Файл: Теория происхождения государства (Причины и условия возникновения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Теория общественного договора

В ней государство создано путем договора, в котором они передают государству часть своей свободы и власти.

Теория общественного договора судя по названию объясняет происхождение государства при помощи заключения общественного договора. Общественный договор представляет собой результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Вследствие этого сторонники теории общественного договора рассматривают государство как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

В основе теории общественного договора заложена медиативная модель. Основой демократии является постоянно воспроизводимый конфликт индивидуальных и групповых интересов, а также механизм их обсуждения и согласования[8].

Основные положения теории общественного договора были изложены в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др.

Основоположником теории общественного договора является Д. Локк. Теория общественного договора сыграла большую роль в образовании независимой республики в Новом Свете. Значительный вклад в развитие рассматриваемой теории внес второй президент США Д. Адамс [9].

Известный английский мыслитель и философ Джон Локк стал, пожалуй, тем первым представителем политико-правовой науки Нового времени, кто именно четко определил основные важнейшие неотчуждаемые (естественные права) права человека. Мыслитель заявлял, что всякий человек в согласии с законом природы имеет субъективное право отстаивать свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество. Необходимо выделить, то что именно обеспечение этих неотчуждаемых прав становится, по Локку, важнейшей целью общественного договора, в результате заключения которого люди объединяются под властью государства и совершенно вверяют свои судьбы в его могучие длани, получая взамен определенные гарантии своей безопасности[10].

Адамс считал, что общественный договор лежит в основе создания не только государства, но и всего общества: «...В естественном состоянии все мужчины равны между собой, свободны и независимы. Первым совместным актом людей было решение сформироваться в общество, выраженное единогласно, и создать государство, которое будет управляться волей большинства»[11].


Таким образом, идеи Локка стали теоретико-правовой основой программы колонистов, которые выступили с требованием к Британии о создании независимой республики. Теория Локка была дополнена Д. Адамсом, Т. Джефферсоном и др. Основные положения их теории выражались в следующем: гарантии соблюдения естественных прав, не дарованных королем или парламентом; права собственности – «равной или неравной, измеряемой количеством труда, вложенного в приобретение»[12]; власти, учрежденной общественным договором и права на восстание для защиты свободы.

Д. Адамс считал, что правительство является не равным участником общественного договора, а его исполнителем. Он аргументировал это положение следующим образом: «Правители не более чем поверенные, агенты и попечители народа, и в случае, если они коварно предают интересы последнего или играют ими, народ имеет право забрать власть, которую прежде сам передал, и назначить на их место более подходящих и способных поверенных, агентов и попечителей»[13].

Как видим, как и Д. Локк Адамс придерживался позиции, что государство в лице своих органов служит народу, а не наоборот.

В целом отметим, что философские теории о договорной природе возникновения государства не дают реального описания исторического процесса становления государства и его правопорядка. Их цель скорее заключается в том, чтобы объяснить, почему современное государство, которое более не основано на межперсональных феодальных связях, концентрирует все свои властные полномочия, включая и законодательную компетенцию, в рамках безымянной корпоративной структуры, характеризуемой в этом отношении как суверен[14].

Воля индивида используется для доказательства суверенитета государства и тем самым – существования позитивного права. А если это так, то следует признать, что воля индивида способна обязывать и она не зависит от наличия государственности.

Необходимо подчеркнуть, то что В.М. Гессен придерживался договорной теории происхождения государства

В.М. Гессен писал: «Две идеи лежат в основе теории всеобщего избирательного права естественно-правовой доктрины: идея естественной свободы и естественного равенства индивидов»[15]. За этим, согласно его взгляду, общественный договор – это начало формирования гражданского общества, причем общественный договор не предполагает лишения индивида «естественной свободы», напротив, гражданское общество (или государство) создается с целью обеспечения защиты «естественной свободы» индивидов. Общественный договор, по мнению российского правоведа, способствует тому, что народ из неорганизованной массы людей превращается в упорядоченное гражданское общество, непосредственно участвующее в деятельности государства[16].


Основная суть договорной теории происхождения государства выражается в следующем: первобытные люди сознательно на добровольной основе отчуждают от себя большую часть свободы и отдают ее во власть государству. Между человеком и государством в гласной форме заключается соглашение, согласно которому человек приобретает статус гражданина, совокупность граждан образует народ, организующийся далее в гражданское общество. Согласно данной теории народ имеет право в любое время по своему волеизъявлению свергнуть неугодную ему власть, данное право носит вполне естественный и в то же время легитимный характер.

