Файл: Понятие и классификация основных функций государства.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что на данном этапе формирования правового государства, когда современная система полностью еще не сформировалась, а старой практически уже не отдаются никакие предпочтения, человеку с юридическим образованием необходимо знать основные аспекты деятельности государства. В связи с этим, чтобы получить достоверное и полное понимание определения самого государства, его сущности, осуществляемых функций и составляющих частей государственного механизма, требуется рассмотрение, анализ и синтез этих понятий.
Государство представляет собой сложное явление. Еще с давних времен осуществлялись попытки дать точное определение государству, но на данном этапе как такового общепринятого понятия не существует.
Перед тем, как перейти к рассмотрению непосредственно самих функций государства, нужно определить его сущность, так как функции государства являются следствием его задач. На данном историческом этапе сложилось два основных подхода к пониманию сущности государства. В первом подходе, сущность государства выступает в форме выражения интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание волеизъявления данного класса всему обществу. Во втором подходе главную роль играет общесоциальная сущность государства и его задача - служить обществу. То есть, сущность государства - есть главное, определяемое его содержанием, целью, назначением, функционированием.
Задачи и функции государства являются схожими понятиями, которые тесно взаимодействуют, но не совпадают друг с другом. Они не являются ни тождественными, ни противоречащими. Задачи государства определяют его социальное назначение на конкретном этапе существования общества, способствуют развитию функций государства с помощью экономического и политического воздействия. Тем самым, функции государства реализуются и выполняются посредством его задач. Суть государственных функций заключается в их объективности. Они закономерно воздействуют на общество и государство, потому у государства не остается выбора выполнять их или нет. У каждой функции имеется свой объект воздействия и внутреннее содержание. Объект выступает определенная сфера общественных отношений, на которую воздействует государство. Именно объекты разграничивают его функции. Характеристика функций дает возможность исследовать не только государство конкретного типа, но и государственность этого народа. Изучая становление, развитие и изменение функций, можно заметить развитие и изменение самой государственной организации общества в сложном историческом процессе. Для осуществления своих функций в каждом государстве обеспечивается такая структурная организация – государственный аппарат.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что в функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение элементов, определяется главным образом направлением его деятельности, которую оно осуществляет. Нам необходимо сделать так, что бы сложилось правильное и полное представление о государственных функциях в целом.
Поэтому, целью моей работы является: рассмотрение понятия, признаков, классификации и методов осуществления функций государства.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие о функциях государства и их становление;
2.Рассмотреть признаки государственных функций;
3. Определить методы осуществления функций в государстве;
4. Рассмотреть классификацию государственных функций.
Объект исследования: функции государства.
Предмет исследования: понятия, классификация, признаки и методы осуществления государственных функций.
Глава 1. Понятие и классификация функций государства
Понятие и признаки функций государства
Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл. Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.
1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.
Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.
В отечественных и зарубежных академических источниках существуют различные варианты трактовки функций государства.
Например, еще в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности.
Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В подтверждение сказанного можно сослаться на определение понятия «функция государства», в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.
Наличие различных подходов к рассмотрению и определению функций государства является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемой матерки. В теоретическом и практическом плане важным является выделение и рассмотрение общих черт и особенностей самих функций государства. Что выделяет функции государства как явление среди других государственных и негосударственных явлений? Чем они различаются и характеризуются?
Отвечая на эти и подобные вопросы, необходимо обратить внимание на следующие их общие черты.
Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и одиопорядковых аспектов деятельности государства. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.
По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-массовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задам развития экономики, общества и самого государства.
Речь при этом идет не только о государствах различных типов, государствах, существующих в условиях различных общественно-экономических формаций, но и об однотипных государствах, но отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики и общества.
В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций также определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних, функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.
Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции.
Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. В отличие от функций многочисленных государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Сказанное не умаляет значения отдельных органов в осуществлении определенных функций государства, поскольку иногда эти органы играют ведущую роль в решении основных задач государства (например, ведущая роль вооруженных сил в выполнении функции обороны страны от нападения извне).
Таким образом, функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.
Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.
Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его.
Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности.
Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.
Задачи и функции государства - явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять
В задачах государства определяются его социальное назначение, цель, достижению которой оно служит в тот или иной исторический период.
Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.
В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.
Не следует также смешивать функции государства с принципами его формирования и деятельности.