Файл: Моделирование предметной области «Управление снабжением» с помощью UML.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Производственная деятельность предприятий, как правило, требует наличие складских помещений для поддержки внутренней производственной инфраструктуры. Склады предприятий, нацеленных на высокую эффективность и конкурентоспособность, нуждаются в современной организации, технологиях и квалифицированных сотрудниках. Развитие и повсеместное внедрение средств автоматизированного управления складским хозяйством на базе новейших программно-аппаратных разработок, функционирующих в режиме реального времени, обуславливается необходимостью снижения временных и трудовых затрат.

Использование информационных технологий для управления сферами производственного процесса (в том числе – учета хранения и расхода в рамках складского хозяйства) повышает конкурентоспособность любого предприятия за счет повышения степени его управляемости и адаптируемости к возможным изменениям рыночной конъюнктуры.

Объектом исследования в рамках данной работы является процесс снабжения производства изделий на АО «Научно-техническое предприятие (НТП) «Нави-Далс».

Предметом исследования является моделирование предметной области «Управление снабжением» с помощью UML.

Цель курсовой работы – смоделировать предметную область «Управление снабжением» с помощью UML.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить организационную структуру и основные бизнес-процессы АО «НТП «Нави-Далс» (далее Предприятие), идентифицировать роли основных подразделений;
  2. изучить деятельность Предприятия;
  3. выполнить разработку модели бизнес-процессов Предприятия с определением задач, которые должны быть автоматизированы в рамках реинжиниринга бизнес-процессов;
  4. разработать логические модели АИС в виде UML-диаграмм: классов, активности и др.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Решение обозначенных задач позволить увеличить производительность сотрудников компании.

Глава 1. Аналитическая часть

1.1. Описание предметной области. Постановка задачи


Акционерное общество «Научно-техническое предприятие «Нави-Далс» (Предприятие) основано в 1990 году является одним из ведущих предприятий в отрасли по разработке и производству новых образцов навигационной и гидрографической техники для обеспечения безопасности мореплавания.

В настоящее время предприятие осуществляет разработку, серийное производство и обслуживание:

  • приемоиндикаторов радионавигационных систем «Квиток-ЗН», «Квиток-3НА», предназначенных для определения места и параметров движения морских объектов по сигналам РНС типа «Лоран-С», «Чайка», «Марс-75», «Брас», «РС-10»;
  • навигационных эхолотов НЭЛ-1000 И НЭЛ-1000М для решения задачи обеспечения навигационной безопасности плавания для измерения глубин до 6000 м под килем надводных кораблей, судов ледового класса и подводных лодок;
  • магнитных компасов КФ1М для измерения, отображения и трансляции магнитного и истинного курса корабля в качестве дополнительного, резервного курсоуказателя в составе навигационного комплекса;
  • и др.

В АО «НТП «Нави-Далс» действует политика в области качества (Политика), основой которой является создание конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям и ожиданиям потребителей и обеспечивающей стабильное финансовое положение предприятия.

Главным инструментом достижения поставленной цели является четко структурированная, результативная и постоянно совершенствуемая Система Менеджмента Качества, соответствующая требованиям ГОСТ РВ 0015-002­2012 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

Общее руководство деятельностью Предприятия осуществляет дирекция, во главе которой стоит генеральный директор. Функции директора включают контроль обеспечения Предприятия всеми необходимыми средствами и ресурсами, анализ деятельности филиала и принятие решений по принятию мер к повышению эффективности или устранении проблем, участие

В основных вопросах, определяющих работу Предприятий, подписание договоров с заказчиками и основных документов. Директор осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через своих заместителей или руководителей других подразделений. В составе дирекции Предприятия функционирует кадровый отдел, который представляет центральное звено рабочих ресурсов Предприятия.

В организационной структуре Предприятия выделяются два основных направления: административное и производственное. В составе административного направления выделяются следующие подразделения:


  • финансово-экономическое подразделение, включая бухгалтерию, в обязанности которого вменено учет финансовых потоков и соответствующих документов, составление финансовых отчетов, финансовое обеспечение договоров с заказчиками, расчет заработной платы сотрудников Предприятия;
  • хозяйственное подразделение, задачами которого является поддержание основных необходимых ресурсов Предприятия на уровне, достаточном для осуществления деятельности;
  • юридическое подразделение, которое занимается нормативно­правовой поддержкой деятельности Предприятия;
  • отдел перспективного планирования, который выполняет функции по составлению стратегических планов финансового развития, утверждению основных финансовых отчетов, планированию бюджета.

В состав хозяйственного подразделения входят:

  • отдел закупок - выполняет поиск поставщиков и управление закупками основных материально-технических ресурсов и компонентов (комплектующих), необходимых для сборки изделий конечной продукции;
  • склад хранения комплектующих осуществляет хранение и управление выдачей по запросу материально-технических ресурсов и комплектующих, необходимых для сборки изделий конечной продукции.

В составе производственного направления выделяются следующие подразделения:

  • инженерно-конструкторский отдел, который занимается разработкой и подбором комплектующих для производимых изделий, выполняет их комплексное тестирование, контроль качества произведенных образцов;
  • цех сборки, в котором производится непосредственная сборка изделий готовой продукции.

Описанная организационная структура Предприятия приведена на рисунке 1.

