Файл: Состав и свойства вычислительных систем. Информационное и математическое обеспечение вычислительных систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средства сжатия данных (архиваторы). Предназначены для создание архивов. Архивирование данных упрощает их хранение за счет того, что большие группы файлов и каталогов сводятся в один архивный файл. При этом повышается и эффективность использования носителя за счет того, что архивные файлы обычно имеют повышенную плотность записи информации. Архиваторы часто используют для создания резервных копий ценных данных.

Средства просмотра и воспроизведения. Обычно для работы с файлами данных необходимо загрузить их в «родительскую» прикладную систему, с помощью которой они были созданы. Это дает возможность просматривать документы и вносить в них изменения. Но в тех случаях, когда требуется только просмотр без редактирования, удобно использовать более простые и более универсальные средства, позволяющие просматривать документы разных типов.

Средства диагностики. Предназначены для автоматизации процессов диагностики программного и аппаратного обеспечения. Они выполняют необходимые проверки и выдают собранную информацию в удобном и наглядном виде. Их используют не только для устранения неполадок, но и для оптимизации работы компьютерной системы.

Средства контроля (мониторинга). Программные средства контроля иногда называют мониторами. Они позволяют следить за процессами, происходящими в компьютерной системе. При этом возможны два подхода: наблюдение в реальном режиме времени или контроль с записью результатов в специальном протокольном файле. Первый подход обычно используют при изыскании путей для оптимизации работы вычислительной системы и повышения ее эффективности. Второй подход используют в тех случаях, когда мониторинг выполняется автоматически и (или) дистанционно.

Мониторы установки. Программы этой категории предназначены для контроля за установкой программного обеспечения. Необходимость в данном программном обеспечении связана с тем, что между различными категориями программного обеспечения могут устанавливаться связи. Мониторы установки следят за состоянием и изменением окружающей программной среды, отслеживают и протоколируют образование новых связей и позволяют восстанавливать связи, утраченные в результате удаления ранее установленных программ.

Простейшие средства управления установкой и удалением программ обычно входят в состав операционной системы и размешаются на системном уровне программного обеспечения, однако они редко бывают достаточны. Поэтому в вычислительных системах, требующие повышенной надежности, используют дополнительные служебные программы.


Средства коммуникации (коммуникационные программы). С появлением электронной связи и компьютерных сетей программы этого класса приобрели очень большое значение. Они позволяют устанавливать соединения с удаленными компьютерами, обслуживают передачу сообщений электронной почты, работу с телеконференциями (группами новостей), обеспечивают пересылку факсимильных сообщений и выполняют множество других операций в компьютерных сетях.

Средства обеспечения компьютерной безопасности. К этой весьма широкой категории относятся средства пассивной и активной защиты от несанкционированного доступа, просмотра и изменения данных.

Рассмотрим наиболее часто встречающееся прикладное ПО. Редакторы документов – это наиболее широко используемый вид прикладных программ. Редакторы документов позволяют использовать различные шрифты символов, абзацы произвольной формы, автоматически переносят слова на новую строку, позволяют делать сноски, включать рисунки, автоматически нумеруют страницы и сноски и т.д. Представители редакторов документов – программы Microsoft Word, Wordpad. Табличные процессоры. При работе с табличным процессором на экран выводится прямоугольная таблица, в клетках которой могут находиться числа, пояснительные тексты и формулы для расчета значения в клетке по именующимся данным. Все распространенные табличные процессоры позволяют вычислять значения элементов таблиц по заданным формулам, строить по данным в таблицах различные графики и т.д. Представители семейства табличных процессоров Microsoft Excel, Quatro Pro. Графические редакторы позволяют создавать и редактировать рисунки. В простейших редакторах предоставляются возможности рисования линий, кривых, раскраски областей экрана, создание надписей различными шрифтами и т.д. Большинство редакторов позволяют обрабатывать изображения, полученные с помощью сканеров. Представители графических редакторов – программы Adobe Photoshop, Corel Draw. Правовые базы данных содержат тексты нормативных документов и предоставляют возможности справки, контекстного поиска, распечатки и т.д. Представители правовых баз данных – пакеты Гарант и Консультант+. Системы автоматизированного проектирования (САПР) позволяют осуществлять черчение и конструирование различных предметов и механизмов с помощью компьютера. Среди систем малого и среднего класса в мире наиболее популярна система AutoCad фирмы AutoDesk. Отечественный пакет с аналогичными функциями – Компас. Системы управления базами данных (СУБД) позволяют управлять большими информационными массивами - базами данных. Программные системы этого вида позволяют обрабатывать на компьютере массивы информации, обеспечивают ввод, поиск, сортировку выборку записей, составление отчетов и т.д. Представители данного класса программ – Microsoft Access, Clipper, Paradox. Интегрированные системы сочетают в себе возможность системы управления базами данных, табличного процессора, текстового редактора, системы деловой графики, а иногда и другие возможности. Представители интегрированных систем – пакет Microsoft Office и его бесплатный аналог Open Office. Бухгалтерские программы предназначены для ведения бухгалтерского учета, подготовки финансовой отчетности и финансового анализа деятельности предприятий. Наиболее распространены системы 1C: Предприятие и Инфо-бухгалтер.


