Файл: Сходство и отличие требований права и морали (подробно).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
К этому необходимо добавить, что каждая правовая норма, что бы она ни предписывала и ни воспрещала, налагает особую связь и на тех людей, которые установили ее своею властью. Именно, раз установив ее, они обязаны поддерживать ее всеми силами и признавать ее за правовую норму; они не могут установить новое правило, которое бы ей противоречило, до тех пор, пока не отменят открыто первую норму; наконец, они не могут никому позволить не повиноваться норме, а с другой стороны, не могут никого заставить повиноваться тому, что не установлено в правовых нормах или не высказано в виде правового императива. [12]
В этом отличие права от произвола и правовой нормы от произвольных требований.
Но если правовая норма требует известного поведения независимо от согласия того, кому она его предписывает, то отсюда ясно, что она может требовать от людей только такого поведения, которое можно соблюдать без внутреннего согласия.
Это значит, что право может предписывать только внешнее поведение и не может требовать от людей, чтобы они осуществляли по приказанию какие-нибудь внутренние душевные состояния: о чем-нибудь думали, что-нибудь любили, чего-нибудь не желали.
Такие предписания со стороны права несостоятельны, во-первых, потому, что внутренние, душевные качества нравственно ценны только тогда, если они выработаны и созданы доброю волей и личными усилиями человека, и теряют свою ценность, если человек старается приобрести их по чужому приказу; они несостоятельны, во-вторых, потому, что никто не может заставить человека признать что-нибудь, или захотеть, или подумать, а также не может проверить, действительно ли он это признал, захотел и подумал или только "сделал вид", чтобы избежать преследований. В прежние времена полагали, что это возможно и потому подвергали людей напрасной и несправедливой пытке; но в наши дни эта граница права признана окончательно.
Наконец, правовые нормы обычно (хотя далеко не всегда) имеют санкцию. Эта санкция состоит в том, что нарушающий правовую норму, делающий запретное или не исполняющий своей обязанности может ожидать неприятных последствий, которые постигнут его в его внешней жизни.
Извсего вышесказанного необходимо сделать вывод: отличие правовых норм от норм морали заключается в следующем:
во-первых, по тому авторитету, который устанавливает правило (в морали - внутренний авторитет: голос совести; в праве - внешний авторитет: другие люди, строго определенные и особо уполномоченные);
во-вторых, по тому порядку, в котором правило устанавливается (в морали - самостоятельное восприятие и формулирование голоса совести, данного каждому особо; в праве - последовательное прохождение правила через все строго установленные этапы рассмотрения, в котором участвуют многие люди);
в-третьих, по тому, кто получает предписание (в морали - добровольно признавший требование совести; в праве - всякий член союза, указанный в норме, независимо от его согласия и признания);
в-четвертых, по тому поведению, которое предписывается в норме (в морали - внутреннее поведение, выражающееся и во внешних поступках; в праве - внешнее поведение, которое может, однако, привести и к рассмотрению душевного состояния; и, наконец, в-пятых, по санкции (в морали - укор совести и чувство вины; в праве - угроза неприятными последствиями и внешние принудительные меры).
3. Проблемы морали и права
Основными проблемами морали являются вопросы: что такое добро и что такое зло? что такое хороший обычай? что прилично?
Оптимальные ответы делают возможной совместную жизнь людей, в которой каждый добровольно отказывается от полного осуществления жизненных ценностей (потребление пищи, половое влечение, стремление к обладанию чем-то значимым) в пользу осуществления ценностей социальных и общественно значимых (признание прав другого человека, справедливости, верности, терпимости, вежливости и т.д.).
По логике морали, личность должна выполнять требования, предъявляемые к ней обществом не только потому, что этого хочет общество. [13]
А в первую очередь потому, что сама личность сознательно и добровольно принимает эти ценности, сама сознает необходимость выполнения этих требований для себя лично и других. В этом случае она поступает свободно, независимо от внешних влияний и непосредственного окружения.
Нравственное действие, таким образом, это действие по убеждению.
Религия также предполагает свободную саморегуляцию личностью своего отношения с миром. Если царство Божие находится в душе человека, то вера в существование Бога детерминирует изнутри мироощущение, а также соответствующее поведение.
Согласно Канту, религия является подсознанием наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде произвольных и случайных для самих себя предписаний некой чужой воли, а как существенные законы любой свободной воли, которые, однако, должны рассматриваться как заповеди высшего существа.
Совесть, или нравственный закон любой свободной воли, составляет фундамент морали, показатель зрелости и высокого уровня развития личности. Это сближает религию с моралью, но нравственный закон контролируется только совестью человека, а религиозные запреты это заповеди высшего существа, т.е. неизмеримо более высокий уровень долженствования.
Показательно, что если в религиозной России в начале XX в. число самоубийств не превышало 3 суицида на 100 тыс. жителей, то в конце XX в. в 15 раз больше.
Религия всегда значительно лучше традиционной морали выполняла регулятивную функцию, и когда религию после 1917 г. фактически уничтожили, то душой человека стало некому заниматься. И хотя «Моральный кодекс строителя коммунизма» был скопирован с 10 христианских заповедей, он практически не работал.
Не случайно в «верующих» странах (Польша, Англия, Иран) уровень самоубийств значительно ниже, чем в среднем по миру (30-40 человек на 100 тыс. населения). В странах с большей религиозностью эта цифра в 3-4 раза меньше.
