Файл: Роль мотивации в поведении организации(Сущность, функции и принципы управления персоналом).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы мотивации трудового поведения персонала в организации
1.1. Сущность, функции и принципы управления персоналом
1.2. Трудовое поведение персонала и основные этапы управления в организации
1.3. Особенности мотивации и методов управления персоналом
2. Изучение роли мотивации в трудовом поведении организации (на примере ООО «Югмаш»)
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Югмаш»
2.2. Анализ деятельности компании ООО «Югмаш» в процессе мотивации трудовой деятельности персонала
2.3. Оценка мотивации в поведении организации по результатам проведенного анализа
3. Совершенствование системы мотивации трудового поведения персонала ООО «Югмаш»
3.1. Разработка концепции мотивации трудового поведения персонала
На ООО «Югмаш» в 2016 году по сравнению с 2012 годом произошло снижение коэффициента оборота по приему на 65% и увеличение коэффициента оборота по освобождению на 4%; коэффициент текучести увеличился на 6%; коэффициенты постоянства вырос в 4,7 раза, а коэффициент стабильности снизился на 2%.
По нашему мнению, именно коэффициент стабильности наиболее четко отражает уровень социального удовлетворения персонала предприятия: удовлетворение зарплате и другими материальными поощрениями; выявления необходимости в повышении профессионального и образовательного уровней; уверенность в обеспечении стабильности своего рабочего места; постоянная ответственность при выполнении любой задачи. Есть социальное удовольствие - нет увольнений с предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что исследование проведено на предприятиях, выявило ряд проблем:
основная масса работников не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте производительности труда;
углубляется мотивационная кризис, вызванный ростом недовольства своим трудом;
отсутствует систематическое развитие профессиональных качеств работников согласно долгосрочным задачам развития производства.
2.2. Анализ деятельности компании ООО «Югмаш» в процессе мотивации трудовой деятельности персонала
Для анализа системы управления персоналом ООО «Югмаш» на основе использования различных способов мотивации труда, проведем общий анализ удовлетворенности работников и их мотивации к трудовой деятельности.
Для проведения анализа в данной работе, будут использованы следующие методы: методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей, которая представлена Е.А. Климовым, шкала оценки мотивации к достижению цели, методика оценки мотивации к избеганию неудачи – самозащите Т. Элерса, методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
1) Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.
2) Методика «Шкала оценки мотивации к достижению цели».
3) Методика оценки мотивации к избеганию неудачи – самозащите.
4) Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
5) Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «труд-деньги».
В ходе исследования мотивации персонала в ООО «Югмаш» были получены следующие данные.
При анализе степени удовлетворенности персонала было выяснено следующее: наиболее значимыми для персонала ООО «Югмаш» являются такие факторы как, материальные потребности и потребности в безопасности (в среднем 14 и 10 баллов соответственно). Это может быть связано, с тем, что у персонала среднего звена ООО «Югмаш» не достаточно высокая заработная плата и как последствие, персонал ощущает себя недостаточно защищенными.
Но при этом нужно отметить, что все основные потребности персонала удовлетворены, в зону неудовлетворенности не вошла ни одна из потребностей. Данные, которые были получены показаны на рис. 5.
Рис. 5. Степень удовлетворенности потребностей работников ООО «Югмаш»
Следующими по степени значимости для персонала ООО «Югмаш» более удовлетворенной получилась потребность в самовыражении (средний результат - 13,3). Потребности в признании (средний балл 13,3), социальные (межличностные) потребности (средний балл 17,3), потребности в безопасности, со средним балом 24,3 и материальные потребности – 27,3 балла, оказались в зоне частичной удовлетворенности.
При оценивании результатов шакалы оценки мотивации по отношению к достижению поставленной цели, получены были такие данные:
1) На низком уровне мотивация к труду у 3,12% опрошенных.
2) На среднем уровне мотивация к трудовой деятельности у 43,7% опрощенных сотрудников.
