Файл: Принятие управленческого решения как организационный процесс (анализ принятия управленческого решения как организационный процесс).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса разработки и принятия управленческих решений
1.1. Понятие и сущность управленческого решения
1.2. Методы принятия управленческих решений
1.3. Условия разработки управленческих решений
Глава 2. Анализ процесса разработки и принятия управленческих решений в компании
2.1. Общая характеристика компании
2.2. Процесс подготовки управленческих решений при освоении новых рынков сбыта продукции
Глава 3. Повышение эффективности процесса разработки и принятия управленческих решений
3.1. Выбор метода принятия управленческих решений
3.2. Процесс принятия управленческого решения с использованием дерева решений
Первый блок включает в себя следующие модели:
1. Динамическую модель подготовки управленческих решений по формированию дилерской сети предприятия [Y1].
2. Нечеткомножественную модель подготовки управленческих решений по формированию дилерской сети предприятия на основе предпочтений потребителей [ Х2 ].
Второй блок позволит сформировать ассортимент продукции предприятия при освоении новых рынков сбыта продукции на основе следующих моделей:
1. Модели подготовки управленческих решений по формированию ассортимента продукции предприятия на основе требований дилеров [ Х1 ].
2. Модели подготовки управленческих решений по формированию ассортимента продукции предприятия на основе предпочтений потребителей [ Х3 ] и [ Х4 ].
Модифицированная модель подготовки управленческих решений по формированию ассортимента продукции предприятия на основе предпочтений потребителей [ Х4 ], в которой по сравнению с моделью [ Х3 ] вместо требований потенциальных потребителей выступают характеристики продукции, что позволяет определять структуру требований унифицированно для всех потенциальных потребителей. Практика экспериментального использования моделей [ Х3 ] и [ Х4 ] показывает относительно небольшой разброс в результатах их реализации, что подтверждает целесообразность синтезированного использования этих моделей.
Следует отметить, что нечеткомножественные модели подготовки управленческих решений в ООО «Берг» при освоении новых рынков сбыта продукции [ Х1 ], [ Х2 ], [ Х3 ] и [ Х4 ] взаимосвязаны на информационном уровне. Исходя из этого с целью минимизации затрат на сбор исходных данных для реализации отмеченных моделей целесообразно их синтезированное практическое внедрение, концептуальная схема которого представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Концептуальная схема синтеза нечеткомножественных моделей принятия решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции
На основании этого укрупненную схему синтеза моделей, основанную на предложенной в настоящей работе концепции синтеза нечеткомножественных, динамических и оптимизационных моделей подготовки управленческих решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции, можно представить в виде рисунка 6.
Рисунок 6 - Концептуальная схема синтеза моделей подготовки управленческих решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции
Из рисунка 6 видно, что основным элементом концепции синтеза моделей подготовки управленческих решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции является построение синтезированной динамической и нечеткомножественной модели подготовки управленческих решений по формированию дилерской сети предприятия и синтезированной нечеткомножественной модели подготовки управленческих решений по формированию ассортимента продукции предприятия.
Для детального анализа рисунка 6 необходимо раскрыть суть некоторых показателей, а именно:
- интегрированная матрица R’ характеризует количественный состав сети сбыта ООО «Берг» при освоении новых рынков сбыта продукции; интегрированная матрица R характеризует ассортимент плана выпуска продукции при освоении предприятием новых рынков сбыта;
- в состав оптимального ассортимента выпуска продукции предприятия по каждой позиции не включаются те виды продукции, для которых показатель верификации Zi=>0.
Предложенная концепция синтеза моделей подготовки управленческих решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции представляет собой законченный экономико-математический и программно-информационный инструментарий, который дает возможность руководящему звену ООО «Берг» принимать обоснованные и оперативные управленческие решения, направленные на формирование востребованной производственной программы и результативной сети сбыта при освоении новых рынков сбыта продукции.
Глава 3. Повышение эффективности процесса разработки и принятия управленческих решений
3.1. Выбор метода принятия управленческих решений
Основной целью деятельности ООО «Берг» является получение прибыли. При разработке управленческих решений руководство организации должно учитывать причинно-следственные связи: цель достигается определенными средствами, результаты обеспечиваются некоторыми затратами, следствие является итогом ряда причин.
Для разработки представленного метода принятия производственных решений следует определить следующие понятия и процедуры :
1. Ключевые элементы – качественные, количественные и логические элементы исследуемого объекта, в свойствах и признаках которых содержится возможность достижения сформулированной цели.
2. Выбор ключевых элементов – это процесс выделения ключевых элементов из оставшихся выявленных элементов анализируемого объекта.
3. Ядро решения представляет собой совокупность ключевых элементов. Это «композит», образованный из ключевых элементов со своими свойствами, признаками и связями между ними. Окончательный вид оно приобретет после выявления и установления связи между образовавшими его ключевыми элементами и отношения их свойств к сформулированной цели.
