Файл: Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности управления персоналом в современных условиях
1.3 Бизнес-тренинги как инструмент адаптации персонала к изменениям
Глава 2. Анализ применения бизнес-тренингов в командообразовании ОАО «Сбербанк»
2.1 Организационно-управленческая характеристика предприятия
2.2 Командообразование как технология формирования управленческого потенциала ОАО «Сбербанк»
Введение
В последнее время достаточное количество предприятий различной формы собственности выходит на путь стабильного функционирования, что позволяет изменить внутреннюю среду организации, внести определенные реорганизационные моменты в ее деятельность.
В условиях реорганизации деятельности предприятия, изменения его организационной структуры происходят изменения и в кадровом составе, что ведет за собой изменение численности персонала и возможность его сокращения.
В настоящее время тренинг как форма обучения становится все более популярной, в данной статье рассмотрим возможности использования тренинга для осуществления изменений в организации, и в первую очередь, изменения, касающиеся формирования организационной культуры.
Актуальность работы высока в условиях нестабильности, в которые попали ряд предприятий после экономического кризиса 2008 года и новой волны, которая идет в настоящее время. Часть предприятий смогла выжить в данных условиях, но большинство требует сбалансированного подхода к кадровому составу своих организации.
Цель данной работы – изучение бизнес-тренингов как инструмента адаптации персонала к организационным изменениям.
Задачи исследования:
- определить основную функциональную нагрузку понятия «персонал»;
- выявить особенности управления персоналом в условиях организационных изменений;
- определить основы бизнес-тренингов как инструмента адаптации персонала;
- на примере организации осветить практический аспект курсовой работы.
Предмет исследования – организационные изменения, объект исследования – персонал организации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
глава 1 Теоретические основы управления персоналом организации в условиях организационных изменений, влияние стратегии организации на работу службы персонала
1.1 Особенности управления персоналом в современных условиях
Современные экономические условия, социальная стратегия государства, накладывают определенный отпечаток на деятельность сотрудников организаций.
При этом они уже не приходят на работу, чтобы провести там время «от звонка до звонка», а нацелены на изменения собственные совместно с изменениями организации в целом. При этом наиболее консервативные сотрудники часто остаются за бортом продвижения по карьерной лестнице.
При управлении персоналом современных организаций большое внимание уделяется понятию «инновационность», изменяемость, адаптивность под те условия, в которых данной организации вместе со своими сотрудниками необходимо выстраивать коммуникации и строить свой бизнес.
Рассмотрим этапы внедрения организационных изменений.
Изначально должно прийти понимание необходимости вводимых изменений, психологическая готовность их принять.
Перед тем как понять и принять предложенные перемены, большинство людей хочет получить ответы на многие вопросы, например: [1]
-Что значат эти изменения для меня?
-Что они значат для моего окружения?
-Что они значат для организации?
-Какие есть альтернативы?
-Есть ли что-то лучшее?
В 1986 году Д. Глейчер предложил собственную трактовку изменений, своего рода «уравнение изменений жизнедеятельности организации».
Это инструмент, который помогает оценить возможность изменений с учетом мотивов поведения сотрудников или групп.
Уравнение изменений по Д. Глейчеру имеет следующий вид:
A + B + C > D,
где A - уровень неудовлетворенности работника или группы существующим положением вещей;
B - разделяемое работником или группой видение будущего;
C - существование приемлемого и безопасного первого шага;
D -затраты работников или группы.
В основу этого уравнения положено простое предположение о том, что люди редко заинтересованы в изменениях, если ожидаемые выгоды не превышают затрат.
Рисунок 1 – Результаты статистики по желаемым изменениям в процессе своего труда и жизнедеятельности организации в целом[2]
Статистика данных по готовности сотрудников организаций современной России к организационным изменениям, к изменениям собственного взгляда на процесс организации собственного труда в организации, показывает, что только 34% от общего количества респондентов совершенно четко представляют для себя необходимость нового взгляда на процесс своего труда.
