Файл: Понятие пенсии по случаю потери кормильца (Потеря кормильца как правое основание).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о государственной пенсии по случаю потери кормильца
1.1 Потеря кормильца как правое основание для назначения государственной пенсии
1.2 Понятие и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца
2.1 Размер пенсии по случаю потери кормильца в г. Москве, как субъекте РФ
Введение
Потеря кормильца - это не только боль от потери близкого человека, но и потеря источника средств к существованию. Это особенно касается нетрудоспособных иждивенцев кормильца.
Право на социальное обеспечение является общечеловеческим правом, и оно приобретает особое значение для лиц, которые по различным причинам потеряли источник средств к существованию.
Конституция России (ст.39) предоставляет гарантии каждому в виде социального обеспечения в случае потери кормильца. Реализация гарантий осуществляется через федеральные законы, касающиеся, в частности выплаты пенсий. Так как имеется несколько законов, регулирующих данные правоотношения, выбор применимого закона зависит от статуса кормильца. Одним из возможных видов назначения пенсий по потери кормильца являются государственные пенсии.
Цель исследования раскрыть вопросы государственного пенсионного обеспечение по случаю потери кормильца, возникающие проблемы в данной сфере и направления их разрешения.
Задачи исследования:
- раскрыть значение потери кормильца как правового основания для назначения государственной пенсии;
-дать характеристику понятие и условий назначения пенсии по случаю потери кормильца;
-раскрыть размер пенсии по случаю потери кормильца в г. Москве, как субъекте РФ.;
- охарактеризовать порядок начисления пенсии по случаю потери кормильца
-провести анализ судебной практики по вопросам установления страховых пенсий по случаю потери кормильца;
- рассмотреть правовые проблемы пенсионного обеспечения семей потерявших кормильца
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с назначением и выплатами государственной пенсии по потери кормильца.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, судебная практика, практика Пенсионного фонда РФ, а также учебно-методическая литература и научные статьи по вопросам государственных пенсий по потери кормильца.
Теоретическую основу ова исследования составили труды российский ученых, специалистов в области права социального обеспечения и в частности пенсионного права как подотрасли ПСО, таких, как: Белянинова, Ю. В. , Гусова К.Н., Захарова Н.А., Мамиек Л.А., Сивакова И.В. и другие.
Методология исследования. В процессе написания работы применялись такие методы, как: изучение и анализ научной и юридической литературы; сравнение; конкретизация; аналогия; классификация; обобщение; специально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования.
Нормативная основа исследования заключается в анализе следуюших Федеральных законов: Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018)"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 20.12.2017, с изм. от 11.12.2018) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей, Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 27.12.2018)"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Исходя из цели и задач выпускной квалификационной работы она имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Общие положения о государственной пенсии по случаю потери кормильца
1.1 Потеря кормильца как правое основание для назначения государственной пенсии
Право на государственную пенсию по случаю потери кормильца возникает при наличии сложного юридического состава, включающего по общему правилу следующие юридические факты: потеря физического лица (кормильца); принадлежность к членам его семьи; нетрудоспособность члена семьи; его иждивенство. Проанализируем подробно данные аспекты.
Считать, что основанием права на рассматриваемый вид пенсионного обеспечения, судя по его названию, является факт смерти кормильца, не следует, поскольку сам по себе данный факт автоматически без учета иных юридически значимых обстоятельств соответствующего права еще не порождает.
Для возникновения этого права, наряду с установлением факта смерти гражданина, требуется также доказать (обосновать), что:
-умерший гражданин при жизни выступал в качестве кормильца в отношении строго определенного законом круга физических лиц, а эти лица, в свою очередь, должны быть признаны его иждивенцами;
-круг (перечень) таких иждивенцев ограничивается членством в составе семьи, т.е. наличием брачно-семейных отношений этих лиц с умершим гражданином. Согласно законодательству семья - это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство .
- некоторые члены семьи умершего кормильца признаются субъектами права на пенсию лишь при условии, что они являются нетрудоспособными[1].
Каждый из перечисленных выше юридических фактов, взятый вне связи с другими, права на пенсию не дает. Эти факты, которые следует рассматривать в качестве условий права на пенсию, «работают» лишь в своей совокупности и именно их совокупность выступает в качестве основания права на пенсию по случаю потери кормильца.
На данное обстоятельство следует обратить особое внимание, ибо оно определяет наиболее важную особенность основания права на пенсию рассматриваемого вида. Поэтому, например, смерть отца не может служить основанием для назначения пенсии его сыну, если последний трудоспособен, не признан инвалидом, хотя по каким-то причинам находился на иждивении умершего. Точно так же нрава на пенсию не возникает у таких членов семьи умершего кормильца, как его дядя и тетя, племянники и племянницы, поскольку они, даже в том случае, если и находились на его иждивении, проживали совместно и вели совместное хозяйство, не отнесены в силу закона к числу лиц, имеющих права на пенсию.
Для более глубокого понимания сущности рассматриваемого вида пенсий необходимо проанализировать каждое условие в той же последовательности, в которой они были изложены выше.
