Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
Введение
Для того чтобы кадровая политика была нравственной, необходимо строить ее, учитывая множество факторов.
Перед любой организацией, для ее благополучной деятельности ставятся определенные задачи. Все задачи, поставленные перёд фирмой: размер прибыли, доходы, освоение доли рынка - могут быть достигнуты, но недостаточно только иметь квалифицированные кадры. Необходимо так организовать труд, чтобы каждый работник, независимо от своих личных проблем, прилагал максимум усилий для выполнения поставленных задач.
Существует стойкое заблуждение, миф о том, что только высокая оплата побуждает человека трудиться лучше и что проблем дисциплины на предприятии в условиях рыночной экономики не существует. Тем не менее, проблемы дисциплины существуют и обычно решаются двумя способами. Первый - высокая оплата труда. Стремление человека удовлетворить свои потребности и заставляет его зарабатывать больше, работать максимально эффективно. Предполагается, что труд организован на высоком уровне, иначе предприятие разорится или будет с помощью государства выплачивать работнику минимальную заработную плату. Второй способ, с помощью которого, как считают многие, можно решать проблемы дисциплины - это активное увольнение всех, кто не вписывается в коллектив, перестал справляться со своими задачами.
До настоящего времени считается, что истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, трудно определить, и они чрезвычайно сложны.
Но для создания нравственных основ, необходимых для нормальной деятельности коллектива, нужно овладевать в достаточной мере способами управления отношениями в коллективе, что позволяет значительно эффективнее управлять коллективом и обеспечивать выполнение производственных программ.
В данной работе мы рассмотрим кадровую стратегию и ее реализацию, как важную стадию процесса стратегического управления в современных условиях.
1. Кадровая служба предприятия, функции, задачи, назначение, в современных условиях работы служб управления персоналом
Кадровая служба – это совокупность структурных подразделений, призванных управлять персоналом. С изменением ориентиров и задач в управлении сотрудниками изменились и задачи кадрового отдела, его структура и функционал. Речь идет о создании на предприятиях и в организациях многофункциональной единицы, а также о координации, деятельности всех структурных подразделений в общей системе управления работниками и производством. Сегодня наличие в компании кадровой службы – это комплексное решение не только проблем обеспечения структуры кадрами, но и основной задачи в современных условиях экономики и рынка. Она состоит в соединении целей производственного развития с потребностями сотрудников, которые реализуют эти цели, а так же в организации баланса стратегии развития фирмы (организации, предприятия) и кадров, занятых в ней.
Кадровые службы предприятия выполняют следующие функции: формируют кадры, занимаются планированием, отбором, приёмом, высвобождением, анализом текучести кадров; занимаются профессиональной ориентацией и переподготовкой кадров, аттестацией персонала, организацией продвижения по службе; совершенствуют организацию труда и методы его стимулирования, создают безопасные условия труда.
Основными задачами кадровых служб являются:
- перспективный расчёт численности и структуры кадров в соответствии с потребностями производства, профессиональным и квалификационным составом работников;
- рациональная регламентация труда каждого работника, должностное разграничение обязанностей, прав и ответственности с недопущением разгрузки специалистов видами деятельности, которые смогут быть выполнены менее квалифицированными работниками;
- проведение собеседований с нанимающимися на работу, оценка выпускников учебных заведений, классификация заявлений о приёме на работу;
- отбор новых работников для заполнения вакансий, анализ заявлений, согласование приёма на работу с руководителями низшего звена;
- распределение работников по видам деятельности с учётом их индивидуальных способностей и характера профессиональной подготовки;
- ведение личных дел работников;
- забота о профессиональной карьере работников, обучении, переподготовке, повышении квалификации;
Кадровая служба предприятия - это совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами (руководители, специалисты, исполнители), призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.
Главное назначение кадровой службы состоит в том, чтобы не только руководствоваться в осуществлении кадровой политики интересами предприятия, но и действовать с учётом трудового законодательства, реализации социальных программ.
Функции, структура и задачи кадровой службы тесно связаны с характером развития экономики, пониманием руководством предприятия (организации) роли персонала в выполнении целей и задач, стоящих перед организацией.
Численный состав и структура кадровой службы зависят в основном от масштабов организации.
В структуру современной кадровой службы может включаться или не включаться отдел кадров. Должность руководителя службы персонала в различных организациях имеет разные наименования: "директор по работе с персоналом", "менеджер по персоналу", "заместитель директора по развитию человеческих ресурсов" или по-другому. По мере роста организации растёт и количество специалистов по работе с персоналом, одновременно углубляется разделение труда внутри службы.