При этом 46% опрошенных сотрудников хотело бы определенные изменения к качеству своего труда и отношению руководства организаций к необходимости перемен. Но эти респонденты не знают для себя, каким способом этого возможно достичь.
Оставшиеся 20% респондентов весьма консервативны и не хотели бы пенять ничего в деятельности организации. Это либо люди предпенсионного возраста, либо флегматики по темпераменту.
Косвенными факторами, способствующими готовности персонала к изменениям, могут служить следующие индикаторы:
эмоциональная включенность членов организации в ее деятельность и цели
способ обращения с новыми идеями, поддержка нового
независимость в поведении людей, определенная свобода
регулярные дебаты, столкновения точек зрения, идей, разного опыта и знаний
наличие в организации личностной эмоциональной напряженности, возможно — конфликтов
толерантность к неопределенности в организации, принятие риска неопределенности
количество времени, которое люди могут использовать и используют для детальной разработки идей среди прочего рабочего времени
Рисунок 2 – Косвенные факторы для готовности персонала к изменениям[3]
Следующей стадией подготовки персонала к определенным изменениями является наличие мотивационного аспекта. Реакция на изменения у всех сотрудников различна. Тем не менее можно выделить несколько факторов, определяющих реакцию на происходящие перемены:
история организации и ее культура
природа изменений и методы их проведения
последствия изменений на индивидуальном уровне
персональная история человека и его опыт
Рисунок 3 – Факторы, определяющие реакцию не перемены[4]
О причинах сопротивления персонала изменениям написано много. Отметим несколько важных, ключевых позиций.
Сопротивление переменам неизбежно. Бессмысленно возмущаться и призывать «к корпоративной совести»
Формы сопротивления переменам существенно отличаются друг от друга и зависят от того, воспринимаются ли они негативно или позитивно
Сопротивление может принимать явную или скрытую форму. Скрытое сопротивление является более опасным, так как его нельзя выявить
То, что люди говорят, часто не совпадает с тем, что они на самом деле думают. Сотрудники компании редко ощущают себя комфортно, открыто выражая свои эмоции по поводу идей руководства относительно предстоящих изменений
Рисунок 4 – Ключевые позиции сопротивления изменениям жизнедеятельности организации
Главная причина сопротивлений персонала - это страх потери и страх перед неизвестным и непонятным.
Сюда можно отнести боязнь потерять рабочее место, лишиться определенного статуса или привычной дружеской атмосферы на рабочем месте, расстаться с любимыми коллегами, не суметь приспособиться к новым требованиям.
Главными принципами преодоления сопротивления персонала организационным изменениям являются желание максимально открытого общения руководства с подчиненными всех уровней, максимум информации о происходящем, дополнительное обучение сотрудников и вовлечение их в процесс принятия решений.
Сопротивление сотрудников серьезным организационным изменениям значительно снижает планируемую эффективность преобразований.
При этом полностью избежать сопротивления практически невозможно, но руководство компании может сделать достаточно много для того, чтобы смягчить эти проявления и добиться поставленных целей.
Следующим этапом работы с персоналом организации является развитие коллектива как целостной системы.
Согласно статистическому исследованию, коллектив организации как команду воспринимают 42% от общего количества респондентов, 38% не считают свой коллектив сплоченной командой, а 20% затрудняются ответить на данный вопрос.
Визуально полученную информацию можно увидеть на следующей диаграмме
Рисунок 5 – Статистика готовности к командообразованию
Для успеха организационных изменений при формировании команды, а также при назначении на различные должности в новой организационной структуре наиболее важны два параметра: воспринимаемая персоналом справедливость кадровых решений и быстрота, с которой происходит их реализация.
Следующим этапом является непосредственно внедрение изменений.
Главные задачи кадрового обеспечения процесса изменений могут быть определены следующим образом. [5]
- В рамках стратегии:
-мониторинг ключевого персонала: проведение рабочих встреч и процедур экспресс-оценки;
-проектирование направлений и объемов миграции персонала в соответствии с решениями;
-мониторинг рынка труда.
