Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1. Предназначение и классификация программного обеспечения ПК
1.2. Предназначение инструментального программного обеспечения
2. ОБЗОР ИНТЕГРИРОВАННЫХ СРЕД РАЗРАБОТКИ
2.1. Понятие интегрированной среды разработки
2.2. Обзор основных сред разработки
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СРЕДЫ РАЗРАБОТКИ C+ BUILDER
Благодаря средствам для визуальной разработки можно использовать объекты держа при этом их перед глазами и контролировать непосредственно процесс проектирования приложения. Возможность видеть объекты такими, как они используются в ходе выполнения программы, убирает необходимость проведения многих операций вручную, что является типичной характеристикой для работы в среде, которая не обладает визуальными средствами. После помещения объекта на форму среды программирования, все его атрибуты будут отображаться в виде программного кода, который соответствует объекту, исполняемой программы.[1]
Размещение объектов в среде Delphi связано с тесными связями между объектами и программным кодом. Объекты, которые размещены на форме, автоматически записывают свой код в исходный файл. Данный код компилируется, обеспечивая значительно более высокую производительность, недели визуальная среда, то интерпретирует информацию только в ходе работы программы.
Основной упор в Delphi делаются на максимальное повторное использования кода. Это позволяет разработчикам строить приложения весьма быстро из заранее подготовленных объектов, а также дает им возможность создавать свои собственные объекты для среды Delphi. Никаких ограничений по типам объектов, которые могут создавать разработчики, не существует. Действительно, все в Delphi написано на нем же, поэтому разработчики имеют доступ к тем же объектам и инструментам, которые использовались для создания среды разработки. В результате нет никакой разницы между объектами, поставляемыми Borland или третьими фирмами, и объектами, которые вы можете создать.
В стандартную поставку Delphi входят основные объекты, которые образуют удачно подобранную иерархию из 270 базовых классов. Но если возникнет необходимость в решении какой-то специфической проблемы на Delphi, советуем, прежде чем попытаться начинать решать проблему “с нуля”, просмотреть список свободно распространяемых или коммерческих компонент, разработанных третьими фирмами, количество этих фирм в настоящее время превышает число 250, хотя, возможно, я не обо всех знаю. Скептики, возможно, не поверят мне, когда я скажу, что на Delphi можно одинаково хорошо писать как приложения к корпоративным базам данных, так и, к примеру, игровые программы. Тем не менее, это так. Во многом это объясняется тем, что традиционно в среде Windows было достаточно сложно реализовывать пользовательский интерфейс. Событийная модель в Windows всегда была сложна для понимания и отладки. Но именно разработка интерфейса в Delphi является самой простой задачей для программиста.
Выделяют три основные части работы с интерфейсом: проектирование панели, диалога и представление программных окон.
ОС Windows предоставляет разработчикам оболочку графического интерфейса (GUI), для обеспечения стандартной среды программиста и пользователя. GUI предлагает более дружелюбное и сложное окружение пользователя, нежели командный интерфейс ОС MS-DOS. Работа в Windows выполняется на интуитивно понятных принципах. Пользователю легко переключиться с одной задачи на другую и осуществить между ними обмен информацией. Но разработчики приложений всегда сталкиваются с трудностями проектирования, поскольку организация ОС Windows является очень сложной.
Поскольку приложение будет работать в оконном режиме, то это значит, что панель будет располагаться в некоторых ограниченных частях экрана, что называются окнами. Система, использующая оконный режим, разрешает программисту делить экран на несколько окон, которые содержат свою собственную панель. Используя несколько окон сразу, пользователь может одновременно использовать одно или несколько приложений.[2]
Рассмотрим интерфейс среды программирования Delphi.
- Окно Form1 предназначено для размещения на нем визуальных компонентов при проектировании интерфейса будущей программы. Стоит заметить, что, как и все остальные визуальные компоненты, форма имеет свои свойства, которые можно задать как программно, так и с помощью окна просмотрщика объектов.
