Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 316

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема исследования. Данное исследование посвящено изучению проблем в коммуникационных процессах современных организаций и вариантах их решения. Анализируя коммуникационные барьеры, мы подробно рассматриваем различные современные технологии и варианты их использования.

Актуальность темы. Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в современных организациях и управлении. По сути все действия руководителей компании, направленные на достижение целей организации, требует эффективного обмена информацией. Однако, рассматривая коммуникации в данной работе, мы покажем, что — это сложный процесс, состоящий из различных нюансов.

Коммуникация в современных условиях является основой жизнеобеспечения каждой фирмы, организации, предприятия. Специалисты в области менеджмента считают, что 63% английских, 73% американских, 85% японских руководителей выделяют коммуникацию как главное условие на пути достижения эффективности их организаций, причем сами руководители тратятна нее от 50 до 90% своего времени. Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации как внутри предприятия, так и за его пределами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловыми партнерами, конкурирующими фирмами, потребителями, поставщиками, финансистами, клиентами. Информация выступает одним из важнейших инструментов управления. Анализируя и передавая информацию, получая затем обратные сигналы, менеджер планирует, организует, координирует и мотивирует подчиненных. Таким образом, каждый менеджер обязан быть коммуникатором. Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, то она прекратит своё существование.

Коммуникативные барьеры не являются лишь однажды решаемой проблемой, они возникают всегда. Поэтому для успешного ведения дел и функционирования как субъекта производства нужно владеть всеми методами по их преодолению. Коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Поэтому и менеджеры, и исполнители должны понимать основные концепции и способы применения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.


Без коммуникаций нет общения, обмена информацией, а без этого не может быть и самой организации. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности.

С развитием информационных технологий появились новые каналы коммуникации в Интернете, что позволило инновационно подходить к созданию и распространению информации, для наиболее эффективного воздействия и привлечения новой аудитории, и к продвижению балета в целом.

Объект исследования: коммуникационные проблемы в современных организациях

Предмет исследования: способы решения возникающих проблем. В частности, мы рассматриваем современные информационные технологие, как эффективный способ ведения коммуникаций.

Цель данной работы — определить коммуникативные барьеры в современных организациях и описать способы их преодоления.

В задачи работы входит:

  1. Уточнить типы и виды коммуникационных проблем.
  2. Обосновать особенности барьеров коммуникации.
  3. Определить способы преодоления этих барьеров.

Структура работы включает традиционно две главы, в заключении второй автор предлагает собственные рекомендации по решению коммуникационных барьеров, а также введение и заключение. В первой даётся теоретическое обоснование причин возникновения коммуникативных барьеров, , перечисляются их виды.

Вторая глава посвящена непосредственно методам преодоления барьеров и возникающего как следствие межличностного конфликта, а также описываются необходимые действия для предупреждения барьеров в коммуникации, и какие современные технологии можно использовать для оптимизации коммуникационных процессов.

В конце помещён список использованной литературы.

Глава 1. Понятие и структура коммуникаций, ее отличие в современных организациях

Коммуникация — это обмен информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью. Без коммуникаций невозможно общение, а без этого не может быть и объединенной группы, организации. Таким образом, коммуникационный процесс становится важным условием для формирования организации и ее жизнедеятельности, без него невозможно обеспечить координацию деятельности сотрудников современной организации.


В рамках первой главы курсовой работы автор исследует понятие и значение коммуникаций в современных организациях, их типы и характеристики, а также проанализирует, какие факторы влияют на эффективность коммуникации в организации.

1.1. Понятие и виды коммуникаций в организационных структурах

Термин «коммуникация» (от лат. communicatio) появился в научной литературе в начале ХХ века. Один из основоположников американской социологии Чарльз Кули определял коммуникацию как «механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений», и этот механизм включает в себя все мыслительные символы (символы сознания) и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени[1].

Понятие «коммуникация» имеет множество определений, которые отражают различие подходов. Представители разных наук в разное время по-своему определяли процесс коммуникации.

В «Cовременной энциклопедии» можно найти такое значение термина коммуникация — это общение, передача информации от человека к человеку специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности. Профессор Ричард Л. Дафт в своем учебнике даёт определение коммуникаций, которое наиболее полно раскрывает их суть: коммуникации — это процесс, в ходе которого два или несколько человек обмениваются и осознают получаемую информацию[2].

Более точно на наш взгляд, коммуникацию определяет Ф.И. Шарков: «Под коммуникацией в широком смысле понимается и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию»[3].

