Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления организацией
1.1 Характеристика основных типов управления
1.2 Классификация принципов управления
1.3 Управление российскими предпприятиями на сегодняшний день
2. Характеристика фирмы ООО «Виктория»
2.3 Цели организации и требования к ним
Введение
Тема научно-исследовательской работы - особенности управления организациями в современных условиях и пути ее совершенствования. Актуальность выбранной мной темы связана, прежде всего, с тем, что человек работал и работает всегда и везде, например, в команде (сообществе, семье и т. д.), любая совместная работа не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление, в свою очередь, должно быть грамотным, хорошо спланированным и, конечно же, эффективным.
Функционирование современных организаций сталкивается со многими проблемами, некоторые из которых являются типичными и могут быть довольно просто решены специалистами, использующими традиционные технологии для разработки и внедрения решений. Для решения нетипичных (нестандартных) проблем требуются специальные технологии для разработки решений, и, наконец, решение некоторых проблем может быть не под силу как руководителям, так и специалистам. Совокупность таких проблем характеризует организацию как один из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления организацией, ее изучение и совершенствование - постоянная задача руководителя.
Оптимизация этих компонентов является основным направлением совершенствования системы управления. Эти компоненты очень важны, но они фиксируют определенный этап состояния системы управления и отражают только часть современной системы управления, которая должна включать элементы разработки, в том числе методологическую (управленческую) поддержку при разработке и внедрении решений.
Целью исследования является изучение особенностей управления организацией в современных условиях и разработка направлений совершенствования системы управления.
Исходя из поставленной цели, был определен ряд задач, которые необходимо решить:
1. Рассмотреть теоретические основы управления и исследовать современное состояние управления персоналом на российских предприятиях.
2. Провести анализ системы управления на конкретном примере;
3. Разработать основные направления совершенствования системы управления.
Объект курсовой работы – фирма ООО «Виктория».
Предмет курсовой работы: управление организацией и пути его совершенствования.
В курсовой работе использовались труды таких авторов: Томпсон, Абросимова, Герчигова, Файоль и другие.
1. Теоретические основы управления организацией
1.1 Характеристика основных типов управления
Организация как система управления персоналом - это динамично развивающаяся система, элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы.
Цели и задачи управления персоналом организации на практике совпадают в конечных результатах внедрения. Задачи как конечный результат производственной программы, цели - количественный и качественный показатель предприятия.
Теоретические основы управления организацией основаны на решении пяти взаимосвязанных задач:
Определение цели, долгосрочного направления движения и конкретной миссии, которую оно должно выполнить.
Преобразование стратегического видения и миссии в конкретные цели рабочей задачи.
Разработка стратегии для достижения ваших целей.
Квалифицированная и эффективная реализация и использование выбранной стратегии.
Оценка результатов работы, изучение новых тенденций и реализации корректирующих действий по отношению к долгосрочным направлениям развития, целям стратегии или методам ее реализации с учетом реального опыта, меняющихся условий, новых идей и возможностей. [1]
План управления охватывает все основные функции и подразделения организации: производство, закупки, финансы, маркетинг, управление персоналом, исследования и разработки. Каждый из них играет роль в управлении организацией. Если организация хочет, чтобы ее руководство было оценено как превосходное, она должна продемонстрировать отличную реализацию превосходной стратегии.
Существуют убедительные доказательства того, что «хорошее управление» должно быть строго связано с тем, насколько хорошо менеджеры разрабатывают и используют стратегию. Некоторые менеджеры создают отличные стратегии, но терпят неудачу в их реализации, другие успешно реализуют посредственные стратегии. Обе ситуации чреваты сбоями в работе. Для того чтобы работа организации была максимально эффективной, руководители должны сочетать способности хорошего разработчика стратегии и квалифицированного специалиста в их реализации. Чем более продуманна стратегия компании и чем более умело она используется, тем выше вероятность того, что компания достигнет хороших результатов в работе, активное внедрение эффективной стратегии является не только проверенным залогом успеха в бизнесе, но и лучший тест качества управления.
Однако хорошая стратегия в сочетании с ее хорошей реализацией не является гарантией того, что компания избежит периодов слабости или вялой работы. При определенных обстоятельствах усилия лидера требуют положительных результатов. Даже очень хорошо управляемая организация может столкнуться с неблагоприятными и непредсказуемыми обстоятельствами. Однако ни заявления типа «нам нужно больше времени», ни ссылки на неудачную комбинацию обстоятельств не могут оправдать неудовлетворительную работу, которая продолжается из года в год. Ответственность руководства заключается в принятии мер, направленных на компенсацию негативного воздействия неожиданно возникающих неблагоприятных условий посредством стратегической защиты и использования деловых подходов, которые помогут преодолеть последствия неблагоприятного стечения обстоятельств. Действительно, суть хорошей стратегии состоит в том, чтобы создать достаточно сильную рыночную позицию и такую организацию работы, которая может обеспечить успешную работу, несмотря на неожиданные события, интенсивную конкуренцию и внутренние проблемы. [2]
1.2 Классификация принципов управления
Важнейшей задачей в области управления предприятием является механизм, обеспечивающий рыночную ориентацию всей управленческой деятельности. На каждом предприятии необходимо создать механизм постоянного и глубокого изучения рынка своей продукции, поиска своей ниши на этом рынке, а также консолидации и сохранения этой ниши. Маркетинг, исследование рынка и адаптация производства к его требованиям должны стать основной сферой деятельности руководителей предприятий. Усиление механизма рыночной ориентации требует коренной трансформации управленческих структур предприятия, которые должны быть построены таким образом, чтобы сосредоточиться на маркетинге, снижении производственных затрат и увеличении прибыльности, мотивации сотрудников, разработке инвестиционных и бизнес-планов, работе с деловыми партнерами. Необходимо изменить подходы и методы управления. Теперь инициатива снизу выходит на первый план, доверие к рядовому и среднему персоналу. Вовлечение исполнителя в процесс принятия решений предполагает нарушение жесткой иерархии, всестороннее развитие горизонтальных и неформальных связей и отсутствие строгого регулирования. Главное - максимизировать развитие личностных качеств сотрудников, ориентироваться на их уникальность, что должно послужить ключом к достижению конечных целей.
