Файл: Исследование прибыли и экономических факторов, влияющих на ее величину на примере АО «Племенной завод Раздолье».pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы прибыли предприятия и экономических факторов, влияющих на ее величину
1.1 Сущность, функции и виды прибыли
1.2 Источники формирования и направления использования прибыли
2 Анализ факторов прибыли и рентабельности на примере АО «Племенной завод Раздолье»
2.1 Характеристика предприятия
2.3 Анализ хозяйственной деятельности
Как видно из рисунка 1, сумма чистой прибыли находится в зависимости от установленных по законодательству РФ льгот и налоговых ставок по налогу на прибыль (в условиях современной российской экономики налог на прибыль равен 20%). После уплаты в бюджет налога на прибыль субъект хозяйствования самостоятельным образом устанавливает направления использования прибыли, основная часть которой распределяется согласно учредительным документам и желания собственников.
Нераспределенная прибыль – источник финансирования деятельности предприятия; оставшаяся не использованной на потребление часть прибыли.
Наличие значительных сумм отчислений в фонды потребления можно представить как одну из характеристик избранной субъектом хозяйствования стратегии в ведении деятельности финансового характера. В условиях неплатежеспособности субъекты хозяйствования данную часть использования прибыли целесообразным образом рассматривать как потенциальный резерв собственного капитала, которые при изменении соотношения в распределении прибыли между фондами потребления и накопления можно было бы направить на пополнение оборотных средств.
Фонд потребления является источником средств предприятия, зарезервированных для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива предприятия, таких как: безвозмездная материальная помощь на необходимые нужды работников; выдача беспроцентных ссуд; оплата медицинской помощи, медикаментов, путевок в места оздоровления и отдыха; оплата питания работников; оплата проезда работников к месту работы городским транспортом общего пользования, а также пригородными электричками и автобусами и др 18, с.70.
Фонд накопления выступает источником средств субъекта хозяйствования, которые аккумулируют прибыль для формирования нового имущества. Его создание и рост свидетельствуют о повышении имущественного состояния хозяйствующего субъекта, приросте суммы собственных средств.
Также прибыль может отчисляться в резервный фонд для покрытия непредвиденных потерь и убытков.
Можно дать следующие определения, характеризующие понятие «распределение прибыли»:
Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
Под распределением прибыли следует понимать совокупность экономических отношений, форм и методов движения стоимости прибавочного продукта в денежной форме по субъектам воспроизводства, обусловленного необходимостью оптимального воздействия между индивидуальным и расширенным воспроизводством.
Как видно из всего изложенного выше, распределение и использование прибыли является достаточно весомым моментом финансового менеджмента предприятия, который базируется на грамотно проведенном предварительном анализе.
1.3 Система показателей рентабельности предприятия
Показатели рентабельности предприятия имеют важное значение для компании в современных рыночных условиях т.к. они помогают принимать решения администрации организации для обеспечения его прибыльности и финансовой устойчивости.
Информационной базой для анализа рентабельности является бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, в частности, бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. При расчете рентабельности финансовый результат отчетного периода соотносят с ресурсами, затраченными для его получения. Показатели рентабельности служат главными характеристиками факторной среды образования прибыли предприятий. Отсюда выражается их обязательность при осуществлении сопоставимого анализа и оценке финансового положения хозяйствующего субъекта. При оценке производства показатели рентабельности применяются как средство инвестиционной политики и ценообразования [12, с.133].
Рентабельность - один из наиболее обобщенных и качественных показателей экономической эффективности производства и функционирования предприятий отдельной отрасли, обладающий свойством сравнимости. В отличие от абсолютных показателей, он может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Для оценки эффективной деятельности предприятия недостаточно учитывать только доходность, поскольку величина прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных факторов производства. Численное выражение рентабельности производства и реализации продукции показывает соотношение между доходами от реализации продукции и затратами на производство и продажу продукции.
Рентабельность обычно рассчитывается в виде коэффициентов или в процентном отношении к тому или иному показателю. Данный расчет производится по данным за определенный период: месяц, год, квартал. Стоимость основных фондов и оборотных средств исчисляют в среднем значении. Рентабельность производств можно определить в любом диапазоне времени, но, как правило, при стабильном функционировании предприятия она исчисляется за квартал и за год. С помощью произведенного расчета можно охарактеризовать прибыльность, выгодность работы предприятия в целом, различных направлений деятельности, прибыльность производства отдельных видов продукции и услуг [26, с.77].
С развитием экономики показатель рентабельности становится все более и более важным, так как усугубляется ситуация, связанная с конкуренцией среди предприятий. Каждые предприниматель стремится занять лидирующую позицию, чтобы его фирма была самой эффективной, известной, а главное - самой прибыльной. В современном мире проблема эффективности занимает высокое место в списке проблем, стоящих не только перед бизнесменами, но и перед всем обществом в целом. Данная проблема возникла из-за дефицита сырьевых ресурсов, недостатка рабочих рук, ужесточения конкуренции, глобализации бизнеса, увеличения предпринимательских рисков, а также из-за открытия новых возможностей. С приходом новых технологий многие предприниматели стремятся как можно скорее овладеть новыми навыками и способами повышения эффективности своего предприятия, однако не всегда это удается, получается своего рода «венчурный бизнес» в бизнесе. Однако без риска в инновационной деятельности обойтись нельзя, именно поэтому показатель рентабельности важен и необходим. Ведь с его помощью появляется возможность оценить успехи или неудачи произведенной продукции на основе новой технологии, а также сравнить нынешний полученный результат с предыдущим.