Рисунок 1. Организационная структура АО «НТП «Нави-Далс»

Как видно из рисунка 1, организационная схема Предприятия представляет собой линейную иерархическую структуру, уровень иерархии которой не превышает трех ступеней. Преимуществами таких структур является четко-определенная система взаимосвязей, согласованность, оперативность принятия решений. К недостаткам линейных структур можно отнести малую гибкость и приспосабливаемость, наличие большого количества управленцев и общую длину связей между высшим руководителем и работником.

В рамках настоящего исследования моделирование бизнес-процессов Предприятия выполнено с помощью методологии SADT. В качестве инструмента моделирования использовался инструментарий CASE-системы All Fusion Process Modeler версии 7.1.


Методология SADT применяется для анализа функций, выполняемых системой, а также для указания механизмов, посредством которых они осуществляются. В данной работе использована нотация IDEF0, которая позволяет произвести функциональное моделирование процессов в виде набора взаимосвязанных блоков, отображающих процессы, происходящие в анализируемой системе.

На рисунке 2 приведена контекстная диаграмма бизнес-процессов Предприятия, касающихся сборки конечных изделий.

Из диаграммы на рисунке 2 видно, что входными информационно­материальными потоками процесса производства (сборки) изделий являются заявки на изделия от заказчиков, а также комплектующие, из которых эти изделия будут изготовлены.

Рисунок 2. Контекстная диаграмма IDEF0 процесса производства изделий

Результатными информационно-материальными потоками являются готовые партии изделий для отправки заказчикам и заявки на закупку комплектующих для сборки изделий.

Все процессы изготовления изделий, начиная от приема заказов на изготовление и заканчивая их сборкой, осуществляются следующими подразделениями: отдел закупок, склад, инженерно-конструкторский отдел.

Рассматриваемый процесс регламентируется Уставом Предприятия, техническим заданием на изготовление изделий, техническими условиями, правилами и нормами применения и эксплуатации специальных технических средств и компонентов, применяемых при сборке изделий.

Для детального изучения процессов необходимо выполнить декомпозицию контекстной диаграммы (рисунок 3).

Рисунок 3. IDEF0-диаграмма декомпозиции процесса производства изделий

Из диаграммы декомпозиции видно, что процесс производства изделий на Предприятии проходит несколько основополагающих последовательных этапов:

  • непосредственный прием заказа на готовые изделия - заказ принимается менеджером по работе с клиентами Предприятия от заказчика;
  • принятый заказ передается в инженерно-конструкторское подразделение для его анализа, в процессе которого определяются спецификации изделий, которые необходимо поставить заказчику, а в сборочный цех выдается соответствующее задание на сборку;
  • в сборочном цехе в соответствии с полученным заданием составляется список комплектующих, необходимых для сборки всех изделий для выполнения заказа, который передается на склад;
  • учет комплектующих на складе ведется в локальной БД на базе СУБД MS Access и MS Excel;
  • по составленному на предыдущем этапе списку со склада в сборочный цех выдается необходимое количество комплектующих;
  • при этом, если количества каких-либо компонентов на складе недостаточно, то формируется заказ поставщикам на их закупку;
  • из выданных комплектующих изготавливаются изделия и формируются партии изделий для поставки их конечным заказчикам.

Рассматривая и анализируя бизнес-процессы производства изделий на Предприятии, можно сделать вывод о необходимости автоматизированного учета комплектующих при сборке готовых изделий, учета их выдачи в рамках выполняемых заказов. Как было определено, все операции учета хранения и выдачи комплектующих выполняются вручную в электронных таблицах.

Можно определить недостатки существующей системы:

  • отсутствие систематизированной и централизованной базы данных учета комплектующих, необходимых для сборки;
  • неэффективный информационный обмен между инженерным подразделением, сборочным цехом и складом;
  • неэффективный учет комплектующих для сборки по заказам.

Таким образом, для повышения эффективности системы снабжения и учета комплектующих можно сформировать следующие бизнес-цели:

  • регламентация и оптимизация доступа к необходимой информации;
  • оптимизация и повышение производительности труда за счет сокращения объема выполняемых рутинных операций;
  • обеспечение надежного учета и контроля данных;
  • повышение эффективности информационного обмена между подразделениями предприятия в рамках единого процесса;
  • гарантия безопасности и целостности данных на всех этапах обработки информации.

Также можно выделить и локальные (пользовательские) цели:

  • уменьшение времени на поиск и обработку информации;
  • автоматизация выполнения операций и составления документов;
  • оперативный доступ к любым данным;
  • разграничение прав доступа к различной информации и операциям.

Указанные цели могут быть достигнуты посредством разработки и внедрения автоматизированной информационной системы снабжения комплектующих для сборки и производства изделий АО «НТП «Нави-Далс» - АИС «Учет комплектующих изделий» (АИС «УКИ») для решения задач:

  • учет наличия комплектующих на складе;
  • учет операций поступления комплектующих на склад;
  • учет операций расхода комплектующих со склада;
  • учет и управление вариантами готовой продукции - для автоматизированного учета сборки изделий.

Качественная постановка задачи должна описывать весь комплекс требований к системе. Для этого необходимо определить значения понятия «требование». В [23] оно имеет следующее определение: