Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учетная политика утверждается руководителем организации и обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.

Налоговое законодательство не содержит требования об обязательном представлении учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы.

Налоговая инспекция имеет право потребовать учетную политику организации для целей налогообложения лишь при проведении налоговой проверки (выездной или камеральной).

При разработке соответствующей учетной политики необходимо одновременное достижение трех целей:

1. Постановка максимально выгодной для предприятия системы налогового учета, основанной на особенностях деятельности предприятия – его организационно-правовой форме, отраслевой специфике, видах и объемах деятельности.

2. Закрепление в учетной политике таких элементов, которые бы не противоречили законодательству. Достижение данной цели невозможно без должной квалификации кадров бухгалтерского аппарата.

3. Принятие по возможности положений, сближающий порядок ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии.

1.2 Задачи, решаемые при формировании учетной политики

Учетная политика составляется для решения четырех основных задач:

1. Выбор одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве. Если организация не внесет нужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Классический пример - выбор метода оценки стоимости покупных товаров (по стоимости товаров, первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости товаров, последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара).

2. Отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным в Налоговом кодексе, он должен об этом заявить в своей учетной политике. Например, есть два варианта учета в расходах процентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списания в учетной политике, то списать на расходы можно будет только по 1,1 расчетной ставки рефинансирования. Отразив – по реальным процентам, что значительно выгоднее.


3. Сближение бухгалтерского и налогового учета, а, соответственно, уменьшение объема работы бухгалтера. Налоговые консультанты часто предлагают директорам пристально изучить ученую политику, даже приводят инструкции какие строки с какими надо сравнивать, чтобы выявить, что бухгалтерия делает как проще, а не как выгоднее. Следует иметь в виду, что конечная стоимость больших различий в налоговом и бухгалтерском учете и, как следствие, повышение вероятности ошибок, увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всю экономию.

4. Минимизация ожидаемых (прогнозируемых) налогов. Грамотная учетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, при отнесении затрат на производство/реализацию, можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета. В этом случае списание затрат можно будет осуществить сразу, не растягивая на длительный период, минимизировав таким образом налоговые выплаты. Однако следует понимать, что возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом, а бухгалтеру придется выполнять дополнительную работу, применяя ПБУ 18/02, призванное согласовать разницу учетов.

Внеочередные изменения в учетной политике разрешается производить в случаях:

  • реорганизации предприятия;
  • смены собственников;
  • изменений в законодательстве либо в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета;
  • разработки новых способов бухгалтерского учета. Приказ об учетной политике, как правило, регламентирует следующие вопросы:
  • метод определения выручки (прибыли);
  • метод оценки готовой продукции;
  • метод учета затрат на производство продукции (работ, услуг);
  • метод оценки производственных запасов;
  • метод учета товаров;
  • порядок учета незавершенного производства;
  • порядок учета расходов будущих периодов;
  • лимит отнесения предметов к основным средствам;
  • порядок начисления амортизации ОС;
  • порядок начисления износа МБП;
  • нормы перенесения первоначальной стоимости нематериальных активов на издержки производства и обращения;
  • порядок распределения общехозяйственных расходов;
  • перечень создаваемых фондов и резервов;
  • создание резерва по сомнительным долгам;
  • способ оценки задолженности по полученным кредитам и займам.

В приказе могут быть отражены и другие вопросы учетной политики предприятия. Одни элементы учетной политики влияют на налоги, выплачиваемые предприятием, другие не влияют.


Обычно налоговая учетная политика состоит из трех основных разделов:

  • принципы ведения налогового учета;
  • методы расчета того или иного налога;
  • регистры налогового учета.

Таким образом, учетная политика для целей налогообложения является одним из самых эффективных инструментов налоговой оптимизации и налогового планирования.

На современном этапе развития бухгалтерского учета и налогообложения остро стоит проблема формирования рациональной учетной политики, составленной как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета, в соответствии с нормами законодательства.

При разработке учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета организации зачастую стоят перед выбором между тремя целями: минимизировать доходы и прибыли и, следовательно, налоги, максимизировать финансовые результаты для повышения инвестиционной привлекательности, уменьшить трудозатраты и на раздельное ведение бухгалтерского и налогового учета путем сближения методов бухгалтерского и налогового учета. Лишь в случае разработки самостоятельной налоговой и бухгалтерской учетной политики возможно достижение этих трех целей

2. Порядок формирования учетной политики

2.1 Формирование налоговой учетной политики и ее основные элементы, внесение изменений

Можно разрабатывать учетную политику для каждого налога отдельно (отдельно для налога на добавленную стоимость (НДС), отдельно для налога на прибыль и т. д.), утверждая каждую из них отдельным приказом руководителя. Можно оформить единый документ, в котором будут за-креплены правила для всех налогов, начисляемых и уплачиваемых организацией.

В приказе об учетной политике для целей налогообложения должны найти отражение следующие вопросы:

1. Организация ведения налогового учета. Эти вопросы актуальны для крупных организаций, особенно имеющих обособленные подразделения. Здесь нужно определить сроки передачи данных из подразделений в головную организацию, порядок ведения книг покупок и книг продаж и т. п.


2. Выбор способа налогового учета. По многим вопросам НК РФ содержит несколько вариантов способов учета, предлагая налогоплательщикам выбрать и закрепить в учетной политике один способ. По таким вопросам организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который она будет использовать.