Разделяют рентабельность как общую - процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную - отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам - отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции. Изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Необходимость данного
Структурные преобразования экономики территорий 16
сравнения можно также объяснить тем, что многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объёмы товарооборота, разные издержки ресурсы.
Показатель рентабельности очень важен для принятия текущих и стратегических решений, поскольку в ходе анализа он показывает степень рентабельности или убыточности производимой продукции. В рынке, где цель предпринимательской деятельности - получение максимума прибыли, предприятие после такого анализа должно принять соответствующее решение - избавиться от убыточных и малорентабельных изделий, и, наоборот, увеличить высокорентабельные виды продукции.
На основании показателя рентабельности строится оценка текущего состояния производственных процессов, а также принимаются решения по их корректировке. Если уровень рентабельности недостаточно высок, это повод для выработки плана мероприятий для улучшения показателей [10, с.52].
На сегодняшний день многие организации находятся в сложном положении: возникают многочисленные проблемы со сбытом продукции. Именно в этом случае очень эффективно применять рентабельность производства и реализованной продукции как показателя экономической устойчивости предприятия. Перед предпринимателями стоят следующие задачи: выявление резервов сбыта продукции, нахождение новых потребителей, проникновение на новые рынки сбыта товара. Решение этих задач требует комплексного анализа всей деятельности организации, и начать следует с оценки показателя рентабельности.
Основными целями экономического анализа, следовательно, основными их критериями должны быть такие, которые позволили бы повышать эффективную работу предприятия. Предприятие должно быть доходным, повышать производительность и увеличивать доходы и прибыльность. Необходимый уровень прибыли и рентабельности позволяет решать целый комплекс задач, обусловливающих стабильность и эффективность бизнеса. Одними из главных задач любого управляющего являются снижение вероятности спада производства, снижение вероятности уменьшения уровня рентабельности, а также снижение влияния внешних отрицательных факторов, которые могут наносить предприятию ущерб не только моральный, но и коммерческий. Однако возможность достижения прибыли - проблема сложная, поскольку зависит от влияния множества факторов. Таким образом, существует целый ряд различных факторов, влияющих на уровень рентабельности производства и реализации продукции (рис.
Различают два вида факторов: внутренние, напрямую связанные с деятельностью предприятия и внешние, которые предприятие не в силах контролировать и изменять самостоятельно. Факторы внешней среды не подвластны воле организаций, они носят объективный характер. Однако у предприятия существует возможность регулировать внутренние факты в соответствии с поставленными целями.
К внутренним факторам относят: изменение структуры и ассортимента продукции; изменение себестоимости; изменение уровня цен; тип и категория предприятия; уровень производительности труда; уровень технической оснащенности организации. Данные факторы, в свою очередь, делятся на несколько подфакторов: производственные и внепроизводственные. Производственные - факторы, которые непосредственно связаны с направлениями производства товаров и услуг предприятия. Таковыми являются: объем и состав производимой продукции; уровень механизации труда; сумма и уровень издержек производства и обращения; эффективность использования основных фондов и оборотных средств. Следовательно, данные факторы связаны с наличием и использованием средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Они являются одними из самых важных факторов роста уровня рентабельности производства и реализации продукции. Внепроизводственные - факторы, носящие в большей степени социальный характер и не связанные с видом производимых товаров и услуг. К ним относят: санкции и штрафы за неточное выполнение целей организации; охрана; социальные условия и права труда работников; обязательства покупателей и продавцов; стоимость основных фондов и оборотных средств. Данные факторы также влияют на финансовые результаты предприятия, а также на уровень рентабельности производства и реализации продукции, поскольку от комплекса внутренних факторов зависит количество произведенной, а значит, и реализованной продукции.
На основании исследования внутренних факторов можно получить результаты, свидетельствующие о необходимости о проведения факторного анализа рентабельности по каждому из видов продукции.
Влияние внешних факторов более важно, чем влияние внутренних, поскольку их очень тяжело измерять и контролировать. Внутренние относятся к числу тех факторов, которые можно увеличить и усовершенствовать путем повышения рентабельности производства и реализации продукции. Однако вместе, внутренние и внешние факторы можно рассматривать как некий комплекс, непрерывно влияющий и на прибыль, и на рентабельность.
Таким образом, рентабельность представляет собой результат воздействия различных факторов, а значит - объект анализа, целью и направленностью которого является выявление количественной и качественной зависимости конечных финансовых результатов предприятия. Во многих случаях рентабельность можно определить как результат влияния технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, главная цель которого установить количественное сопоставление конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основополагающих технико-экономических факторов. Для определения факторов, которые воздействуют на рентабельность, необходимо оценить параметры, которые связанны с работой предприятия. Эти факторы могут быть подвержены изменениям и регулированию из-за поставленных перед предприятием целей и задач.
2 Анализ факторов прибыли и рентабельности на примере АО «Племенной завод Раздолье»
2.1 Характеристика предприятия
Полное наименование: общество с ограниченной ответственностью «Племенной завод Раздолье». Сокращенное наименование: АО «Племенной завод Раздолье».
Юридический адрес: 188733, ЛО, Приозерский район,
дер. Раздолье, ул.Центральная, дом 29-А
В соответствии с уставом обществ, основная цель деятельности АО «Племенной завод Раздолье» заключается в получении прибыли.
АО «Племенной завод Раздолье» действует на основании Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ и утвержден Протоколом общего собрания участников АО «Племенной завод Раздолье» № 06/2009 от 1 декабря 2009 г.