Файл: Понятие пенсии по случаю потери кормильца (Размер пенсии по случаю потери кормильца).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Потеря кормильца - это не только боль от потери близкого человека, но и потеря источника средств к существованию. Это особенно касается нетрудоспособных иждивенцев кормильца.

Право на социальное обеспечение является общечеловеческим правом, и оно приобретает особое значение для лиц, которые по различным причинам потеряли источник средств к существованию.

Конституция России (ст.39) предоставляет гарантии каждому в виде социального обеспечения в случае потери кормильца. Реализация гарантий осуществляется через федеральные законы, касающиеся, в частности выплаты пенсий. Так как имеется несколько законов, регулирующих данные правоотношения, выбор применимого закона зависит от статуса кормильца. Одним из возможных видов назначения пенсий по потери кормильца являются государственные пенсии.

Цель исследования раскрыть вопросы государственного пенсионного обеспечение по случаю потери кормильца, возникающие проблемы в данной сфере и направления их разрешения.

Задачи исследования:

- раскрыть значение потери кормильца как правового основания для назначения государственной пенсии;

-дать характеристику понятие и условий назначения пенсии по случаю потери кормильца;

-раскрыть размер пенсии по случаю потери кормильца в г. Москве, как субъекте РФ.;

- охарактеризовать порядок начисления пенсии по случаю потери кормильца

-провести анализ судебной практики по вопросам установления страховых пенсий по случаю потери кормильца;

- рассмотреть правовые проблемы пенсионного обеспечения семей потерявших кормильца

Объект исследования ­– общественные отношения, возникающие в связи с назначением и выплатами государственной пенсии по потери кормильца.

Предмет исследования ­– нормативно-правовые акты, судебная практика, практика Пенсионного фонда РФ, а также учебно-методическая литература и научные статьи по вопросам государственных пенсий по потери кормильца.

Теоретическую основу ова исследования составили труды российский ученых, специалистов в области права социального обеспечения и в частности пенсионного права как подотрасли ПСО, таких, как: Белянинова, Ю. В. , Гусова К.Н., Захарова Н.А., Мамиек Л.А., Сивакова И.В. и другие.

Методология исследования. В процессе написания работы применялись такие методы, как: изучение и анализ научной и юридической литературы; сравнение; конкретизация; аналогия; классификация; обобщение; специально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования.


Нормативная основа исследования заключается в анализе следуюших Федеральных законов: Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018)"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 20.12.2017, с изм. от 11.12.2018) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей, Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 27.12.2018)"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Исходя из цели и задач выпускной квалификационной работы она имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Общие положения о государственной пенсии по случаю потери кормильца

1.1 Потеря кормильца как правое основание для назначения государственной пенсии

Право на государственную пенсию по случаю потери кормильца возникает при наличии сложного юридического состава, включающего по общему правилу следующие юридические факты: потеря физического лица (кормильца); принадлежность к членам его семьи; нетрудоспособность члена семьи; его иждивенство. Проанализируем подробно данные аспекты.

Считать, что основанием права на рассматриваемый вид пенсионного обеспечения, судя по его назва­нию, является факт смерти кормильца, не следует, поскольку сам по себе данный факт автоматически без учета иных юридически значимых об­стоятельств соответствующего права еще не порождает.

Для возникнове­ния этого права, наряду с установлением факта смерти гражданина, тре­буется также доказать (обосновать), что:

-умерший гражданин при жизни выступал в качестве кормильца в отношении строго определенного законом круга физических лиц, а эти лица, в свою очередь, должны быть признаны его иждивенцами;


-круг (перечень) таких иждивенцев ограничивается членством в со­ставе семьи, т.е. наличием брачно-семейных отношений этих лиц с умер­шим гражданином. Согласно законодательству семья - это лица, связан­ные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство .

- некоторые члены семьи умершего кормильца признаются субъектами права на пенсию лишь при условии, что они являются нетрудоспособными[1].

Каждый из перечисленных выше юридических фактов, взятый вне связи с другими, права на пенсию не дает. Эти факты, которые следует рассматривать в качестве условий права на пенсию, «работают» лишь в своей совокупности и именно их совокупность выступает в качестве основания права на пенсию по случаю потери кормильца.

На данное об­стоятельство следует обратить особое внимание, ибо оно определяет наиболее важную особенность основания права на пенсию рассматри­ваемого вида. Поэтому, например, смерть отца не может служить основа­нием для назначения пенсии его сыну, если последний трудоспособен, не признан инвалидом, хотя по каким-то причинам находился на иждивении умершего. Точно так же нрава на пенсию не возникает у таких членов семьи умершего кормильца, как его дядя и тетя, племянники и племян­ницы, поскольку они, даже в том случае, если и находились на его ижди­вении, проживали совместно и вели совместное хозяйство, не отнесены в силу закона к числу лиц, имеющих права на пенсию.

Для более глубокого понимания сущности рассматриваемого вида пенсий необходимо проанализировать каждое условие в той же последовательности, в которой они были изложены выше.