Принцип согласованности и сложности является одним из ключевых принципов управления предприятием. Система, включающая объединение частей в единое целое, свойства которых могут отличаться от свойств составных частей. У любой организации есть система.
Возникновение - означает несоответствие между целями организации и целями ее составных частей. Например, цель корпорации - максимизировать прибыль при минимальных затратах на рабочую силу. Подсистема «персонал» руководствуется целью максимизации заработной платы при минимизации затрат на электроэнергию. Мастерство лидеров заключается в умении сглаживать такие противоречия.
Университет - однонаправленное действие, объединение усилий в системе, которые приводят к увеличению (умножению) конечного результата. В управлении организацией Университет означает сознательную однонаправленную деятельность всех членов команды (подразделений) для достижения общей цели. Многие фирмы тратят огромные суммы денег на поиск источников синергии. Синергетика изучает законы упорядочения и самоорганизации частей системы из состояния хаоса. Усиление синергизма в организации осуществляется, прежде всего, за счет грамотной работы с персоналом. Менеджмент должен иметь информацию о психологии и социальной структуре работников (образование, возраст, пол, национальность, семейное положение и т. д.), их этике, отношениях, нравах и обычаях, традициях и культуре, на основе которых создается эффективная организация.
Мультипликативность - это управляющие действия или элементарные процессы, направленные на увеличение эффективности системы. Например, реконструкция производства позволила компании добиться резкого увеличения прибыли, позволила увеличить долю средств, выделяемых на инвестиции, а также увеличить объем и ассортимент продукции. В будущем, по мере усложнения организационной структуры, в компании растет бюрократический аппарат, замедляется реакция на новые требования рынка и условия окружающей среды, а его рыночные позиции быстро ухудшаются (мультипликативно).
Таким образом, мультипликативность может быть как положительной, так и отрицательной. Отрицательная мультипликативность означает быстрое развитие разрушительных организационных процессов, система стремится к состоянию хаоса и постепенно саморазрушается. Следующие факторы способствуют положительной мультипликативности системы: относительная простота организации (и ее систем управления), соответствие коммуникативной структуры организации целям и задачам и качество персонала. Когда разрушительные процессы в организации начинают расти, очень важно не суетиться, избегать быстрых и часто необдуманных решений, а попытаться скорректировать ход разрушительного процесса, понять его драматизм и значение. Очень важно четко понимать время, когда нужно принимать ответственные решения. Опытные менеджеры обладают этим качеством.
Устойчивость. Стабильность системы может быть нарушена при разумном усложнении или упрощении организационной структуры. Опыт управления показывает, что для повышения стабильности работы, как правило, необходимо исключить избыточные звенья или управляющие подсистемы и значительно реже добавлять новые. На устойчивость организации влияют внешние факторы (например, инфляция, спрос, отношения с партнерами и государством). Чтобы повысить устойчивость работы, необходимо быстро перестроить коммуникации организации в соответствии с новыми целями и задачами. Адаптивность - способность организации адаптироваться к новым внешним условиям, возможность саморегуляции и восстановления устойчивой деятельности.
Централизация - речь идет о свойствах системы, управляемой из единого центра, когда все части организации управляются командами из центра и пользуются заранее определенными правами. В коллективе централизация осуществляется лидером, лидером, менеджером; на предприятиях - администрация, аппарат управления;
Совместимость - функциональная совместимость и функциональная совместимость частей системы. На уровне предприятия часто возникают конфликты интересов организации и потребностей ее подразделений. Например, руководство компании может принять решение направить большую часть прибыли, полученной одним подразделением, на развитие другого, что в настоящее время невыгодно. Если в долгосрочной перспективе нет конфликтов, мы можем говорить о хорошей совместимости работы.
Свойство «обратная связь». Фундаментальным свойством больших систем является установление обратных связей, суть которых заключается в том, что информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или ее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, которые она включает). Для системы производства принцип обратной связи работает следующим образом. Выходная информация, например, показатели экономической деятельности, под воздействием различных обстоятельств постоянно меняются во времени, руководство постоянно анализирует и сравнивает их с целями (система ввода). На основании результатов сравнения принимаются управленческие решения, которые корректируют систему (при необходимости), что обеспечивает адаптивность системы (адаптация ее к новым условиям работы) и скорость (гибкость) ее управления.
Принцип согласованности и сложности подразумевает способность видеть наиболее значительный комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем, которые являются частью организации.