Мораль как институт российского образа жизни. Классически под моралью понимается социальный институт, выполняющий функцию регулирования взаимоотношений между людьми фактически во всех сферах общественной и личной жизни, являясь социальной необходимостью и потребностью. [14]
Мораль определяет нормативные функции поведения человека в обществе, а также аксиологические критерии: добра и зла, долга, совести, чести, достоинства, смысла жизни и другие. Она аккумулирует лучшие и оптимальные достижения в различных сферах человеческих взаимоотношений и является их необычайно важным регулятором.
Для России проблемы морали имеют исключительно важное значение. Вся история российского общества развивалась в контексте приоритета моральных, нравственных ценностей. Это объясняется рядом причин, но прежде всего особенностями духовно-нравственного, экономического и даже политического развития страны, которые сформировали ментальные основы образа жизни.
Право как институт российского образа жизни. Классически под правом понимается система общеобязательных социальных норм, охраняемых государством.
С помощью права социальные силы, находящиеся у власти, регулируют поведение людей. Специфика проявления правовых норм обусловлена экономическим строем общества, его социальной структурой, политическими отношениями, влиянием исторических традиций, господствующей идеологией и рядом других факторов. Право определяет права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Основными функциями права являются: организационно-функциональная связанная с определением порядка деятельности государственных и других социальных институтов; защитно-охранительная – связанная с установлением и реализацией правил охраны общества от различных форм проявления девиантного поведения отдельных его членов; идеологическая – связанная с определением соответствующего поведения людей в обществе и формированием правосознания. Право и правовая культура имеют длительную историю, и связаны, прежде всего, с генезисом и развитием Западной цивилизации, где приоритет права в жизни общества – аксиома.[15]
Начиная со становления индустриального, или капиталистического общества, и с последующим его совершенствованием завершается формирование классических институтов правового государства. Правовое государство предусматривает разделение основных ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную. Правовое государство способствует завершению формирования демократического общества как формы власти, при которой меньшинство подчиняется большинству, и провозглашается равенство прав и свобод граждан.
Сложившаяся современная правовая система является важнейшим социальным институтом, регулирующим взаимоотношения между людьми и целыми странами. В то же время при всей важности права – оно не может быть иным, как инструментом управления господствующих элит.
Самое из демократических государств не преодолевает «насилия власти», что постепенно переходит в противоречие с принципами более прогрессивных форм организации общественной жизни. В частности, в информационном обществе, которое идет на смену индустриальному, власть большинства преодолевается общественно необходимым регулированием взаимоотношений между людьми в интересах всех. Такие процессы не отменяют право, а вынуждают его реформировать с учетом потребностей времени.
В жизни современного общества «право как реальность» является важнейшим и необходимым социальным институтом. Об этом свидетельствуют содержания Основных законов (Конституций) подавляющего большинства государств, идентифицирующих себя «правовыми государствами».[16]
Специально следует отметить, что право в индустриальном обществе фактически выполняет те же функции, которые оно выполняло в свое время и в древнеримском, являясь инструментом жесткого государственного управления и регулирования фактически всех сфер общественной жизни. Древнеримская империя до определенной степени была могущественной, прежде всего за счет последовательности в реализации правовых норм Рима.
Развитие современной Западной цивилизации, как его исторического правопреемника, было также не менее могущественным путем жесткого следования доминантности институтов права, правового государства и соответствующего принуждения.
Институты правового государства действительно являются необычайно важными, но, как показывает практика, сами по себе явно не могут решать стоящих перед ними задач модернизации современного общества. Это относится не только к России, но и к большинству других стран, особенно тех, которые принято называть «цивилизованными».
В настоящее время Западная цивилизация, как образец правовой самоорганизации, по мнению многих исследователей, постепенно разрушается, как когда-то рушилась и Древнеримская империя. Фактически уже распалась современная колониальная система. Повсеместно идет процесс деградации западных духовно-нравственных институтов и ценностей. Фактически все так называемые «высокоразвитые» страны переживают жесточайший кризис экономической и социальной идентификации.
Как показывает опыт падения Рима, повторим, проблемы системного цивилизационного кризиса решить с помощью только права невозможно. Тот же опыт свидетельствует о возрастании роли и значения на переломных этапах истории именно морали как важнейшего института саморегуляции общественной жизни людей.
Подводя итог третей главы необходимо сделать вывод:
Таким образом, мораль и право в современных процессах модернизации России, имеют исключительно важное значение, поскольку определяют вектор развития государства на длительную перспективу.
Заключение
Подводя итог проделанной работы необходимо сделать вывод:
Цель работы, заключающиеся в исследовании взаимоотношения права и морали, и выявлении проблем достигнута. Исходя, из цели были решены задачи, что позволило прейти к следующим выводам:
Право и мораль взаимно воздействуют друг на друга, в результате этого поддерживается основа общественности, связь отдельных интересов и стремлений в единое целое.
Но при этом между правом и моралью есть различия, которые состоят в следующем:
- период времени, за который происходит формирование норм морали, достаточно длителен и зависит от настроений и уровня развития общества. С другой стороны, нормы права в принудительном порядке устанавливаются государством и становятся после этого общеобязательными для всех субъектов права. При этом в создании норм морали участвует общество, а норм права – государство;