3. Самостоятельная разработка способов налогового учета. Есть вопросы, которые НК РФ не урегулированы, либо в нем указано, что способ учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно. Если организация в ходе своей деятельности сталкивается с такими ситуациями, то ей необходимо самостоятельно разработать со-ответствующие способы учета.

Примеры представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Варианты способов налогового учета

№ п/п

Элемент учетной политики

Варианты, допускаемые законодательством

Норма НК РФ

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ

1

Порядок ведения раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций

1. Если доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на производство, организация весь входной НДС ставит к вычету.2. Организация ведет раздельный учет НДС, независимо от доли расходов на не облагаемые НДС операции в общей сумме расходов

Пункт 4 ст. 170

2

Учет входного НДС банками, страховыми организациями и не государственными пенсионными фондами

1. Суммы входного НДС, уплаченные поставщикам, включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. При этом вся сумма налога, полученная по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

2. Входной НДС учитывается в общем порядке с соблюдением правил раздельного учета

Пункт 5 ст. 170

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ

3

Признание доходов от сдачи имущества в аренду

1. В составе внереализационных доходов.

2. В составе доходов от реализации

Пункт 4 ст. 250

4

Признание доходов от предоставления в пользование результатов интеллектуальной деятельности

1. В составе внереализационных доходов.

2. В составе доходов от реализации

Пункт 5 ст. 250

5

Метод оценки сырья и материалов при списании

1. По стоимости единицы запасов.

2. По средней стоимости.

3. По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

4. По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)

Пункт 8 ст. 254

6

Применение амортизационной премии

1. Организация применяет амортизационную премию. В этом случае в учетной политике необходимо закрепить раз-мер амортизационной премии и критерии ее применения.

2. Организация не применяет амортизационную премию

Пункт 9 ст. 258

7

Метод начисления амортизации

1. Линейный метод.

2. Нелинейный метод

Пункт 1 ст. 259

8

Создание резервов под предстоящие ремонты основных средств

1. Резервы создаются. В учетной политике закрепляются нормативы отчислений в резервы.

2. Резервы не создаются. Расходы на ремонт признаются прочими расходами того периода, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат

Статьи 260, 324

9

Порядок признания доходов и расходов

1. Метод начисления.

2. Кассовый метод

Статья 271, 273


Если в деятельности организации встречаются ситуации, для которых нет четко определенных способов учета, то соответствующие способы учета нужно разработать самостоятельно и закрепить их в приказе об учетной политике. В ряде случаев НКРФ содержит прямые указа-ния на то, что по тому или иному вопросу порядок налогового учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно и закреплен в учетной политике (таблица 2).

Таблица 2 - Вопросы налогового учета, для которых способы учета на нормативном уровне не закреплены

Элемент учетной политики

Требования к способу

Норма НК РФ

Налог на добавленную стоимость

Порядок ведения раздельного учета при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0 %

Налогоплательщик самостоятельно устанавливает в учетной поли-тике порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по ставке 0 %

Пункт 10 ст. 165

Порядок ведения раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций

Если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), он обязан вести раздельный учет таких операций. Порядок раздельного учета определяется в учетной политике

Пункт 4 ст. 149

Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Порядок раздельного учета определяется в учетной политике

Пункт 4 ст. 170

Налог на прибыль организаций

Порядок учета расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам

Закрепляется алгоритм расчета доли расходов, приходящейся на каждый участок недр

Пункт 2 ст. 261

Порядок определения применимого законодательства для признания ценных бумаг обращающимися на организованном рынке ценных бумаг

В случаях невозможности однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг, включая сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем, налогоплательщик вправе самостоятельно в соответствии с принятой им для целей налогообложения учетной политикой выбирать такое государство в зависимости от места нахождения продавца либо покупателя ценных бумаг

Пункт 3 ст. 280

Порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке Банка России, и налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке Банка России, профессиональными участниками рынка ЦБ, не осуществляющими дилерскую деятельность

Профессиональные участники рынка ценных бумаг (включая банки), не осуществляющие дилерскую деятельность, в учетной политике должны определить порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает виды ценных бумаг (обращающихся на организованном рынке ценных бумаг или не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг), по операциям с которыми при формировании налоговой базы в доходы и расходы включаются иные доходы и расходы, определенные в соответствии с гл. 25 НК РФ

Пункт 8 ст. 280

Порядок учета ценных бумаг по операциям РЕПО

Налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой им в целях налогообложения учетной политикой определяет порядок учета выбывающих (возвращающихся) по операции РЕПО ценных бумаг

Пункт 1 ст. 282

Критерии отнесения сделок к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок

В учетной политике определяются критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок

Пункт 2 ст. 30

Порядок ведения налогового учета

В учетной политике закрепляется порядок ведения налогового учета

Статья 313

Система налоговых регистров

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике

Статья 314

Принципы и методы распределения доходов по производствам с длительным циклом

В учетной политике закрепляются принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации по производствам с длительным технологическим циклом

Статья 316

Определение перечня прямых расходов

В учетной политике определяется перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг)

Пункт 1 ст. 318

Порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги)

В учетной политике определяется порядок распределения прямых расходов. Разработанный порядок подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов

Пункт 1 ст. 319

Порядок распределения прямых расходов между видами продукции (работ, услуг)

Механизм распределения определяется организацией самостоятельно с применением экономически обоснованных показателей

Пункт 1 ст. 319