Файл: Законодательные органы государственной власти..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В правовой литературе справедливо отмечается, что «изучая проблемы государства, вопросы его становления и функционирования, невозможно обойти вопрос о государственной власти, ибо это не только коренной вопрос революции (В. И. Ленин), но и коренной вопрос существования государства»[1], а «организация государственной власти является наиболее объемной и традиционной проблемой теории государства и права»[2].

Категории «государственная власть» и «орган государственной власти» являются основополагающими, смыслообразующими для всей концепции разделения государственной власти, они составляют основу ее понятийно-категориального аппарата. В связи с этим изучение данных категорий в аспекте их взаимосвязи с концепцией разделения государственной власти представляет особый интерес. Проблематике власти в целом и государственной власти в частности посвящено множество научных работ, как правоведов, так и политологов, социологов, психологов, культурологов, представителей иных научных направлений. И при всем множестве воззрений на данные понятия ученые, как правило, сходятся в одном: «власть» и «государственная власть» - категории комплексные, многоаспектные, чрезвычайно важные для познания объективной реальности государственной, политической и общественной жизни, а также для конструирования моделей ее совершенствования[3].

Объектом исследования данной работы являются органы государственной власти.

Цель работы – исследование сущности государственной власти и органов государственной власти.

В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и признаки государственной власти.
  2. Исследовать понятие и признаки органов государственной власти.
  3. Выявить конституционные проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Методы исследования. В работе проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей деятельности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в работе, осуществлено путем применения историко-правового и логико-юридического методов.


Научно-методическая основа работы: учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет-источники.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Понятие государственной власти и органов государственной власти

1.1. Сущность, назначение государственной власти и ее признаки

Еще Аристотель, а вслед за ним и Дж. Локк отличали политическую или
государственную власть от власти отца над своими детьми, хозяина над слугами и господина над рабом. Во всех названных случаях власть связана с личной зависимостью подвластных, с определенной иерархией. Политическая власть, по определению Аристотеля, распространяется на свободных и, в известном смысле, равных людей, то есть не находящихся в зависимости друг от друга, помимо отношений, связанных с осуществлением власти[4].

В научной литературе предлагаются следующие признаки государственной власти, отличающие ее от общественной власти доклассового общества: 1) классовый характер; 2) государственная власть не совпадает непосредственно с населением, осуществляется выделенным из общества аппаратом управления, состоящим из особой категории людей; 3) возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются вооруженные силы, специально приспособленный для этой цели аппарат, включающий в себя так называемые карательные или правоохранительные органы; 4) уплата налогов для содержания разветвленного государственного аппарата; 5) учреждение политической власти, знаменующей возникновение государства, сообразуется с разделением населения по территориальному признаку; 6) при первобытном строе имела место «власть авторитета», тогда как политическая, государственная власть олицетворяет «авторитет власти» [5].

Своеобразен подход к пониманию государственной власти в рамках либертарно-юридической теории права и государства (B. C. Нерсесянц, В. А. Четвернин, В. В. Лапаева). В рамках данной концепции не любое политико-территориальное образование, которое считают государством нормативисты, может признаваться государством, а только то, право в котором подчинено принципам равенства, свободы и справедливости[6]. Например, с точки зрения такого подхода не являются государствами тоталитарные государства - за ними закрепляется статус «деспотии». Соответственно, и существование государственной власти признается не везде[7].


В частности, основоположник либертарно-юридической теории В. С. Нерсесянц полагал: деспотизм (при всем историческом многообразии форм деспотизма - от древневосточной деспотии до современного тоталитаризма) - это строй без свободы, без права и без государства, строй, который
держится на насилии властвующих (одного деспота или деспотической
клики) над подвластными. ...Деспотическое государство, деспотическое право - это такой же нонсенс, такое же внутренне противоречивое словосочетание, такое же «деревянное железо», как и тиранический правопорядок, тоталитарное право, тоталитарное государство»[8].

Ярким примером подобного рода представлений являются также следующие рассуждения В. А Четвернина: «В современной науке общепризнана
взаимосвязь государства и права, необходимость правовой основы власти в
государстве. Но если считать, что право и закон тождественны, то государственной можно считать любую организацию публичной политической власти, так как и деспотическая власть опирается на законы. Если же исходить из различения прав и закона и либертарного понимания права, то следует признать, что государственной властью является лишь такая публичная политическая власть, при которой хотя бы часть подвластных, часть общества обладает свободой»[9].