3) Достаточно высокий уровень мотивации к труду у 53,12% опрошенного персонала.
4) На высоком уровне мотивация у трудовой деятельности не отмечалась.
Данные, которые были получены приведем на рис. 6.
Рис. 6. Распределение уровней мотивации персонала в ООО «Югмаш
Из выше изложенного можно сделать вывод, что персонал ООО «Югмаш» заинтересован в своей работе и в ходе работы, достигают успехов, но при этом персонал понимает предел возможного роста, этим и объясняется тот факт, что высокий уровень мотивации к трудовой деятельности в процессе анализа, обнаружен не был.
Вывод: В результате проведенного исследования по методике оценки мотивации к избеганию неудач – самозащите были получены следующие данные: низкий уровень мотивации к избеганию неудач выявлен у 3,12% респондентов, у 34,38% испытуемых – средний уровень мотивации, у 62,5% - высокий уровень мотивации. Из результатов, можно сказать, что большая часть сотрудников стремится к защите и избеганию неудач в трудовой деятельности.
Данные, которые получены можно объяснить, тем, что персонал ООО «Югмаш» не достаточно уверенны в своем материальном положении (о чем нам говорят результаты, которые были получены при диагностике степени удовлетворенности основных потребностей) и именно поэтому в большинстве персонала ООО «Югмаш» стремится к избеганию неудач.
Данные, которые были получены, представим на рис. 7
Рис. 7. Распределение уровней мотивации к избеганию неудач
Вывод: по проведению методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной были получены следующие результаты.
В процессе обработки результатов первого этапа методики, выяснилось, что среди персонала предприятия не преобладает направленность в мотивационо-потребностной сфере, по всем показателям, вышли примерно одинаковые данные. Незначительный перевес, получает категория «альтруизм». На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что персонал тяготеет к альтруизму. Данные, приведем на рис. 8.
Из всего вышеизложенного можно сделать выводы, что из числа персонала ООО «Югмаш» есть сотрудники, настроенные на результат, и также присутствую те, которых больше заинтересовывает сам процесс выполнения работы. Также стоит отметить, что в большинстве для сотрудников. На основании вышеизложенного, можно говорить о том, что среди работников характерен альтруизм, в большей степени, нежели эгоизм.
Рис. 8. Распределение направленностей мотивационно-потребностной сферы
При обработки данных второй части методики, были обнаружены социально-психологические установки, которые направлены на «труд-деньги», были получены следующие данные.
Для персонала ООО «Югмаш» характерным является направленность на свободу (средний балл составляет 6,3), далее идет ориентация на власть (средний балл = 6), затем – ориентация на деньги (средний балл = 4,6), и в конце, на самом последнем месте – ориентация на труд – 4,3.
Полученные данные представлены на рис. 9.
Рис. 9. Распределение направленностей респондентов
Для оценки статистических взаимосвязей между уровнями мотивации достижения успеха и факторами мотивации, был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Нами были рассмотрены:
1 группа – установление связи между баллами по мотивации на достижение успеха с баллом удовлетворенности основных потребностей
2 группа – установление связи между баллами по мотивации достижения успеха с баллом по альтруистическим установкам.
Рассчитаем эмпирическое значение при сравнении баллов по достижению успеха со степенью удовлетворенности основных потребностей rs (формула 1):
rs = 1 -6 ∑ (d2)/N *(N2 - 1)(1)
rs= 1 – 6*396,12/22*(484 - 1) = 0,78 – полученное значение близко к нулю.
Определим критические значения
Rкр= (0,43 (p0.05)) / (0,54 (p0.11))
rэмп.rкр. – следовательно, связь между мотивом достижения успеха и удовлетворением основных потребностей верна.
Рассчитаем эмпирическое значение при сравнении баллов мотива достижения успеха с баллами альтруистических установок личности:
rs=1 – 6*755,94/10626 = 0,929
определим критические значения
Rкр= (0,43 (p0.05)) / (0,54 (p0.11))
rэмп.rкр. – следовательно, связь между мотивом достижения успеха и альтруистическими установками личности верна.
