Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Маркетинг должен стать основой деятельности всей фирмы, философией управления, пронизывающей деятельность всех ее подразделений. Одной из причин малого использования маркетинга в практике современных российских фирм является отсутствие ресурсов для инвестирования в дорогостоящие маркетинговые исследования.

В основе маркетинга лежит управление фирмой, исходя из условий рынка, с целью овладеть рынком и управлять им со стороны фирмы. Фирмы должны фокусировать свою деятельность на потребителе, постоянно повышать эффективность этой деятельности, изучая рынок, происходящие на нем изменения, и должным образом стимулируя и заинтересовывая сотрудников. Достижению этой цели способствует разработка и реализация маркетинговой стратегии развития предприятия.

В хозяйственной практике современной России механизм стратегического менеджмента используется недостаточно. Российский рынок вступил в стадию, когда отсутствие разработанной стратегии значительно снижает эффективность управления и достижения целей организации. В командной экономике при разработке своих планов предприятие получало сверху информацию о номенклатуре производимой продукции, поставщиках и потребителях, ценах на свою продукцию, много других показателей и нормативов, которые автоматически закладывались в основу разработки планов. Сама плановая работа сводилась к поиску эффективных путей выполнения заданий в условиях достаточно прогнозируемой внешней среды. Такая задача остается и в переходной экономике, но в условиях рынка это только часть плановой работы.

Теперь предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное – свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Эту часть плановой работы и охватывает разработка стратегического маркетингового плана.

Одним из основных моментов стратегий предприятия является разработка стратегий маркетинга. Разработка стратегий маркетинга рассматривается в качестве ключевого этапа процесса стратегического планирования предприятия в целом и является необходимым элементом, чтобы добиться наилучших результатов деятельности фирмы.

В последнее время стратегии в маркетинге получают все большее значение. Еще несколько лет назад стратегический маркетинг представлялся, прежде всего, как определение общего направления деятельности фирмы, ориентированного в будущее и реагирующего на изменение внешних условий.


Вышеизложенное обусловливает актуальность избранной темы.

Формированию отечественной теории управления и маркетинга, методов логических подходов к рыночным исследованиям посвящены работы известных учёных Г.Л. Багиева, Е.П. Голубкова, М.В. Лычагина и др. Вопросы формирования и функционирования предприятий торговли рассматриваются в работах В.В. Бакаевой, Г.В. Маклакова.

Объектом исследования является АО «Апатит»

Предмет исследования: маркетинговая деятельность АО «Апатит»

Цель работы: изучение факторов повышения маркетинговой деятельность АО «Апатит»

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:

Рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия;

Провести исследование маркетинговой деятельности организации (на примере АО «Апатит»);

Разработать направления совершенствования маркетинговой деятельности АО «Апатит».

При написании данной работы были использованы учебная литература, статистическая литература, интернет источники, справочная литература по вопросам оценки и разработки маркетинговой деятельности

В работе нашли применение следующие методы исследования: диалектический, монографический, аналитический, статистический, сравнения, относительных величин, графического анализа, табличный.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1.Сущность маркетинговой деятельности

В понятие маркетинга как научной дисциплины входят и такие элементы, как ценовая политика, исследования психологии потребителя, работа с механизмами и технологиями рынка.

Современный маркетинг представляет собой стратегическое управление производством, рынком, рекламой и предоставлением товара потребителю с долгосрочной целью получения постоянной выгоды от экономических взаимоотношений [20, с. 51].


Одним из основных инструментов маркетинга является реклама.

Основные разновидности маркетинговой деятельности:

– исследования рынка, товаров, потребностей покупателей;

– научные и опытно-конструкторские работы, скоординированные с целями маркетинга;

– планирование деятельности предприятия;

– ценовая политика;

– создание упаковки товара;

– работа с маркетинговыми коммуникациями – реклама, паблик рилэйшнз, промоушн, директ-маркетинг;

– сбыт – работа с товаропроводящей сетью, тренинги персонала, контроль, создание специальных систем продажи, оптимизация продаж на местах;

послепродажное обслуживание клиентов [5, с. 71].

Функции, инструменты и принципы маркетинга постоянно совершенствуются и развиваются. Это живая, актуальная и весьма прибыльная деятельность, в которой задействованы миллионы людей по всему миру.

Начинающие предприниматели, иногда даже не подозревая этого, постоянно пользуются наработками и практиками маркетинга: чем лучше они изучат основы этой науки, тем выше будет продуктивность их бизнеса.

Основная цель современного маркетинга – не реализация товаров и услуг любым способом (включая обман), а удовлетворение потребностей и нужд клиентов.

В более узком смысле маркетинговая деятельность направлена на привлечение новых потребителей и сохранение старых путём предложения им высших потребительских ценностей и учёта постоянно меняющихся запросов.

Главная задача маркетинга – понять нужды каждого сегмента рынка и выбрать те, которые конкретная компания может обслужить лучше других. Если эта задача будет выполнена, компания сможет производить продукты более высокого качества и увеличивать свои прибыли за счет удовлетворения целевой группы покупателей.