По нашему мнению, такую концепцию нельзя признать обоснованной. По сути, представители данной концепции отказывают в «праве на собственное право» и на собственную государственную власть целому ряду государств, существовавших в прошлом или существующих ныне. По сути, руководствуясь таким подходом, следует признать, что не существовало государственной власти ни в рабовладельческих государствах, таких как греческие полисы или даже Римская Империя, ни в феодальных, например, средневековой Англии или Франции, поскольку в этих государствах значительная часть жителей была несвободной (рабы, зависимые крестьяне), а о каком-либо равенстве речи вообще не шло[10]. Кроме того, не следует забывать, что представители либертарно-юридической теории относят к тоталитарным странам не
только такие, как нацистская Германия времен А. Гитлера или фашистская Италия времен Б. Муссолини, но и СССР в период нахождения у власти И. В. Сталина. Следовательно, по логике либертаристов, значительный период истории нашей страны, ознаменовавшийся рядом выдающихся достижений в области государственного строительства, оказывается «недостойным» и «вычеркивается» из истории государства и права, государственной власти, которых якобы в СССР не было вовсе, а существовала лишь «деспотия» [11].


По нашему мнению, в рассмотрении концепции разделения государственной власти следует исходить из нормативистской концепции и признавать государственную власть неотъемлемым атрибутом любого государства[12].

Представляется, что может быть предложено следующее определение
государственной власти, отражающее ее характерные черты: государственная власть – это социально необходимая власть, осуществляемая в государственно-организованном обществе специально предназначенными для этого органами, функционирующими, как правило, в рамках системы разделения
властей и реализующими государственную волю методами авторитета,
убеждения, добровольного подчинения граждан, а в необходимых случаях также и принуждения, и обладающая для этого необходимыми правовыми, материальными, кадровыми, организационными, информационными и иными ресурсами[13].

Из предложенного определения вытекают следующие признаки
государственной власти:

1) она является социально необходимой, то есть выполняет в каждом
сложноорганизованном обществе важнейшие функции, направленные на поддержание самого существования данного общества и на его развитие;

2) государственная власть - атрибут не любого общества, а только государственно-организованного (входит в перечень обязательных признаков государства наряду с населением, территорией и суверенитетом) [14];

3) осуществляется не всем населением, а специально предназначенными для этого органами (органами государственной власти);

4) органы государственной власти в современном обществе функционируют, как правило, в рамках системы разделения властей (разумеется, из данного правила, как и из любого другого, существует ряд исключений);

5) органы государственной власти реализуют государственную волю, направленную на выполнение функций государства, реализацию его социальной миссии[15];

6) государственная воля реализуется посредством комплекса методов, которые не могут быть сведены только лишь к принуждению (хотя и оно может осуществляться в необходимых случаях), а включают также наряду с
прочими методы убеждения, авторитета власти и властвующих лиц, добровольному подчинению подвластных (в силу моральных принципов, стремления к выгоде, боязни наказания, привычки, конформистского поведения, следования образцу поведения социального окружения) [16];


7) для реализации принуждения как отличительной особенности государственной власти (иные методы используют и прочие разновидности
власти) она вправе использовать разнообразные ресурсы, которыми обладает государство - правовые (возможность принимать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты), материальные (финансовые средства, формируемые путем взимания налогов), кадровые (государственные служащие, выполняющие соответствующие полномочия, например, судьи, иные сотрудники правоохранительных органов), организационные (система органов и организаций, способствующих реализации данных функций, например система судов, система исправительных учреждений), информационные (например, различные базы данных, официальная статистика) [17].

1.2. Назначение органов государственной власти

Следует отметить, что государственная власть реализуется через механизм государства, то есть целостную систему государственных органов, посредством которых осуществляется государственная власть, решаются задачи, стоящие перед государством[18].

Концепция разделения государственной власти строится во многом именно на том, что определенные властные функции концентрируются у отдельных органов государственной власти и один и тот же орган не должен исполнять функции сразу нескольких ветвей власти.

По определению М. И. Байтина[19], «орган государства - это юридически
оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства»[20]. Т. Н. Радько полагает, что орган государства - это «наделенная властными полномочиями для реализации функций государства определенная государственная структура»[21]. Своеобразное определение органа государственной власти мы находим у H. M. Коркунова: «те лица, за которыми признается право распоряжения в определенном отношении властью, называются органами государственной власти»[22].