Microsoft Office — Word, Excel, Outlook (программа управления информацией, которая помогает работать с сообщениями, приходящими по электронной почте, контактными лицами, назначать встречи, ставить задачи, отслеживать деятельность свою и сотрудников, просматривать совместные документы) и PowerPoint - эти компоненты представляют собой четверку приложений пакета. В Office 2003 Professional к ним добавились система управления базами данных (СУБД) Access, программа для подготовки публикаций Publisher, приложение для создания и заполнения электронных форм InfoPath. Среди дополнительных - для обработки изображений Picture Manager, а также инструменты для сканирования и распознавания текста Document Imaging и Document Scanning. Кроме того, входит поставляемый отдельно редактор Web-страниц FrontPage. Наиболее привлекательной для пользователя особенностью Microsoft Office является полная совместимость его составляющих: данные можно копировать из одного приложения в другое без изменения их структуры и внешнего вида, а также широчайшее распространение и известность.

OpenOffice. Действительно, популярность OpenOffice не сильно уступает решению от Microsoft, причем не только благодаря доступности, но и еще потому, что «открытый» исходный код позволяет видоизменять пакет в соответствии с личными предпочтениями. Так, в русском OpenOffice не просто переведены англоязычные термины — программа практически переписана заново. Современная отечественная версия OpenOffice 2.1 включает в себя шесть отдельных приложений (текстовый процессор Writer, редактор формул Math. Электронные таблицы Calc дополнены конвертером евро, позволяющим автоматически переводить в документах старые национальные валюты стран Евросоюза в общую денежную единицу. Кроме этих составляющих OpenOffice включает в себя мастер презентаций, графический редактор и СУБД. Из всех приложений доступен вывод любого документа в файл формата Adobe Acrobat (*.PDF). Среди плюсов можно отметить такие как доступность, качественная локализация, совместимость с популярными форматами и известный интерфейс. Из минусов – ручное рисование таблиц в текстовом редакторе.

WordPerfect Office. Замечателен тем, что появился примерно в одно и то же время с Microsoft Word, поначалу он по своей популярности даже превосходил конкурента. В современных версиях (наиболее «свежая» — X3) отказаться от поддержки популярных форматов оказалось невозможно. Поэтому при запуске каждого компонента — редактора WordPerfect, электронных таблиц Quattro Pro и мастера презентаций Presentations — производится запрос о запуске режима совместимости с Word, Excel и PowerPoint. Стоит обратить внимание на оригинальный инструмент Perfect Expert (значок «снежинка» в меню), доступный во всех приложениях WordPerfect Office X3. Это своеобразный мастер, шаг за шагом подсказывающий новичку порядок создания того или иного документа.


К плюсам можно отнести оригинальный интерфейс, может вполне использоваться для профессиональной верстки. Минусы – ограниченная совместимость с Microsoft Office и отсутствие полноценной, полностью локализованной версии.

Текстовый процессор работает с многостраничными текстовым документом. Форматирование – набор операций, определяющий внешний вид напечатанного документа. Различают: символьное (к одному символу, так и ко всему тексту) и абзацное (только в пределах 1 абзаца). Абзац – совокупность 1 или более предложений. Стиль – совокупность параметров форматирования параметров (абзаца) документов. Шаблон - это совокупность стилей, пользовательских меню, параметров страницы, настроек приложения и некоторых фрагментов оформления документа (текст, рисунки, таблицы, колонтитулы и др.), сохраненная на диске в виде файла. Шаблон можно рассматривать как метод автоматизации создания документа на основе существующих текстовых заготовок и форматирования. Для текстового процессора MS Word файл шаблона имеет расширение DOT. Использование шаблонов позволяет экономить время и избегать ошибок при создании стандартных документов. Microsoft Word – текстовый процессор, позволяющий создавать документы любой сложности: оформлять их с использованием различных шрифтов, включать в документ рисунки, таблицы, формулы, графики, диаграммы и др. Имеет удобный графический интерфейс и средства автоматизации оформления документов. Щелкнуть по кнопке. 2 способа создания документа: 1. Создать - на Стандартной панели инструментов; 2. Выбрать из меню Файл команду Создать. В первом случае будет создан пустой документ на базе стандартного шаблона, в который можно ввести нужный текст, рисунки или данные таблицы. Во втором случае откроется окно, позволяющее создать документ на базе шаблона (см. раздел шаблоны). Для каждой программы приложения Office существуют собственные шаблоны документов. В Office включено несколько десятков шаблонов для 10 категорий (отчеты, письма и факсы, презентации, шаблоны оформления и др.) Созданный на основе шаблона документ можно редактировать, вводить нужные данные и сохранять с собственным уникальным именем Если приложение не открыто, то документ можно создать и с помощью выбора меню Создать документ Microsoft Office при нажатии кнопки Пуск. При этом доступна панель всех шаблонов для приложений Office.