Более детальные задачи маркетинга [5, с. 73]:

1. Исследование нужд существующих и потенциальных клиентов фирмы;

2. Разработка новых услуг и товаров с учётом потребительских потребностей;

3. Оценка и прогноз состояния рынка, включая исследование деятельности конкурентов;

4. Формирование ассортимента;

5. Разработка ценовой политики;

6. Разработка рыночной стратегии компании;

7. Сбыт продукции;

8. Сервисное обслуживание клиентов.

Правильная организация маркетинга начинается задолго до того, как предприятие выпустит готовый продукт. Для начала маркетологи определяют потребности потенциальных клиентов, вычисляют объём и интенсивность этих потребностей, определяют возможности компании.


Специалисты продолжают работать над конкретным продуктом на протяжении всего жизненного цикла товара. Они ищут новые группы потребителей и стараются удержать старых клиентов, изучая для этого отчеты о продажах, улучшая свойства продукции и налаживая обратную связь [11, с. 89].

Хорошая маркетинговая кампания состоит из следующих этапов:

– правильное понимание потребностей клиентов;

– создание товара, полностью отвечающего нуждам покупателей;

– назначение адекватной стоимости;

– эффективная рекламная кампания;

– правильное распределение товара по точкам оптовых/розничных продаж;

– полноценное обслуживание потребителя после совершения покупки.

При хорошо организованном маркетинге товар продаётся очень легко и приносит максимальную прибыль компании.

В современной экономике отношения коммерческой организации с субъектами рынка строятся на принципах маркетинга.

А принципы эти таковы [13, с. 108]:

1. Научные и практические исследования рынка, производственных возможностей компании и каналов сбыта продукции.

2. Сегментация. Выявление наиболее приемлемого сегмента рынка – однородной потребительской группы, в отношении которой будут проводиться дальнейшие исследования по продвижению товара.

3. Отлаженная взаимосвязь между производством и потреблением. Гибкое реагирование компании на изменение требований рынка, рост или снижение спроса.

4. Инновационная политика – постоянное совершенствование и обновление товаров, создание и внедрение новейших технологий, методов взаимодействия с потребителями, обновление рекламы, нахождение новых методов сбыта и каналов для движения товара.

5. Планирование – разработка производственных программ и методов сбыта продукции в соответствии с исследованиями рынка и экономическими прогнозами.

Маркетинг следует воспринимать как комплексный – экономический, общественный, управленческий и технологический – процесс, основанный на постоянной работе по изучению рынка и адаптации деятельности компании к его условиям.

Управление стратегией компании, основанное на маркетинг-программе (маркетинг-микс), обеспечивает работу в динамичном и непрерывном режиме, обеспечивающем быстрое реагирование на изменения рыночной среды. Отдел маркетинга компании полностью управляет её поведением на рынке и определяет перспективы развития [7, с. 56].

Существует множество видов маркетинга, каждый из которых имеет свои узкие цели и характерные особенности. Приведённая ниже классификация основывается на особенностях потребительского спроса [15, с. 90].


Вид 1. Конверсионный маркетинг

Такой вид маркетинга применяется при наличии отрицательного спроса, когда потенциальный рынок или большая часть его сегментов отвергает данные услуги или продукты. Негативный спрос – обычное явление на рынке, иногда распространяющееся на целые категории товаров.

Применяя конверсионный маркетинг, специалисты используют такие инструменты как:

– перевыпуск продукта;

– снижение стоимости;

– смена стратегии продвижения товара на рынке.

Вид 2. Стимулирующий маркетинг

Стимулирующий маркетинг имеет целью обратить внимание потребителей на данные категории товаров или направить продукт по другим каналам сбыта – туда, где есть их актуальность и целевая аудитория.

Вид 3. Развивающий маркетинг

Данный вид маркетинга подразумевает работу специалистов с формирующимся спросом на товары. Потенциальные потребности имеют место, когда клиент заинтересован в приобретении каких-либо благ, ещё не существующих в форме определенных услуг и товаров.

Так, большинство курильщиков мечтает о сигаретах, в которых нет вредных веществ [15, с. 92].

Вид 4. Демаркетинг

Демаркетинг – деятельность, направленная на временное либо постоянное снижение спроса. Удивительно, но в некоторых ситуациях такая работа необходима.

Вид 5. Ремаркетинг

Снижающийся спрос необходимо оживить: в этом состоит главная задача ремаркетинга. Необходимо переориентировать рынок либо создать новый жизненный цикл товара, уступившего рыночные позиции.

Ремаркетинг предполагает поиски новых возможностей для согласования предложения с потенциальными рынками.

Вид 6. Синхромаркетинг

Нередко возникают ситуации, когда компанию устраивает общий спрос на свою продукцию, но не удовлетворяет заинтересованность клиентов в каком-то конкретном товаре в определенный отрезок времени. Возможно, спрос превышает производственные возможности компании или, наоборот, объем производства превышает потребности рынка.

Колебания спроса имеют сезонную или иную зависимость, не совпадающую с конкретной структурой предложения товара.

Вид 7. Поддерживающий маркетинг

Наиболее благоприятна для реализации услуг и товаров такая ситуация, когда присутствует полный спрос, идеально совпадающий со структурой предложения. Но даже если подобное положение существует, маркетологам не рекомендуется обходиться поверхностной деятельностью [15, с. 94].

Вид 8. Противодействующий маркетинг

Существуют определенные виды продукции, на которые есть постоянный иррациональный спрос, если рассматривать этот спрос с точки зрения благополучия клиента.