Файл: Понятие системы права и ее структурные характеристики.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ПРАВА
1.1 Содержание понятия «система права»
1.3. Соотношение понятий система права и система законодательства
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА
2.1. Система публичного и частного права
2.2 Тенденции развития системы права и системы законодательства РФ
С.В. Бошно дает следующее определение системы законодательства: «Система законодательства— внешняя форма права, выражающая строение его источников, систему нормативных правовых актов. Она представляет собой единый комплекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства[10].».
Необходимо отметить, что система права и система законодательства-элементы правовой системы, причем не тождественные по следующим причинам: они как компоненты правовой системы обладают относительной самостоятельностью, имеют специфические закономерности становления, функционирования и развития, что позволяет системе законодательства оказывать активное обратное воздействие на систему права. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.
Отличия системы права от системы законодательства:
1) Исходным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом законодательства - нормативный акт. В этом смысле структура права и структура законодательства соотносятся как содержание и форма;
2) Законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;
3) Система законодательства отражает систему права и строится на ее основе. В этом смысле система права имеет первичный, исходный характер, а система законодательства - производный. Система права служит объективной основой для системы законодательства;
4) Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества;
5) Если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений[11].
Исходя из вышесказанного, систему права следует отличать от системы законодательства, так как первая характеризует внутреннее строение права и группировку его норм по отраслям и институтам, то вторая относится к внешним формам выражения права характеризует состояние его источников. Они соотносятся между собой, как содержание и форма. Система права содержание системы законодательства, отражает и демонстрирует внутреннюю структуру права, система же законодательства это внешняя форма отражающая внутреннюю структуру нормативно-правовых актов.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА
2.1. Система публичного и частного права
Деление права на публичное и частное впервые было предложено в Древнем Риме. В советской правовой системе отсутствовало понятие права частного и публичного, так считалось, что такое разграничение является признаком буржуазного строя. В.И. Ленин в 20-е годы прошлого столетия при разработке Гражданского Кодекса РСФСР твердо заявил: « Мы ничего частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично правовое, а не частное[12]». Такое суждение долгое время было основным в доктрине советского права. Деление права на частное и публичное означает, что государство определяет сферы общественные жизни, в которое оно не может вмешиваться. Публичное право-это совокупность отраслей права регулирующих отношения связанных с обеспечением общего или общегосударственного интересов. Одной из сторон данной отрасли всегда выступает государство[13]. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть.
Частное право это часть системы права функционально структурная подсистема совокупность правовых норм регулирующих и охраняющих отношения между частными лицами, основой которого является частная собственность. Сущность частного права выражена в его принципах независимости и автономии личности, признании защиты частной собственности, свободы-договора. Частное право -это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государства является ограниченным. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или подступать иным образом[14].
Система публичного и частного права обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы.
Безусловно, что абсолютной публично-правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов[15]. В земельном праве публично-правовой элемент имеет значительное проявление-определение порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др[16]. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.
Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права (хотя и сохраняя публично-правовые элементы). Эти же причины обусловливают изменение внутри отраслей частного и публичного права. В этом случае можно говорить о двух тенденциях[17]:
- внутриотраслевой консолидации и дифференциации. Так, можно
предположить, что такие отрасли права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное;
- и отрасли законодательства- административно-процессуальное и
арбитражно-процессуальное, консолидируются в единую ветвь публичного права -процессуальное (судебное) право. Высказано предположение о том, что семейное право будет «поглощено» гражданским правом.
Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сейчас создались предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового. Система права находится под значительным влиянием субъективного фактора -нормотворческой деятельности государства. Соответственно этот фактор также будет оказывать значительное влияние на соотношение между частным и публичным правом. Очевидно, можно предположить, что если возобладает идея сильного государства, то это одновременно будет означать усиление публично-правовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния.[18]
2.2 Тенденции развития системы права и системы законодательства РФ
Проблема соотношения системы права и системы законодательства существует объективно. Если система права складывается из отраслей, подотраслей права, правовых институтов, правовых норм, различных взаимосвязанных между собой блоков, то система законодательства (в узком смысле) складывается из нормативно-правовых актов, их структурных подразделений.[19]
Исторически сложилось так, что крупные массивы некоторых нормативно-правовых актов также могут составить определенную отрасль законодательства, например уголовное законодательство. И уголовное законодательство как отрасль полностью совпадает с той отраслью права, которая в теории обозначается как уголовное право. Уголовное законодательство – это единственная форма выражения и существования уголовного права. Размещается это уголовное законодательство, как правило, в Уголовном кодексе. Разумеется, могут приниматься и отдельные нормативно-правовые акты, содержащие уголовно-правовые нормы, но они затем также включаются в структуру уголовного кодекса, в систему уголовного права (при их реализации учитывается общая часть уголовного права, общественная опасность преступления, иные элементы отрасли).
