Файл: Теория происхождения государства (Причины и условия возникновения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основоположники теории насилия указывали на фактор внутреннего насилия в государстве, основанном на противоборстве различных слоев населения, ведущее к гражданской войне[24].

Насилие по мнению авторов теории насилия является скорее не локальным, а всеобщим. Насилие влечет не только противоборство порабощенных и поработителей, но и ведет к появлению, возникновению частной собственности, изменению государственного строя.

По нашему мнению, ошибочность теории насилия проявляется в ее абсолютизации. В целом признавая теорию насилия в качестве одной из теорий происхождения государства отметим, что она носит скорее вспомогательный характер. Несмотря на это на различных этапах развития насилие становилось определяющим фактором при становлении государства. Ярким примером является создание государства Спарты. Спартиаты поработили ближайшее племена и сделали их своими рабами-илотами.

Е. Дюринг считал, что основой общественного развития являются внутренние факторы – формы политических отношений. Экономические отношения он считал производными от политических. Поэтому политическая сила является первоначальным фактором возникновения государства. В качестве доказательства обоснованности своей точки зрения он отмечает, что в интересах нормального развития любое решение общества должно приниматься большинством голосов. Оставшиеся в меньшинстве обязаны подчиняться воле большинства. Возникновение права собственности, классов и самого государства он рассматривал как результат насилия одной части общества над другой[25].

Людвиг Гумплович (1838-1909 гг.) придерживался позиций теории внешнего насилия. По его мнению государство возникало как результат завоевания одного племени другим. Завоевание вело к порабощению одного племени другим. Гумплович считал, что рабство являлось фактором зарождения частной собственности и разделения населения на классы. Впоследствии общество переходит от кочевого образа жизни к оседлому, получает развитие земельные, торговые отношения. По его мнению войны имеют не только разрушительный, но и созидательный эффект. Благодаря им появляется государство[26]. Фактор завоевания в образовании не имеет первопричинного характера, хотя его нельзя сбрасывать со счетов: история дает множество примеров поглощения, растворения победителей побежденным народом, как, впрочем, и наоборот, примеров сохранения и усвоения государственных форм, а также формирования территориально более обширных государств.


По мнению Л. Гумпловича развитие государства в дальнейшем идет на началах демократизации общественных отношений. Различные слои населения становятся равноправными, государство смягчает методы властвования. Получает развитие институты парламентаризма, государство становится правовым. Несмотря на указанное Л. Гумплович считал, что в основе демократизации государства опять лежит насилие[27]. Также он фактически противоречил себе, указывая на то, что капиталистические государства не используют инструменты насилия[28].

2.4. Теологическая теория

Теория теологического происхождения государства принадлежит Фоме Аквинскому. Теория основана на том, что государство сотворил Бог, а государственная власть вечна и незыблема. Человек обязан подчинятся главе государства. А неравенство людей обусловлено божьей волей. Сопротивление государственной власти расценивается как сопротивление самому Богу.

В данном параграфе мы рассмотрим особенности теологической теории происхождения государства, как самой распространенной в Европе в средние века, оказавшей существенной влияние на общественно-политическую картину мира той эпохи и не утратившую актуальность вплоть до настоящего времени. По мнению учёных, таких как Жак Маритен[29], теологическая или же религиозная, божественная теория, является самой древней и традиционной, так как появления религии датируется более ранним периодом, чем появление государства.

Суть этой теории достаточна проста: она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Теория получила распространение во времена Средневековья, но не потеряла свою актуальность и сейчас, распространяясь в таких странах как Саудовская Аравия, Иран.

Слово «теология», в переводе с латинского языка, означает «учение о боге» (theos – бог, logos – учение). Истоки происхождения данной теории относятся ещё к Древнему миру, идеи божественного происхождения государства возникали в Древнем Вавилоне и Египте. Однако, более глубоко теологическая теория затронула Средневековую Европу. Самыми ранними представителями принято считать Августина Аврелия и Фому Аквинского. Сейчас же, самым распространённым является учение Фомы Аквинского, который утверждал, что государство продукт Божественной воли, а Монарх, в свою очередь – Божий помазанник и является слугой церкви, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, завися напрямую только от религиозных организаций и деятелей. Основными трудами Фомы Аквинского, которые подтверждают данную теорию являются – «Сумма теологии», «О правлении властителей».


Хочется отметить, что теологическую теорию, наравне с какой-либо догмой, нельзя опровергнуть или доказать, так как вопрос её истинности решается одновременно с вопросом веры. Так же, стоит отметить, что теорию в современных условиях развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.). Например, в одном из писем апостола Павла к римлянам значилось: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Очевидно, что данная теория была популярна в Средневековье в связи с невысоким уровнем научных знаний, но, на наш взгляд, остается совершенно неясным ее использование в настоящее время[30].

Исходя, из материала, рассмотренного в данной работе, можно выделить ряд положительных аспектов теологической теории:

 теория способствует усилению духовности и укреплению в гражданском обществе, что является не мало важным по сей день;

 может препятствует возникновению насилия, революций и гражданских войн;

 люди могу стать более законопослушными, боясь греха.

Так же, несомненно, стоит отметить и основный отрицательный аспект теологической теории, который заключается в неподкреплении теории научными знаниями. Она основывается лишь на вере человека.