Из вышеизложенного можем сделать выводы, о том, что мотивация персонала ООО «Югмаш» характеризуется трудовой пассивностью, персонал желает иметь высокооплачиваемую работу, при этом, не беря на себя лишних обязательств и ответственности. Проявляется низкая значимость решенных мотивов труда, его полезности. Довольно малое число сотрудников ООО «Югмаш» проявляют стремление проявить себя, проявить инициативность, а также использовать творческий подход к своей работе. Большое значение для формирования мотивации имеет оценка вероятности достижения целей.
В результате проведенного опроса было выявлено:
1) персоналу необходимо материальное вознаграждение, но при этом половина сотрудников ООО «Югмаш» довольна своей заработной платой;
2) большее число сотрудников нуждается в уважении со стороны руководителя, а на практике руководители не проявляют этого;
3) персонал заинтересован в продвижении по служебной лестнице, но на практике таких возможностей нет.
Материальное стимулирование персонала в ООО «Югмаш» производится по следующим показателям:
- качество услуг, продукции;
- экономия материальных и энергетических ресурсов;
- эффективное использование оборудования;
- повышение производительности труда.
Коллективы производственных бригад стимулируются за достижение наивысших результатов по производству и качеству продукции. Но при этом несут коллективную ответственность за нарушения трудовой дисциплины, правил безопасности, сохранность закрепленной за подразделениями ООО «Югмаш».
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать выводы:
В ООО «Югмаш» необходимо удерживать квалифицированные кадры, привлечь молодых сотрудников. Удельный вес молодых работников (от 18 до 25 лет) сейчас на предприятии составляет всего лишь 74%. Работающих людей нужно стимулировать к проявлению творчества и инициативы, позволить им проявить и реализовать себя как квалифицированных, знающих и ответственных работников. Эти задачи способна выполнить четко продуманная система мотивации.
В таблице 7 представлены результаты управленческого обследования функции мотивации в ООО «Югмаш». Сформирован перечень сильных и слабых сторон. Отмечены возможности, которые можно использовать для совершенствования и усиления механизма мотивации.
Из представленного перечня сильных и слабых сторон функционирования ООО «Югмаш» на усиление мотивации влияют следующие факторы, понятная четкая политика руководства, высокий организационно - технический уровень выполняемых работ, регламентация ограничительных рамок, стабильность отрасли, прозрачность в оплате труда рабочих.
Таблица 7
Управленческое обследование функции мотивации персонала в ООО «Югмаш» (SWOT – анализ)
S - силы (позиция max) |
W- слабости (позиция min ) |
S1 - квалифицированный персонал; S2 - четкая организация труда в структурных подразделениях за счет эффективного планирования S3 - современные, точные измерительные приборы и оборудование, используемое при ТО, проверки и т.д. S5 - стабильно- развивающаяся отрасль S6 – средний ближе к высокому уровень (85%) удовлетворения работой персонала. S7 - организация труда бригадная (у рабочих), как наилучшая S8- Tpyд поддается нормированию; зарплата начисляется за измеренный период |
W1 - слабо разработана документация по организации бригадного труда. Не обоснованы пределы изменения КТУ Не определен порядок определения КТВ W2 - всего одна тарифная сетка (единая) для сдельщиков и повременщиков W3 - ограничена степень свободы при выполнении работы четкой регламентацией, правилами, предписаниями, что обусловлено спецификой услуг. W4 - нет системы оценочных показателей труда руководителей, специалистов, по которым можно судить о «привязке» зарплаты к результатам работы. W5 - наличие большого объёма сверхурочных часов работы. W6 - не рассчитана зарплатоёмкость труда. W7 - трудности в росте по служебной лестнице рабочих, обусловленное ограничениями разряда |