Как уже отмечалось, для назначения пенсии данного вида, прежде всего, требуется установление факта потери кормильца. Под потерей кормильца понимается его биологическая (физиологическая) смерть либо смерть лишь предполагаемая, условная. Под биологической смертью по­нимается «необратимое прекращение биологических процессов в клетках и тканях организма человека»[2]. Официальным подтверждением факта физиологической смерти является свидетельство о смерти гражданина, которое выдается органами регистрации актов гражданского состояния.

Признание умершим - это лишь предполагаемый факт гибели человека, который устанавливается актами судебных органов. Суд может признать гражданина умершим при условии, что в месте его жительства нет сведе­ний о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вес­ти при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая, — в течение шести меся­цев (ст. 45 ГК РФ)[3]. Такие же последствия для цели пенсионного обеспе­чения по случаю потери кормильца порождает факт признания гражда­нина безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ), а для лиц, проходивших военную службу, факт их признания безвестно пропавшим.


При изуче­нии факта смерти человека следует иметь в виду, что этот факт имеет безусловный характер, т.е. из него не делается никаких исключений, а это значит, что при жизни кормильца никому из его иждивенцев пенсия дан­ного вида назначенной быть не может.

Закрепляя другие условия права на пенсию по случаю потери кормильца в качестве общеобязательных требований к соответствующим претендентам, законодатель, тем не ме­нее, делает из них ряд исключений.

Например, студенты, получающие образование по дневной форме обучения, являются трудоспособными гражданами, но они, тем не менее, имеют права на рассматриваемый вид пенсии до достижения ими возрас­та 23 лет. Следовательно, по отношению к ним сделано исключение из общего правила, согласно которому правом на пенсию обладают только нетрудоспособные граждане. Аналогичное исключение сделано и в от­ношении родителей военнослужащих по призыву.

После подтверждения факта смерти лица (представление в органы пенсионного обеспечения свидетельства о смерти или решения суда) не­обходимо представить доказательства факта нахождения на его ижди­вении, так как закон «говорит» о смерти не любого лица, а именно кор­мильца.

Важным аспектом является прямое указание в ст. 13 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» о том, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом[4].

Соответственно приобретает важное значение определение понятия иждивенец.

Иждивенцами с точки зрения пенсионного права признаются категории граждан: которые при жизни находились на полном содержании кормильца, т.е. получали от последнего все необходимое и достаточное для естественного существо­вания и не имели возможности для самообеспечения, например в силу малолетнего или престарелого возраста, состояния здоровья.

Факт нахождения на иждивении требует доказательств, и исключение из него сделано лишь для несовершеннолетних, иждивение которых презюмируется. Закон не определяет виды и форму доказательств этого фак­та, поэтому для достижения указанной цели заинтересованные в получе­нии пенсии лица могут представлять в органы пенсионного обеспечения самые различные документы; не исключаются, по нашему мнению, и свидетельские показания. Таким образом, доказательство факта иждиве­ния является свидетельством того, что умерший являлся кормильцем, что и соответствует как смысловому, так и сугубо правовому пониманию словосочетания «потеря кормильца».


Кормилец при жизни мог оказывать помощь, в том числе и сущест­венную, а также взять на свое содержание самые различные категории физических лиц. Как правило, это близкие родственники по восходящей и нисходящей линии, в этом качестве могут выступать и дальние родст­венники, а также лица, не состоящие с ним в родственных отношениях. Однако далеко не каждый человек, находившийся на иждивении умерше­го, может быть признан субъектом права на пенсию по случаю потери кормильца. Закон ограничивает круг соответствующих субъектов указа­нием на то, что они должны быть членами семьи умершего гражданина.

В состав семьи могут входить лица, связанные между собой как отноше­ниями родства, так и свойства. Но закон определяет, что правом на пен­сию обладают только лица, находящиеся с умершим в родственных свя­зях, и тем самым еще более ограничивает круг субъектов права на пен­сию по сравнению с контингентом граждан, которые могли или фактиче­ски находились на иждивении умершего. Из сказанного следует, что зна­чение словосочетания «потеря кормильца» при его применении в пенси­онном законодательстве претерпевает существенное изменение, в связи с чем для его правильного понимания необходимо прежде всего обратить­ся к анализу буквы закона.

Констатацией того, что субъектом права на пенсию по случаю потери кормильца могут выступать только родственники умершего, исследова­ние субъектного состава данного вида пенсионирования не ограничива­ется. Дело в том, что в реальной жизни, как уже было отмечено, могли находиться различные категории родственников, как близкие, так и даль­ние. Но далеко не все они могут выступать в качестве потенциальных пенсионеров. Конкретное определение таких категорий родственников, проживающих с умершим кормильцем одной семьей, возможно лишь при строгом следовании нормам действующего пенсионного законодательст­ва, которое, в отличие от законодательства семейного, налогового и на­следственного и других, распределяет их на четыре группы[5].

Эти группы сформированы законодателем уже давно, являются достаточно устояв­шимися общностями.

В основу комплектации этих групп традиционно положены следующие обстоятельства:

а) степень родства с умершим кормильцем;

б) объективно заложенные в каждом человеке способности и возможности к самообеспечению, которые, в свою очередь, обусловле­ны

в) физиологическим, в том числе возрастным, состоянием организма.