Кроме того, стоит учесть и тот факт, что церковь начинала злоупотреблять своим положением, находясь у власти, подавляя всяческий прогресс и инакомыслие. Ещё одним существенным недостатком божественной теории могут послужить и события сегодняшних дней, которые явно противоречат основным постулатам данной концепции, в части препятствования возникновению насилия, войн, революций: в настоящее время происходит активное разжигание войн на почве религиозного радикализма, фанатизма, реализуемые различными группировками, самым ярким, актуальным примером которых является признанная в России террористической и запрещенная организация ИГИЛ.

Таким образом, теологическая теория происхождения государства до сих пор не потеряла своей актуальности.

Вывод по главе 2.

В теории государства и права нет единого понимания происхождения государства, что, в свою очередь, является вполне логичным итогом развития науки, ибо теории происхождения государства преувеличивают значение одного фактора, на основании которого и появляется эта теория. Хотя, по-нашему мнению, факторы, которые послужили происхождению государства, необходимо рассматривать в совокупности.


В современной науке отходят от принципа однобокого рассмотрения процесса происхождения государства. Происхождение государства не может быть рассмотрена в рамках одной теории.

Несмотря на множество теорий происхождения государства нельзя выделить какую-то одну основную. Каждая из рассмотренных теорий имеет право на жизнь. Для изучения такого правового феномена как происхождение государства необходимо комплексно изучать теории его происхождения.

Однако материалистическая теория и теория насилия являются одними основными и наиболее актуальными в настоящее время, так как они содержат в себе наиболее здравый и правдоподобный смысл, имеют более правдоподобный характер, в отличие от теологической и органической теории.

Заключение

В ходе проведенного исследования автором курсовой работы были сделаны следующие выводы:

Вопрос о причинах возникновения государства в теории государства и права является дискуссионным.

В современной науке возникновение государства ставится в зависимость от развития производства, а также от перехода присваивающей экономики к производящей.

Главная причина зарождения государства является возникновение производящей экономики. В свою очередь производящая экономика стала предпосылкой разделения общества на классы.

Серьезное влияние на возникновение государств оказали войны. Скорее даже не сами войны, а вооруженные силы, которые создавались на профессиональной основе и подчинялись непосредственно руководителю государства.

Основные положения теории общественного договора были изложены в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др.

Идеи Локка стали теоретико-правовой основой программы колонистов, которые выступили с требованием к Британии о создании независимой республики. Теория Локка была дополнена Д. Адамсом, Т. Джефферсоном и др.

Выдающийся английский философ и политический мыслитель XVII века Джон Локк стал, пожалуй, тем первым представителем политико-правовой науки Нового времени, кто отчетливо теоретически сформулировал важнейшие неотчуждаемые (естественные права) права человека. Философ утверждал, что всякий человек в согласии с законом природы имеет субъективное право отстаивать свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество.

Д. Адамс считал, что правительство является не равным участником общественного договора, а его исполнителем. Как и Д. Локк Адамс придерживался позиции, что государство в лице своих органов служит народу, а не наоборот.


Особое место среди теорий происхождения государства в российской науке традиционно отводилось марксистской теории она связывает возникновение государства с возникновением частной собственности, расколом общества на антагонистические классы. Суть вопроса при этом формируется следующим образом: «Государство есть продукт проявления непримиримости классовых противоречий».

Основные положения этой теории изложены в работах Ф. Энгельса «О происхождении семьи, частной собственности и государства» и К. Маркса.

Марксистская теория возникла в 40-х годах XIX века. Этот период характеризовался обострением экономических противоречий капитализма, которые породили потребность в создании научной теории. Экономические и социальные особенности этого временного периода имели серьезное влияние на Маркса, как современника, а значит, и на его теорию.

Социальной базой марксизма явилось появление профессиональных рабочих в ходе промышленных переворотов.

К. Маркс выдвинул свою теорию классовой борьбы и объединения пролетариата, высказал идею о неизбежности перепроизводства и экономических кризисов, создал теорию прибавочной стоимости, теорию концентрации производства и капитала. Все это было описано на основе идеи о том, что пролетариат становится более сознательным и многочисленным. Основатели марксизма считали, что реформы не в состоянии помочь капитализму. Они ставили перед собой одну единственную цель – доказать, что социалистическая революция и экспроприация буржуазии неизбежны по вполне объективным причинам. Революционный настрой пронизывает всю экономическую теорию марксизма. Основным положением марксизма является учение о базисе и надстройке.

Как самостоятельное учение теория насилия возникла в XIX веке. Основоположниками данной теории являются Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. По их мнению возникновение государства осуществлялось при помощи завоевания одного племени другим. Впоследствии для подавления порабощенного племени создавалось государство и принимались законы.

В XX веке теологическая теория происхождения государства развивалась в трудах известных идеологов исламской религии – Абдул Ала Маудуди, Али Шариати, Г.Д. Джемаль и др., идеологов Римской католической церкви – Ж. Маритен, Ж. Дабен, Й. Месснер и др.

В Европе основы теологической теории развиваются в рамках христианско-демократических политических партий (к примеру, правящей партией в Германии является Христианско-демократический союз Германии), общественных движений и организаций. Христианская идеология разделяется людьми, которые придерживаются традиционных ценностей христианства и либеральной демократии.