- В рамках структуры:
-оценка численности и штатной структуры с учетом принципа максимального сохранения бизнеса;
-сопоставление должностей;
-проектирование новой оргструктуры.
- В рамках процессов:
-подготовка бюджета миграции;
-сопровождение процесса оптимизации персонала (подготовка персональных предложений, порядок и сроки увольнений, работа с рекрутинговыми и другими агентствами);
-анализ рыночного уровня оплаты труда, гармонизация компенсационных пакетов.
- В рамках культуры:
-усиление корпоративной культуры, оптимизация техно-логий;
-информирование о политике компании (сайты, обучения, тренинги, социальные программы);
-сопровождение коммуникационных процедур (встреч).
Все эти задачи указываются в планах мероприятий с назначением сроков и ответственных лиц. Главным фактором здесь является поддержка целей компании в период изменений.
После реализации проекта изменений в процессе жизнедеятельности организаций, применительно к кадровому составу, проводится оценка достигнутого результата.
Таким образом, изменения совершают сами люди.
Именно люди (кадровые единицы) управляют событиями, и именно работники определенной компании будут осуществлять в ней изменения на всех или на определенных уровнях взаимодействия.
Руководители в сложившихся экономических и социальных условиях уже не могут просто контролировать свои организации, они должны вести их за собой, посредством направления основных моментов деятельности. «Спящий на стуле» руководитель приведет к краху своей организации. Он потеряет кадры и не даст им возможность приспособиться к изменяющимся условиям.
Современные организации должны быть инновационными. Способными не только к тяге изменений, но и к самим изменениям.
Для этого каждому участнику процесса необходимо измениться изнутри. Руководители учатся брать на себя ответственность за прокладывание нового курса, за создание обстановки, позволяющей членам организации проявлять творческую активность, и за предоставление возможности каждому постоянно и по собственной воле осуществлять изменения в погоне за будущим.
При сокращении штата необходим тщательный, рациональный подход при увольнении персонала, отказе от выплаты доплат и надбавок, сокращении социальных льгот (бесплатные обеды, медицинское обслуживание и т.п.).
Очень кардинальные действия часто приводят к плачевным результатам.
Персонал меньшей численности не может быть в состоянии справиться с резко увеличившимся объемом работ. При этом снижается заинтересованность в качественном выполнении функций, если перестают платить прежние надбавки, а сокращение социальных льгот уменьшает «преданность» фирме. [6]
Постепенно происходят снижение мотивации персонала и связанное с этим ухудшение качества труда. И не интересы фирмы, а поиск другой работы становится главным для работника.
Практика показывает, что важным фактором, который может способствовать осуществлению эффективного управления, является хорошо подобранный, управляемый, быстро и гибко реагирующий на любые изменения во внешней среде персонал фирмы.Итак, рассматриваемая нами концепция создания брендового альянса для достижения конкурентных преимуществ компании в долгосрочной перспективе, с одной стороны, является новой и актуальной методикой развития компании, позволяет увеличить рыночную долю компании, повысить узнаваемость бренда и экономическую ценность. Однако с другой стороны, стратегия объединения бренда в рамках альянса, способна разрушить существующее восприятия бренда в глазах потребителей, ухудшить имидж компании, не достичь поставленных целей и привести к большим финансовым потерям предприятия. Поэтому крайне важно, в зависимости от целей компании прибрести выигрыш от альянса брендов в долгосрочном или краткосрочных периодах, учитывать влияние внешней и внутренней среды брендов, выбирать «правильных» партнеров для альянса и тщательно прорабатывать стратегию сотрудничества, основываясь на приобретении выгоды от альянса для всех партнерских брендов. Исходя из этого, выбор подходящего партнера для объединения брендов играет критически важную роль для успешного партнерства на конкурентном рынке, учитывая все предпосылки деятельности альянса и сотрудничающих брендов.