- Главное меню программы (пункты File, Edit, Search и т.д.) предназначено для выбора основных операций с файлами проекта, их редактирования и работы с ними.
- Панели инструментов (Standard, View, Run и т.д.) предназначены для дублирования основных команд с пунктов главного меню среды программирования.
- Окно Object TreeView используется для отображения все объектов, которые программист разместил на форме. Стоит отметить, что если один визуальный компонент наложить на другой, то в окне Object TreeView будет создано дерево каталогов, которое показывает иерархию объектов и их наследование.
- Окно Object Inspector предназначено для изменения свойств выделенного компонента.
- Палитра компонентов предназначена для выбора нужного компонента и размещения его на форме. Стоит отметить, что все компоненты сгруппированы по вкладках относительно их применения.
Разработка приложений в среде Delphi означает работу с проектами. То есть, когда вы приступаете к разработке программы в Delphi, первым делом создается проект - это группа файлов, которая представляет исходные данные (прежде всего, код) для приложения. Одни из файлов создаются во время разработки приложения, другие же создаются при запуске программы автоматически. Все файлы проекта подразделяются на такие типы: [4]
dpr - собственно файл проекта;
pas - модули приложения, которые содержат код на Object Pascal;
dfm - модули приложения, что содержат информацию об окнах приложения;
obj - файлы, которые содержат готовый к компиляции объектный код;
res - файлы с ресурсами приложения (например, иконками);
cfg, dof, dsk - служебные файлы в Delphi.
Кроме свойств каждый визуальный компонент имеет также события. Например, когда нажимается кнопка, а она изменяет свое свойство Caption или Visible.
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СРЕДЫ РАЗРАБОТКИ C+ BUILDER
3.1. Методика создания графической программы
Рассмотрим методику создания графической программы на примере создания программного продукта для обслуживания клиентов автозаправочной станции. [11]
Графическая программа предназначена для формирования заказа пользователя при покупке топливно-смазочных материалов. Менеджер должен ввести в программу с помощью переключателя один из нескольких видов топлива, потом ввести в соответственном окне количество нефтепродукта.
При этом автоматически будет подсчитано на какую стоимость будет выполнена покупка топлива.[15]
Аналогично, с помощью флажков можно выбрать несколько смазочных материалов и ввести их количество.
После нажатия на кнопку «Заказать» в всплывающем окне появится надпись: «Заказ принят!».
Кнопка «Очистить» предназначена для очистки полей для ввода данных.
Кнопка «Выход» предназначена для выхода из программы.
Написания каждой графической программы состоит из некоторых этапов.
Первый шаг – проектирование интерфейса программного продукта.[13]
Для этого необходимо запустить среду программирования C++ Builder, создать проект оконного приложения, на форме поместить такие компоненты (таблица 1):
Таблица 1 – Компоненты, которые используются в программе «Oil»
№ п/п |
Название компонента |
Предназначение |
1 |
Form1 |
база оконного приложения на которой будут размещены все визуальные компоненты |
2 |
Edit1, Edit2, Edit3, Edit4 |
Поля для ввода количества покупаемого топлива |
3 |
Edit5, Edit6, Edit7, Edit8 |
Поля для ввода количества покупаемого масла |
4 |
RadioGroup1 |
Компонент для группировки компонентов, связанных с покупкой топлива |
5 |
GroupBox1 |
Компонент для группировки компонентов, связанных с покупкой масла |
6 |
Label1 |
Надпись-заголовок формы |
7 |
CheckBox1, CheckBox2, CheckBox3, CheckBox4 |
Флажки для выбора масла |
8 |
StaticText1 |
Вывод промежуточных и конечных результатов |
9 |
BitBtn1 |
Кнопка «Очистить» |
10 |
BitBtn2 |
Кнопка «Заказать» |
11 |
BitBtn3 |
Кнопка «Выход» |
После размещения указанных компонентов необходимо с помощью Object Inspector изменить их основные свойства. В таблице 2 приведены свойства, их значения, которые использованы в проектировании интерфейса.