Программа Microsoft Exel предназначена для работы с таблицами данных, преимущественно числовых. При формировании таблицы выполняют ввод, редактирование, форматирование текстовых и числовых данных, а также формул. Наличие средств автоматизации облегчает эти операции. Рабочее поле Excel – это электронная таблица, состоящая из столбцов и строк. Названия столбцов – буква или две буквы латинского алфавита. Каждая строка таблицы пронумерована. Размер таблицы фиксирован: число столбцов – 16384, строк – 1048576. К средствам автоматизации ввода относятся автозавершение и автозаполнение. Автозавершение. В ходе ввода текста в очередную ячейку программа проверяет соответствие введенных символов строкам, имеющимся в этом столбце выше. Если обнаружено однозначное совпадение, введенный текст автоматически дополняется. Нажатие клавиши Enter подтверждает операцию автозавершения, в противном случае ввод можно продолжать, не обращая внимания на предлагаемый вариант. Автозаполнение константами. В правом нижнем углу рамки ячейки имеется черный квадратик – это маркер автозаполнения. При наведении на него курсор мыши вместо толстого белого креста принимает вид тонкого черного крестика. Перетаскивание маркера заполнения рассматривается как операция «размножения» содержимого ячейки в горизонтальном и вертикальном направлении.


Простейшие базы данных состоят из одной таблицы. В качестве такой базы данных вполне можно использовать списки электронной таблицы Excel. Программа Excel включает набор функций, позволяющих выполнять все основные операции, присущие базам данных. Информация в базе данных состоит из набора записей, каждая из которых содержит один и тот же набор полей. Записи характеризуются порядковыми номерами, а каждое поле имеет заголовок, описывающий его назначение.

Включение режима фильтрации осуществляется командой Данные → Фильтр → Автофильтр. При этом для каждого поля базы данных автоматически создается набор стандартных фильтров, доступных через раскрывающиеся списки.

Система управления базой данных это комплекс программных средств, который предназначен для создания структуры новой базы, редактирования содержимого и визуализации информации, т.е. отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройство вывода или передача по каналам связи. Классификация БД: текстовый; целое число; вещественный; дата, время, дата и время; перечисления E-NUME.

Под базой данных (БД) понимают хранилище структурированных данных, при этом данные должны быть непротиворечивы, минимально избыточны и целостны. Существует три разновидности связей между таблицами базы данных: «один-ко-многим», «один-к-одному»,«многие-ко-многим».

Реляционные БД представляют связанную между собой совокупность таблиц-сущностей базы данных (ТБД). Связь между таблицами может находить свое отражение в структуре данных, а может только подразумеваться, то есть присутствовать на неформализованном уровне.

Microsoft Access – система управления базами данных позволяющая создавать как автономные базы данных для персонального компьютера, так и базы данных для совместного использования в отделе или на целом предприятии. MS Access обеспечивает простые в использовании и управлении решения для совместной обработки информации. Access – это реляционная система управления базами данных (СУБД), входящая в пакет MS Office. Все составляющие базы данных, такие, как таблицы, отчеты, запросы, формы и объекты, в Access хранятся в едином дисковом файле, который имеет расширение .mdb.

Таблицы. Это основные объекты любой базы данных. Именно в них хранятся, во-первых, все данные, имеющиеся в базе, а, во-вторых, структура самой базы (поля, их типы и свойства). Запросы. Это объекты предназначены для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. Формы. Это средства для ввода и просмотра данных. С помощью форм можно закрыть некоторые поля для несанкционированного ввода, можно разместить специальные элементы управления (счетчики, раскрывающиеся списки, переключатели, флажки и пр.) для автоматизации ввода. Отчеты. Предназначены для вывода данных на печатающее устройство. В них приняты специальные меры для группирования выводимых данных и для вывода специальных элементов оформления, характерных для печатных документов (верхний и нижний колонтитулы, номера страниц и т.п.) СУБД представляет несколько средств создания каждого из основных объектов базы. Их можно классифицировать как: ручные (разработка объектов в режиме Конструктора); автоматизированные (разработка с помощью программ-мастеров); автоматические – средства ускоренной разработки простейших объектов. При разработке таблиц и запросов лучше использовать ручные средства – работать в режиме Конструктора. При разработке учебных форм, отчетов, лучше пользоваться автоматизированными средствами, предоставляемыми мастерами.