2.2. Материалистическая теория

Материалистическая теория более полно изложена в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Толчком к возникновению государства послужили экономические причины: разделение труда, появление частной собственности и прибавочного продукта, а также последующий за этим раскол общества на классы с разными экономическими интересами. Энгельс характеризовал государство, как «машину для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса». Власть перешла в руки богатых людей, которые создают политическую структуру - государство, для защиты своих экономических интересов. Несмотря на то, что эта теория и по сей день является одной из самых справедливых, в ней также присутствуют недостатки. На образование государство, помимо экономических, оказали воздействия также политические, идеологические и психологические факторы, а внутривидовая борьба присуща не только человеку, но и миру животных[17].

Особое место среди теорий происхождения государства в российской науке традиционно отводилось марксистской теории она связывает возникновение государства с возникновением частной собственности, расколом общества на антагонистические классы. Суть вопроса при этом формируется следующим образом: «Государство есть продукт проявления непримиримости классовых противоречий»[18]. При анализе идеологической основы происхождения и развития государств делают акцент на их классовой сущности, определяя государство в качестве «машины для угнетения одного класса другим, машины, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» [19].


Марксистская теория возникла в 40-х годах XIX века.

Все Марксово учение пронизано идеей глобализации. Более того, именно предвосхищение процессов глобализации является одной из важнейших заслуг Маркса, показателем глубины его анализа и эффективности его историко-экономического метода[20].

Социальной базой марксизма явилось появление профессиональных рабочих в ходе промышленных переворотов. Крупное фабричное производство было немыслимо без использования наемного труда в больших масштабах, поэтому численность рабочих стремительно росла. В ту эпоху уровень социально-экономического развития при отсутствии демократических начал и слабости гражданского общества могли позволить владельцам средств производства беспощадно использовать рабочую силу. Очень большое значение для формирования марксизма имели возникновение и рост рабочего движения. С 1824 года началось формирование профсоюзов, которые вели организованную борьбу за экономические интересы рабочих масс[21].

На основе всего этого К. Маркс выдвинул свою теорию классовой борьбы и объединения пролетариата, высказал идею о неизбежности перепроизводства и экономических кризисов, создал теорию прибавочной стоимости, теорию концентрации производства и капитала. Все это было описано на основе идеи о том, что пролетариат становится более сознательным и многочисленным. Основатели марксизма считали, что реформы не в состоянии помочь капитализму. Они ставили перед собой одну единственную цель – доказать, что социалистическая революция и экспроприация буржуазии неизбежны по вполне объективным причинам. Революционный настрой пронизывает всю экономическую теорию марксизма.

Так, в «Манифесте коммунистической партии» указывается, что ближайшая цель коммунистов, по Марксу, – та же, что и всех остальных пролетарских партий: «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти»[22].

При этом отмечается, что буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений.

Основные положения этой теории изложены в работах Ф. Энгельса «О происхождении семьи, частной собственности и государства» и К. Маркса.

Положения марксистской теории можно отобразить в двух аспектах.


Первое – государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов.

Второе – в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сфера. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

В марксистской теории происхождения государства выделяются три формы возникновения государства:

Во-первых, афинская. Чертами этой формы возникновения государства являлись наличие классовых противоречий в обществе;

Во-вторых, римская. Особенность данной формы заключается в том, что родовое общество превратившись в замкнутую аристократическую касту, изолируется от плебеев. Последние в итоге побеждают, и на развалинах возникает государство;

В-третьих, германская – государство и право возникает как результат завоевания обширных территорий, господство над которыми при существующем догосударственном строе не представлялось возможным[23].

Принципиальные положения материалистической теории выражаются в классовой структуре общества и экономической обусловленности права. Право является продуктом классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

Отличительными признаками государства выступают:

Во-первых, организация публичной власти;

Во-вторых, организация всеобщего властвования на определенной территории;

В-третьих, организация принудительного насилия;

В-четвертых, организация, существующая за счет налогов;

В-пятых, суверенная организация (внутренний и внешний суверенитеты).

2.3. Теория насилия

Теория насилия, которая была отражена в трудах Дюринга, Л. Гумпловича и др. Государство возникло по средством насилия - порабощения одних племен другими. Государство является не итогом развития общества, а навязанной ему извне силой. Конечно, такие факторы в образовании государственности имели место быть.

Как самостоятельное учение теория насилия возникла в XIX веке. Основоположниками данной теории являются Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. По их мнению возникновение государства осуществлялось при помощи завоевания одного племени другим. Впоследствии для подавления порабощенного племени создавалось государство и принимались законы. Однако теория насилия не учитывает того фактора, что в развитом обществе основанном на демократических ценностях, теория насилия может быть применена лишь при наличии закрепленной на законодательном уровне неравенства между победителями и побежденными.