В современных условиях наиболее приоритетными направлениями работы служб управления персоналом, является решение следующих задач:
-обеспечение соответствия уровня квалификации требованиям современной экономики, где базовые навыки и знания требуют непрерывного обновления;
-контролирование роста издержек на рабочую силу;
-расширение норм, регулирующих трудовые и организационные отношения, от соблюдения трудового законодательства до морально-этических норм (например, в области вопросов дискриминации, здорового образа жизни и т.д.);
-разработка методов поддержки сотрудников, работающих на виртуальной основе при помощи телекоммуникационных средств связи дома и не посещающих офис.
В современных организациях функции кадровой службы условно можно подразделить на два вида:
- управление трудовыми отношениями;
- документальное оформление трудовых отношений.
Управление трудовыми отношениями включает следующие функции:
· планирование персонала;
· обеспечение организации персоналом;
· оценка персонала;
· профессиональное обучение и развитие персонала;
· организация системы вознаграждения и социального развития;
· координация работы по управлению качеством условий труда и соблюдению техники безопасности.
В общей сложности данные функции соответствуют функциям системы управления персоналом, описанным выше.
Оформление трудовых отношений включает следующие функции:
· подготовка кадровых приказов;
· ведение форм обязательной первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты;
· оформление и учёт трудовых книжек;
· ведение личных дел;
· консультирование сотрудников;
· составление и корректировка графиков отпусков;
· оформление документов, связанных с различными выплатами, пособиями и льготами;
· и некоторые другие функции.
Как видно из приведённых выше перечней, данные службы выполняют широкий ряд функций, c существенными трудозатратами.
Роль кадровой службы конечно же высока, тем более для предприятий осуществляющих организационно - экономическую деятельность в условиях сегодняшней экономической ситуации.
Прежде всего эффективное управление персоналом признается сегодня важнейшим фактором конкурентоспособности компаний и достижения ими экономического успеха, а успеха можно добиться только в том случае, если в организации рабочий процесс будет налажен, и в первую очередь в кадровой службе.
Кадровые службы в фирме обладают высоким статусом и широкими полномочиями для комплексного системного управления трудовыми ресурсами.
Существенным фактором является компетентность кадровой службы. Именно от нее зависит, насколько объективно будет оценен тот или иной претендент, что впоследствии может сказаться на деятельности предприятия и, в конечном итоге, на их же зарплате (что сейчас в нашей стране является доминирующим стимулом).
Без грамотно организованной кадровой службы сегодня не может существовать ни одна организация.
Роль кадровой службы на предприятии обусловлена требованиями времени, согласно которым и строится единая кадровая политика предприятия.
Конечно у кадровых служб имеются как достоинства так и недостатки, существует множество моделей структурирования и построения работы кадровой службы, и предприниматель сам выбирает более эффективную модель для ведения деятельности.
Так же стоит отметить что работа кадровой службы тесно сплетена с работой остальных отделений организации, и ее работа влияет на работу всей организации.
При проведении изменений или реорганизации кадровой службы, руководителям необходимо это учитывать, для того, чтобы грамотно подобрать необходимые изменения.
Так как кадры играют главную роль в производственном процессе, то на каждом предприятии должна разрабатываться и осуществляться кадровая политика, которая включает в себя: отбор и продвижение кадров; подготовку кадров и их непрерывное обучение; найма работников в условиях неполной занятости; расстановку работников в соответствии со сложившейся системой производства; стимулирование труда; совершенствование организации труда; создание благоприятных условий труда для работников предприятия.
Кадровая политика должна быть направлена на достижение целей: создание здорового и работоспособного коллектива; повышение уровня квалификации работников предприятия; создание трудового коллектива, оптимального по половой и возрастной структуре, а также по уровню квалификации; создание высокопрофессионального руководящего звена, способного гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства, чувствовать и внедрять все новое и передовое и умеющего смотреть далеко вперед.
2. Понятие кадровой стратегии организации, процесс ее разработки
Стратегия управления персоналом — это разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.
Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с целью оптимизации их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию.
Основными чертами стратегии управления персоналом являются:
• ее долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, как правило, требуют длительного времени;
• связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену или корректировку стратегии организации и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления.
Стратегия управления персоналом как функциональная стратегия может разрабатываться на двух уровнях:
• для организации в целом в соответствии с ее общей стратегией — как функциональная стратегия на корпоративном, общеорганизационном уровне;
• для отдельных сфер деятельности (бизнеса) многопрофильной, диверсифицированной компании — как функциональная стратегия каждой сферы бизнеса, соответствующая целям этой сферы (например, если крупная компания занимается производством авиадвигателей, военной электроники, электрооборудования, пластиков, осветительных приборов, то стратегия управления персоналом разрабатывается для каждой сферы производства, так как они имеют различия в структуре персонала, требованиях к квалификации и профессиональной подготовке, методах обучения и по другим вопросам).