Однако существуют отрасли права, которые в системе законодательства не имеют строго определенной отрасли законодательства для своего воплощения и выражения, например аграрное право.
Нормы этой отрасли права могут быть размещены в Конституции (право частной собственности на землю), в актах, регламентирующих государственную поддержку фермеров (бюджетно-финансовое законодательство), типовых договорах на аренду земельных участков (гражданское законодательство) и т.п.
Существуют в системе законодательства и такие отрасли, которые не соотносятся с конкретными отраслями права, а имеют явно комплексный характер, например чрезвычайное законодательство. Его во многом можно отнести к конституционному праву, но ряд норм явно имеют уголовно-правовое, административно-правовое содержание. Следует также иметь в виду, что некоторые новые отрасли права формируются вообще по общественно значимому предмету, в них может реализоваться принцип сочетания методов правового регулирования - диспозитивного и императивного.
Система законодательства наряду с объективными имеет и субъективные начала – может строиться по источникам права или по отраслям права, или сочетать оба этих критерия.
Очень важно при построении системы законодательства помещать те или иные нормы в соответствующие отрасли законодательства, нормативно-правовые акты.
Примером неудачного размещения нормы права не в той отрасли законодательства является введение в начале 90-х годов правил о том, что у лица, задержанного правоохранительным органом, с момента задержания этого лица может быть адвокат.[20]
Особые проблемы возникают при принятии так называемых комплексных актов, т.е. нормативно-правовых актов, содержащих нормы разных отраслей права – государственного (конституционного) права, административного права, гражданского права, финансового права и т.д.
В свое время в правовой истории России на ее социалистическом этапе государственности существовали теоретические представления о существовании комплексной отрасли хозяйственного права, закреплявшей и развивавшей плановые начала в управлении народным хозяйством. Эта отрасль обособлялась от гражданского права, в основе которой лежали рыночные, товарно-денежные отношения частных субъектов права (граждан).
Распространение на экономические отношения социализма идеологии и опыта имущественных, товарно-денежных отношений постепенно завоевывало социальное признание, размывало сугубо централизованное огосударствление этих экономических отношений, утверждение о приоритете непосредственно-общественного труда над трудом, результаты которого должен опробовать и признать рынок, постепенно вело к утверждению частной собственности, иных социально-рыночных элементов. В историческом споре между планом и рынком, между хозяйственной и цивилистической концепциями победила цивилистическая (гражданско-правовая) идеология, за которой стоял тысячелетний опыт существования человечества. Но с ее победой сначала рухнул социализм, а затем произошел и распад Советского Союза, опиравшийся в своем федеративно-государственном устройстве на централизованные, плановые экономические начала.
Не имеют большого значения попытки бывших сторонников хозяйственного права возродить эту отрасль под обозначением предпринимательское, торговое право. Т. к. в основе будет лежать многостатейный Гражданской кодекс, а различные дополнения к нему, если они будут вызываться реальными потребностями, дела уже не изменят. Хозяйственное право как основополагающая отрасль системы социалистического законодательства ушло в исторические дали, о которых, впрочем, забывать не стоит.
Появление новых отраслей законодательства, как космического, экологического, информационного (и том числе права массовой информации), биоэтического, в том числе генетического, и некоторых других, вызывает не менее острые споры, чем это было в прошлом вокруг проблем, порожденных социализмом.[21]
Система законодательства складывается и для потребностей социального правления, а не только для упорядоченности, стабильности самого законодательств. Она нужна и для того, что соответствующие субъекты управления могли пользоваться эффективно правовыми нормами, могли их находить, исполнять, применять. Этот информационный аспект также отличает систему права от системы законодательства. Но, разумеется, система законодательства должна строиться на объективной и научно определенной системе права. Система права, т.е. упорядоченное, как правило, по критерию единства предмета и метода правового регулирования множество норм (отрасли, подотрасли, правовые институты, общие и особенные части), формируется (складывается) для всестороннего регулирования общественных отношений. Система законодательства, т.е. упорядоченное по различным объективным критериям, обусловленным потребностям социального управления, жизнедеятельности общества, определенное множество самих нормативных актов (и их более дробных элементов - разделов, глав, статей, параграфов, абзацев и т.д.) формируются (складываются) для наиболее эффективного использования правовых норм в социальном управлении.