Таблица 2 – Свойства компонентов
№ п/п |
Название компонента |
Свойство компонента |
Значение свойства |
1 |
Form1 |
Caption |
Oil |
2 |
Edit1, Edit2, Edit3, Edit4, Edit5, Edit6, Edit7, Edit8 |
Text |
0 |
3 |
Label1 |
Caption |
Заправка Oil |
4 |
GroupBox1 |
Caption |
Масло |
5 |
RadioGroup1 |
Caption |
Топливо |
6 |
CheckBox1 |
Caption |
MotorOil |
7 |
CheckBox2 |
Caption |
Q8 |
8 |
CheckBox3 |
Caption |
LukOil |
9 |
CheckBox4 |
Caption |
Torpl |
10 |
StaticText1 |
Caption |
Сумма покупки 0 руб. |
11 |
RadioGroup1 |
Items |
А-76, А-92, А-95, Дизтопливо |
12 |
BitBtn1 |
Caption |
Очистить |
13 |
BitBtn2 |
Caption |
Заказать |
14 |
BitBtn3 |
Caption |
Выход |
После выполненных действий и настройки компонентов с помощью Object Inspector, интерфейс примет следующий вид (рис. 3):
Рисунок 3 – Интерфейс программы «Oil»
3.2. Написание кода программы
Второй этап проектирования – написание кода для программы. Рассмотрим основные функции разрабатываемой программы.
Ввод данных в поля для указания количества топлива (на примере компонента Edit1):
if (RadioGroup1->ItemIndex==0)
{
Edit2->Enabled=false;
Edit3->Enabled=false;
Edit4->Enabled=false;
sum=StrToFloat(Edit1->Text)*50.75;
StaticText1->Caption="Сумма покупки "+FloatToStr(sum)+" руб.";
RadioGroup1->Enabled=false;
}
Нажатие на кнопку BitBtn2.
StaticText1->Caption="Сумма покупки "+FloatToStr(sum+c4+c1+c2+c3)+" руб.";
MessageDlg("Заказ принят!", mtInformation, TMsgDlgButtons()<<mbYes,0);
При этом результат покупки отображается в компоненте StaticText1, а с помощью диалогового окна программа уведомляет о том, что заказ принят.
Запустим программу на выполнение и введем следующие параметры (рис.4):
Рисунок 4 – Ввод данных в программу
После нажатия на кнопку «Заказать», получим следующий результат (рис.5):
Рисунок 5 – Вывод данных
При нажатии на кнопку Очистить поля программы будут очищены.
При нажатии на кнопку Выход графическое приложение будет закрыто.
Проанализировав главу 3 можно сделать вывод, что графические приложения в наше время являются самыми популярными как среди пользователей, так и среди программистов. Использование оконного интерфейса дает новые возможности в обеспечении удобного интерфейса, графического отображения результатов вычислений (создание диаграмм и графиков).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее распространенным языком программирования в течение нескольких последних десятилетий, вне всякого сомнения, является язык С ++, на основе которого "выросли" многие современные языки программирования и программные среды.
Этому способствовали такие его свойства, как лаконичность, мощность, гибкость, мобильность, возможность доступа ко всем функциональным средствам системы. Программировать на С ++ можно как для Windows, так и для Unix, причем для каждой из операционных систем существует значительное количество средств разработки: от компиляторов до мощных интерактивных сред, как, например, Borland С ++ Builder, Microsoft Visual C ++ или Visual Studio .NET.
Исходя из цели работы необходимо решить такие основные задачи:
– рассмотреть основные понятия о программном обеспечении;
- описать понятие интегрированных сред разработки;
- дать характеристику основным средам интегрированной разработки;
- используя интегрированную среду разработки на практике продемонстрировать ее применение;
- создать оконное приложение для демонстрации методов разработки графических программ.
В процессе анализа вышеизложенной информации выявлены следующие достоинства графических программ:
- структурированное отображение данных;
- удобность введения и просмотра информации пользователем;
– формирование дружественного интерфейса «пользователь - система».