующему законодательству и внутренним нормативным актам первичных документов. Каждой статье затрат соответствует свой набор первичных документов (см. таблицу 2). Обязательным реквизитом каждого первичного документа является номер заказа, на который будут отнесены затраты в налоговом учете. После ввода информации через экранную форму «Заполнение регистра затрат» содержимое таблицы «Регистра затрат» изменяется.
Для видов затрат требующих распределения по заказам (износ основных средств и нематериальных актив), распределения затрат по заказам осуществляется с помощью экранной формы «Распределение затрат». В результате содержимое таблицы «Регистр затрат» изменяется.
На основании заполненной таблицы «Регистра затрат» формируется выходной документ «Регистр затрат».
На рисунке 6 приведена информационная модель автоматизации налогового учета.
Рисунок 6. Информационная модель автоматизации налогового учета.
5. ДЕРЕВО ФУНКЦИЙ И СЦЕНАРИЙ ДИАЛОГА
На рисунке 7 приведено дерево функций управления и обработки данных ИС налогового учета в организации.
Рисунок 7. Дерево функций управления и обработки данных.
К служебным функциям относятся функции проверки пароля, настройки прав пользователей, помощи, создания резервной копии и настройки выходных форм (регистров налогового учета).
Отдельно остановимся на настройке прав доступа пользователей. Например, сотрудники экономической службы имеют доступ только к экранной форме «Пополнение справочников», но не имеют доступ к экранным формам «Заполнение регистра затрат» и «Распределение затрат». Отдельным пользователям может быть запрещен доступ к добавлению и корректировке справочников. Другим могут быть предоставлены права только на формирование и печать регистров налогового учета.
Функции настройки выходных форм включают в себя настройку, добавление и корректировку шаблонов налоговых регистров.
К основным функциям информационной системы (ИС) относятся функции ведения справочников, ввода данных и вывода полученных результатов.
К функциям ведения справочников относятся добавление, копирование и корректировка записи справочников.
К функциям ввода данных относятся функции выбора значений справочников в экранных формах, ведение справочников, открывающихся в экранной форме (весьма полезная функция, позволяющая совместить ввод данных и работу со справочниками) , и вывода полученных результатов.
На рисунке 8 представлен сценарий диалога ИС налогового учета в организации.
Рисунок 8. Сценарий диалога.
Главное меню экрана содержит кнопки «Пополнение справочников», «Экранные формы», «Регистр затрат», «Служебные функции» и «Выход».
При нажатии на кнопку «Пополнение справочников» пользователь видит список справочников, после установки курсора и нажатии клавиши Enter открывается соответствующий справочник. Нажатие функциональной клавиши F7 открывает окно поиска значений в справочнике. Функциональные клавиши F3, Shift+F3 и Ctrl+F3 открывают доступ к добавлению записи в справочник, корректировки записи в справочнике и копированию записи в справочнике, соответственно. Функциональная клавиша F4 позволяет удалить запись в справочнике.
При нажатии на кнопку «Экранные формы» открывается доступ к экранным формам «Заполнение регистров затрат» и «Распределение регистров затрат». Открытие формы происходит при установке курсора на соответствующую запись и нажатии кнопки Enter.
При нажатии на кнопку «Служебные функции» открывается список действий пользователя, включающий в себя «Помощь», «Резервное копирование» и «Настройка выходных форм». Активация действий происходит при установке курсора на соответствующую запись и нажатии кнопки Enter.
При активации действия «Настройка выходных форм» пользователь видит список шаблонов выходных форм (регистров налогового учета), после установки курсора и нажатии клавиши Enter открывается соответствующий шаблон. Функциональные клавиши F3, Shift+F3 и Ctrl+F3 открывают доступ к добавлению шаблона, корректировки шаблона и копированию шаблона, соответственно. Функциональная клавиша F4 позволяет удалить шаблон.
Кнопка «Выход» осуществляет выход из программы.
6. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ДАННЫХ. ER-МОДЕЛЬ БАЗЫ ДАННЫХ ИС
На рисунке 9 приведена ER-модель создаваемой нами информационной системы.
Рисунок 9. ER-модель модель базы данных.
Данные для формирования регистра затрат в налоговом учете содержатся в таблице «Регистр затрат». Описание структуры записей этой таблицы приведено в таблице 3.
Таблица 3.
Описание структуры записей таблицы «Регистр затрат».
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
---|---|---|---|---|
Идентификатор_записи |
ID_ZAP |
Строка |
6 |
ключевое поле |
Период |
PERIOD |
Дата |
||
Номер_заказа |
NOM_ZAK |
Строка |
10 |
|
Код_статья_затрат |
KOD_ST_ZATRAT |
Строка |
2 |
|
Код_тип_первичного документа |
KOD_TIP_DOC |
Строка |
2 |
|
Номер_документа |
DOC |
Строка |
10 |
|
Дата_документа |
DOC_DATE |
Дата |
||
Сумма |
SUMMA |
Число |
(19;2) |
Поле «Номер_заказа» этой таблицы связано внешним ключом со таблицей «Заказы». Описание структуры полей таблицы «Заказы» приведено в таблице 4.
Таблица 4.
Описание структуры записей таблицы «Заказы»
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
---|---|---|---|---|
Номер_заказа |
NOM_ZAK |
Строка |
10 |
ключевое поле |
Код_договора |
KOD_DOG |
Строка |
6 |
|
Дата_открытия_заказа |
ZAK_DATE_BEGIN |
Дата |
||
Дата_закрытия_заказа |
ZAK_DATE_END |
Дата |
||
Комментарий |
KOMM |
Строка |
250 |
Поле «Код_статья_затрат» этой таблицы связано внешним ключом с таблицей «Статья_затрат». Описание структуры полей таблицы «Статья_затрат» приведено в таблице 5.
Поле «Код_тип_первичного документа» этого справочника связано внешним ключом с таблицей «Тип_первичного_документа». Описание структуры полей таблицы «Тип_первичного_документа» приведено в таблице 6.