Файл: Исследование прибыли и экономических факторов, влияющих на ее величину на примере АО «Племенной завод Раздолье».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из рисунка 1, сумма чистой прибыли находится в зависимости от установленных по законодательству РФ льгот и налоговых ставок по налогу на прибыль (в условиях современной российской экономики налог на прибыль равен 20%). После уплаты в бюджет налога на прибыль субъект хозяйствования самостоятельным образом устанавливает направления использования прибыли, основная часть которой распределяется согласно учредительным документам и желания собственников.

Нераспределенная прибыль – источник финансирования деятельности предприятия; оставшаяся не использованной на потребление часть прибыли.

Наличие значительных сумм отчислений в фонды потребления можно представить как одну из характеристик избранной субъектом хозяйствования стратегии в ведении деятельности финансового характера. В условиях неплатежеспособности субъекты хозяйствования данную часть использования прибыли целесообразным образом рассматривать как потенциальный резерв собственного капитала, которые при изменении соотношения в распределении прибыли между фондами потребления и накопления можно было бы направить на пополнение оборотных средств.

Фонд потребления является источником средств предприятия, зарезервированных для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива предприятия, таких как: безвозмездная материальная помощь на необходимые нужды работников; выдача беспроцентных ссуд; оплата медицинской помощи, медикаментов, путевок в места оздоровления и отдыха; оплата питания работников; оплата проезда работников к месту работы городским транспортом общего пользования, а также пригородными электричками и автобусами и др 18, с.70.

Фонд накопления выступает источником средств субъекта хозяйствования, которые аккумулируют прибыль для формирования нового имущества. Его создание и рост свидетельствуют о повышении имущественного состояния хозяйствующего субъекта, приросте суммы собственных средств.

Также прибыль может отчисляться в резервный фонд для покрытия непредвиденных потерь и убытков.

Можно дать следующие определения, характеризующие понятие «распределение прибыли»:

Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

Под распределением прибыли следует понимать совокупность экономических отношений, форм и методов движения стоимости прибавочного продукта в денежной форме по субъектам воспроизводства, обусловленного необходимостью оптимального воздействия между индивидуальным и расширенным воспроизводством.


Как видно из всего изложенного выше, распределение и использование прибыли является достаточно весомым моментом финансового менеджмента предприятия, который базируется на грамотно проведенном предварительном анализе.

1.3 Система показателей рентабельности предприятия

Показатели рентабельности предприятия имеют важное значение для ком­пании в современных рыночных условиях т.к. они помогают принимать решения администрации организации для обеспечения его прибыльности и финансовой устойчивости.

Информационной базой для анализа рентабельности является бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, в частности, бухгалтерский баланс и от­чет о финансовых результатах. При расчете рентабельности финансовый резуль­тат отчетного периода соотносят с ресурсами, затраченными для его получения. Показатели рентабельности служат главными характеристиками факторной среды образования прибыли предприятий. Отсюда выражается их обязатель­ность при осуществлении сопоставимого анализа и оценке финансового положе­ния хозяйствующего субъекта. При оценке производства показатели рентабель­ности применяются как средство инвестиционной политики и ценообразования [12, с.133].

Рентабельность - один из наиболее обобщенных и качественных показа­телей экономической эффективности производства и функционирования предприятий отдельной отрасли, обладающий свойством сравнимости. В отличие от абсолютных показателей, он может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Для оценки эффективной деятельности предприятия недостаточно учитывать только доходность, поскольку величина прибыли может увеличиваться, а эффек­тивность производства может оставаться на прежнем уровне или даже сни­зиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных факторов производства. Численное выражение рента­бельности производства и реализации продукции показывает соотношение между доходами от реализации продукции и затратами на производство и продажу продукции.

Рентабельность обычно рассчитывается в виде коэффициентов или в процентном отношении к тому или иному показателю. Данный расчет производится по данным за определенный период: месяц, год, квартал. Стоимость основных фондов и оборотных средств исчисляют в среднем значении. Рентабельность производств можно определить в любом диапа­зоне времени, но, как правило, при стабильном функционировании пред­приятия она исчисляется за квартал и за год. С помощью произведенного расчета можно охарактеризовать прибыльность, выгодность работы пред­приятия в целом, различных направлений деятельности, прибыльность производства отдельных видов продукции и услуг [26, с.77].


С развитием экономики показатель рентабельности становится все более и более важным, так как усугубляется ситуация, связанная с конкуренцией среди предприятий. Каждые предприниматель стремится занять лидирую­щую позицию, чтобы его фирма была самой эффективной, известной, а главное - самой прибыльной. В современном мире проблема эффективно­сти занимает высокое место в списке проблем, стоящих не только перед бизнесменами, но и перед всем обществом в целом. Данная проблема воз­никла из-за дефицита сырьевых ресурсов, недостатка рабочих рук, ужесто­чения конкуренции, глобализации бизнеса, увеличения предприниматель­ских рисков, а также из-за открытия новых возможностей. С приходом но­вых технологий многие предприниматели стремятся как можно скорее ов­ладеть новыми навыками и способами повышения эффективности своего предприятия, однако не всегда это удается, получается своего рода «вен­чурный бизнес» в бизнесе. Однако без риска в инновационной деятельно­сти обойтись нельзя, именно поэтому показатель рентабельности важен и необходим. Ведь с его помощью появляется возможность оценить успехи или неудачи произведенной продукции на основе новой технологии, а также сравнить нынешний полученный результат с предыдущим.

Разделяют рентабельность как общую - процентное отношение балансо­вой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производст­венных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рента­бельность расчетную - отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам - отношение прибыли к себестоимости товарной или реализован­ной продукции. Изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факто­ры и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Необходимость данного

Структурные преобразования экономики территорий 16

сравнения можно также объяснить тем, что многие предприятия, полу­чившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объёмы товаро­оборота, разные издержки ресурсы.