Как уже отмечалось, для назначения пенсии данного вида, прежде всего, требуется установление факта потери кормильца. Под потерей кормильца понимается его биологическая (физиологическая) смерть либо смерть лишь предполагаемая, условная. Под биологической смертью понимается «необратимое прекращение биологических процессов в клетках и тканях организма человека»[2]. Официальным подтверждением факта физиологической смерти является свидетельство о смерти гражданина, которое выдается органами регистрации актов гражданского состояния.
Признание умершим - это лишь предполагаемый факт гибели человека, который устанавливается актами судебных органов. Суд может признать гражданина умершим при условии, что в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая, — в течение шести месяцев (ст. 45 ГК РФ)[3]. Такие же последствия для цели пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца порождает факт признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ), а для лиц, проходивших военную службу, факт их признания безвестно пропавшим.
При изучении факта смерти человека следует иметь в виду, что этот факт имеет безусловный характер, т.е. из него не делается никаких исключений, а это значит, что при жизни кормильца никому из его иждивенцев пенсия данного вида назначенной быть не может.
Закрепляя другие условия права на пенсию по случаю потери кормильца в качестве общеобязательных требований к соответствующим претендентам, законодатель, тем не менее, делает из них ряд исключений.
Например, студенты, получающие образование по дневной форме обучения, являются трудоспособными гражданами, но они, тем не менее, имеют права на рассматриваемый вид пенсии до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, по отношению к ним сделано исключение из общего правила, согласно которому правом на пенсию обладают только нетрудоспособные граждане. Аналогичное исключение сделано и в отношении родителей военнослужащих по призыву.
После подтверждения факта смерти лица (представление в органы пенсионного обеспечения свидетельства о смерти или решения суда) необходимо представить доказательства факта нахождения на его иждивении, так как закон «говорит» о смерти не любого лица, а именно кормильца.
Важным аспектом является прямое указание в ст. 13 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» о том, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом[4].
Соответственно приобретает важное значение определение понятия иждивенец.
Иждивенцами с точки зрения пенсионного права признаются категории граждан: которые при жизни находились на полном содержании кормильца, т.е. получали от последнего все необходимое и достаточное для естественного существования и не имели возможности для самообеспечения, например в силу малолетнего или престарелого возраста, состояния здоровья.
Факт нахождения на иждивении требует доказательств, и исключение из него сделано лишь для несовершеннолетних, иждивение которых презюмируется. Закон не определяет виды и форму доказательств этого факта, поэтому для достижения указанной цели заинтересованные в получении пенсии лица могут представлять в органы пенсионного обеспечения самые различные документы; не исключаются, по нашему мнению, и свидетельские показания. Таким образом, доказательство факта иждивения является свидетельством того, что умерший являлся кормильцем, что и соответствует как смысловому, так и сугубо правовому пониманию словосочетания «потеря кормильца».
Кормилец при жизни мог оказывать помощь, в том числе и существенную, а также взять на свое содержание самые различные категории физических лиц. Как правило, это близкие родственники по восходящей и нисходящей линии, в этом качестве могут выступать и дальние родственники, а также лица, не состоящие с ним в родственных отношениях. Однако далеко не каждый человек, находившийся на иждивении умершего, может быть признан субъектом права на пенсию по случаю потери кормильца. Закон ограничивает круг соответствующих субъектов указанием на то, что они должны быть членами семьи умершего гражданина.
В состав семьи могут входить лица, связанные между собой как отношениями родства, так и свойства. Но закон определяет, что правом на пенсию обладают только лица, находящиеся с умершим в родственных связях, и тем самым еще более ограничивает круг субъектов права на пенсию по сравнению с контингентом граждан, которые могли или фактически находились на иждивении умершего. Из сказанного следует, что значение словосочетания «потеря кормильца» при его применении в пенсионном законодательстве претерпевает существенное изменение, в связи с чем для его правильного понимания необходимо прежде всего обратиться к анализу буквы закона.
Констатацией того, что субъектом права на пенсию по случаю потери кормильца могут выступать только родственники умершего, исследование субъектного состава данного вида пенсионирования не ограничивается. Дело в том, что в реальной жизни, как уже было отмечено, могли находиться различные категории родственников, как близкие, так и дальние. Но далеко не все они могут выступать в качестве потенциальных пенсионеров. Конкретное определение таких категорий родственников, проживающих с умершим кормильцем одной семьей, возможно лишь при строгом следовании нормам действующего пенсионного законодательства, которое, в отличие от законодательства семейного, налогового и наследственного и других, распределяет их на четыре группы[5].
Эти группы сформированы законодателем уже давно, являются достаточно устоявшимися общностями.
В основу комплектации этих групп традиционно положены следующие обстоятельства:
а) степень родства с умершим кормильцем;
б) объективно заложенные в каждом человеке способности и возможности к самообеспечению, которые, в свою очередь, обусловлены
в) физиологическим, в том числе возрастным, состоянием организма.