Объединив рассмотренные трактовки термина можно сделать вывод, что в широком смысле коммуникация — это передача информации от одного человека к другому, способ доведения индивидом до других людей сообщения по различным каналам.

В определении основной цели коммуникации все значительно проще, современная литература придерживается единого мнения на этот счет:

Цель коммуникации — обеспечение понимания информации. Сам факт обмена информацией (сообщениями) не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Коммуникационный процесс считается эффективным, если с помощью него удалось добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.


Коммуникационный процесс состоит из четырех базовых элементов. Коротко рассмотрим их, чтобы лучше понять процесс обмена информацией и условия его эффективности.

1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов — слов, сигналов, жестов, мимики и т. п.

3. Канал — средство передачи информации — письмо, радио, телефон, телевизор, телекинез и др.

4. Получатель — лицо, которому предназначена информация, или лицо, интерпретирующее ее.

К этим базовым элементам в современной коммуникации можно добавить еще один — обратная связь. Обратная связь в рамках теории коммуникации является ответной реакцией получателя на информацию. Таким образом отправитель сможет убедиться или сделать предположение (в случае отсутствия обратной связи) доставлено и понято ли его сообщение. В том случае, если получатель продемонстрировал понимание сообщения, обмен информацией может быть назван эффективным.

Этот пункт учтен и в предложенной еще в 1948 г. американским политологом Г.Лассуэл модели коммуникативного процесса, включающую пять элементов: Кто? (передает сообщение) — коммуникатор; Что? (передается) — сообщение; Как? (осуществляется передача) — канал; Кому? (направлено сообщение) — аудитория; С каким эффектом? — эффективноcть[4].

Видов коммуникации очень много. В данной работе нам важно рассмотреть коммуникации, осуществляемые в организациях. По сути весь процесс производства и управления — это обмен сообщениями.

В целом все коммуникации в организациях подразделяются на две большие группы группы[5]:

с внешней средой — это информационное взаимодействие с существующими потребителями и потенциальными клиентами, с общественностью, с конкурентами, поставщиками и партнёрами, с органами государственного регулирования.

коммуникации внутри организации — это информационное взаимодействие в рамках организации, которое может быть формальным: межуровневые коммуникации, горизонтальные коммуникации «руководитель-подчинённый», коммуникации между руководителем и рабочей группой и неформальным.

Кроме того, cовременная литература классифицирует коммуникационный процесс в организациях по ряду признаков[6]:

Признак классификации

Виды коммуникаций

По субъекту и средствам коммуникаций

  1. Коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий
  2. Межличностные

По форме общения

  1. Вербальные
  2. Невербальные

По каналам общения

  1. Формальные
  2. Неформальные

По организационному признаку (по пространственному расположению каналов)

  1. Вертикальные
  2. Горизонтальные
  3. Диагональные

По направленности общения

  1. Нисходящие
  2. Восходящие

Для дальнейшего анализа коммуникационного процесса в организации, коротко определим значение представленных в таблице виды коммуникаций.

Коммуникации с помощью технических средств в современных организациях имеют приоритетное значение. К ним относится обмен сообщениями с помощью электронной почты, социальных сетей, мессенджеров, телекоммуникационных систем, управленческих информационных систем. Подробнее на типах подобных систем в современных организации мы остановимся во второй главе данной работы.

Межличностные коммуникацим — это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом[7]. Эффективность межличностных коммуникаций во многом зависит от обратной связи. С ее помощью отправитель понимает, передано ли сообщение, получено ли оно и правильно ли понято и принято получателем. В зависимости от канала передачи межличностные коммуникации подразделяют на устные и письменные, а также вербальные и невербальные.

Вербальные коммуникации — процесс общения с помощью языка, как устный (речь), так и письменный (отчеты, доклады, письма).

Невербальные коммуникации — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансценыобщения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Такой способ общения часто называют «язык тела»[8].

Формальные коммуникации[9] — это основные каналы организационного общения, по которым поступает вся информация, имеющая отношение к деятельности организации: отчеты, меморандумы и документы внутри организации, приказы, распоряжения и сообщения вниз по иерархической лестнице, рабочая информация, поступающая по компьютерным сетям, а также входящая и исходящая документация. То есть служит для передачи сообщений, признанных в организации в качестве официальных. Эти сообщения носят чаще всего письменную форму и передаются по вертикальным каналам.

Неформальные коммуникации — это личные коммуникации, возникающие между людьми, выражение человеческой потребности в общении; дополняют формальные коммуникации. Возникает в организации спонтанно, не контролируется руководителями и во многом порождается индивидуальными интересами[10].