Показатель рентабельности очень важен для принятия текущих и страте­гических решений, поскольку в ходе анализа он показывает степень рента­бельности или убыточности производимой продукции. В рынке, где цель предпринимательской деятельности - получение максимума прибыли, предприятие после такого анализа должно принять соответствующее ре­шение - избавиться от убыточных и малорентабельных изделий, и, наобо­рот, увеличить высокорентабельные виды продукции.


На основании показателя рентабельности строится оценка текущего со­стояния производственных процессов, а также принимаются решения по их корректировке. Если уровень рентабельности недостаточно высок, это повод для выработки плана мероприятий для улучшения показателей [10, с.52].

На сегодняшний день многие организации находятся в сложном поло­жении: возникают многочисленные проблемы со сбытом продукции. Именно в этом случае очень эффективно применять рентабельность произ­водства и реализованной продукции как показателя экономической устой­чивости предприятия. Перед предпринимателями стоят следующие задачи: выявление резервов сбыта продукции, нахождение новых потребителей, проникновение на новые рынки сбыта товара. Решение этих задач требует комплексного анализа всей деятельности организации, и начать следует с оценки показателя рентабельности.

Основными целями экономического анализа, следовательно, основными их критериями должны быть такие, которые позволили бы повышать эф­фективную работу предприятия. Предприятие должно быть доходным, по­вышать производительность и увеличивать доходы и прибыльность. Необ­ходимый уровень прибыли и рентабельности позволяет решать целый комплекс задач, обусловливающих стабильность и эффективность бизнеса. Одними из главных задач любого управляющего являются снижение веро­ятности спада производства, снижение вероятности уменьшения уровня рентабельности, а также снижение влияния внешних отрицательных фак­торов, которые могут наносить предприятию ущерб не только моральный, но и коммерческий. Однако возможность достижения прибыли - проблема сложная, поскольку зависит от влияния множества факторов. Таким обра­зом, существует целый ряд различных факторов, влияющих на уровень рентабельности производства и реализации продукции (рис.

Различают два вида факторов: внутренние, напрямую связанные с дея­тельностью предприятия и внешние, которые предприятие не в силах кон­тролировать и изменять самостоятельно. Факторы внешней среды не под­властны воле организаций, они носят объективный характер. Однако у предприятия существует возможность регулировать внутренние факты в соответствии с поставленными целями.

К внутренним факторам относят: изменение структуры и ассортимента продукции; изменение себестоимости; изменение уровня цен; тип и кате­гория предприятия; уровень производительности труда; уровень техниче­ской оснащенности организации. Данные факторы, в свою очередь, делят­ся на несколько подфакторов: производственные и внепроизводственные. Производственные - факторы, которые непосредственно связаны с на­правлениями производства товаров и услуг предприятия. Таковыми явля­ются: объем и состав производимой продукции; уровень механизации тру­да; сумма и уровень издержек производства и обращения; эффективность использования основных фондов и оборотных средств. Следовательно, данные факторы связаны с наличием и использованием средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Они являются одними из самых важных факторов роста уровня рентабельности производства и реализации продукции. Внепроизводственные - факторы, носящие в большей степени социальный характер и не связанные с видом производимых товаров и ус­луг. К ним относят: санкции и штрафы за неточное выполнение целей ор­ганизации; охрана; социальные условия и права труда работников; обяза­тельства покупателей и продавцов; стоимость основных фондов и оборот­ных средств. Данные факторы также влияют на финансовые результаты предприятия, а также на уровень рентабельности производства и реализа­ции продукции, поскольку от комплекса внутренних факторов зависит ко­личество произведенной, а значит, и реализованной продукции.


На основании исследования внутренних факторов можно получить ре­зультаты, свидетельствующие о необходимости о проведения факторного анализа рентабельности по каждому из видов продукции.

Влияние внешних факторов более важно, чем влияние внутренних, по­скольку их очень тяжело измерять и контролировать. Внутренние относят­ся к числу тех факторов, которые можно увеличить и усовершенствовать путем повышения рентабельности производства и реализации продукции. Однако вместе, внутренние и внешние факторы можно рассматривать как некий комплекс, непрерывно влияющий и на прибыль, и на рентабель­ность.

Таким образом, рентабельность представляет собой результат воздейст­вия различных факторов, а значит - объект анализа, целью и направленно­стью которого является выявление количественной и качественной зави­симости конечных финансовых результатов предприятия. Во многих случаях рентабельность можно определить как результат влия­ния технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономи­ческого анализа, главная цель которого установить количественное сопоставле­ние конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основополагающих технико-экономических факторов. Для определения факторов, которые воздействуют на рентабельность, необходимо оценить параметры, которые связанны с работой предприятия. Эти факторы мо­гут быть подвержены изменениям и регулированию из-за поставленных перед предприятием целей и задач.

2 Анализ факторов прибыли и рентабельности на примере АО «Племенной завод Раздолье»

2.1 Характеристика предприятия

Полное наименование: общество с ограниченной ответственностью «Племенной завод Раздолье». Сокращенное наименование: АО «Племенной завод Раздолье».

Юридический адрес: 188733, ЛО, Приозерский район,
дер. Раздолье, ул.Центральная, дом 29-А

В соответствии с уставом обществ, основная цель деятельности АО «Племенной завод Раздолье» заключается в получении прибыли.

АО «Племенной завод Раздолье» действует на основании Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ и утвержден Протоколом общего собрания участников АО «Племенной завод Раздолье» № 06/2009 от 1 декабря 2009 г.