4. Конструирование решения. Процесс, в котором выполняется модификация и развитие ключевых элементов во взаимодействии между собой, без выявления недостатков для их устранения.
Конструирование решения – процесс развития и модификации ядра решения. Решение – это выбор, и в разработанном методе он происходит на уровне элементов. Далее решение достраивают, придавая ему окончательный вид и конструируя на основе ядра решения. Как справедливо отмечают исследователи , процесс выработки решения представляет собой творческий акт. Однако в данном процессе творчество ограничено определенными правилами. Здесь основой конструкции является ядро решения, а материалом для конструирования служат свойства и связи элементов объекта. Кроме того, при конструировании решения следует идти путем развития ключевых элементов в их взаимодействии между собой, не стремясь выявлять недостатки с целью их последующего устранения. Недостатки будут устраняться в процессе конструирования производственного управленческого решения.
В процессе конструирования производственного решения отсекаются части элементов, мешающие достижению поставленной цели. Если какие-то части элементов слабо работают на достижение цели, их уточняют. Часто требуется создать дополнительные связи и даже элементы, которых не хватает в управляемом объекте для выполнения им функций, соответствующих поставленной цели. В качестве инструмента конструирования можно использовать фонд эвристических приемов. Целиком разработанный на основе системного подхода алгоритм принятия решений содержит семь последовательных шагов:
Осознание проблемы – Формулирование цели – Системный анализ объекта выявления составляющих его элементов – Целевой анализ выявленных элементов, свойств и признаков – Выбор ключевых элементов и выбор решения – Конструирование ядра решения – Принятие и реализация решения.
Предложенный метод выработки решения позволил исключить из алгоритма разработку вариантов решения и цикличность. Нет необходимости дополнительно разрабатывать критерии для выбора из нескольких решений наиболее подходящего.
Поскольку предложенный метод принятия решений наиболее полно соответствует требованиям, предъявляемым к современным методам принятия управленческих решений в промышленности, рекомендуем его в качестве основного метода принятия решений при управлении финансовым состоянием промышленного предприятия.
3.2. Процесс принятия управленческого решения с использованием дерева решений
Рассмотрим принятия генеральным директором ООО «Берг» решения о целесообразности приобретения станка М1 либо станка М2. Станок М2 более экономичен, что обеспечивает больший доход на единицу продукции, вместе с тем он более дорогой и требует относительно больших накладных расходов (таблица 3).
Таблица 3
Сравнительная характеристика станков
Постоянные расходы |
Операционный доход на единицу продукции |
|
Станок М1 |
15000 |
20 |
Станок М2 |
21000 |
24 |
Процесс принятия решения может быть выполнен в несколько этапов:
Этап 1. Определение цели. В качестве критерия выбирается максимизация математического ожидания прибыли.
Этап2. Определение набора возможных действий для рассмотрения и анализа (контролируются лицом, принимающим решение).
Генеральный директор может выбрать один из двух вариантов:
а1 = (покупка станка М1)
а2 = (покупка станка М2)
Этап 3. Оценку возможных исходов и их вероятностей осуществляет финансовый менеджер. Возможные варианты годового спроса на продукцию и соответствующие им вероятности выстраиваются в следующий ряд:
х1 = 1200 единиц с вероятностью 0,4
х2 = 2000 единиц с вероятностью 0,6
Этап 4. Оценка математического ожидания возможного дохода (рисунок 7):
Е (Да) = 9000*0. 4+25000*0. 6 = 18600
Е (Дб) = 7800*0. 4+27000*0. 6 = 19320
Рисунок 7 - Оценка математического ожидания возможного дохода
Таким образом, вариант с приобретением станка М2 экономически более целесообразен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования достигнута цель курсовой работы – проведен анализ процесса принятия управленческих решений.
В работе решены все поставленные задачи:
- определены теоретические основы процесса принятия управленческих решений;
- проведен анализ процесса принятия управленческих решений в ООО «Берг»;
- разработаны рекомендации по повышению эффективности процесса принятия управленческих решений.
Современная экономическая ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности и риска. Учитывая этот факт, важной функцией управления предприятием становится умение предвидеть возможности появления проблемных ситуаций, которые негативно повлияют на работу и развитие предприятия, необходимо также и наличие механизмов решения этих проблемных ситуаций, помогающих избежать убытков с помощью имеющихся ресурсов и возможностей.
Каждое стратегическое решение принимается согласно определенным предположениям о разных факторах с учетом риска тех альтернатив, которые анализируются. Менеджеры могут придерживаться разных подходов к принятию решений - осторожных, умеренных или рисковых. Аналитик, который готовит информацию для принятия решений, должен это учитывать и предлагать не только несколько вариантов прогнозов, но и несколько вариантов решений.
Анализ и принятие управленческих решений в условиях неопределенности, как ситуация разработана в теории, однако, на практике формализованные алгоритмы анализа применяются достаточно редко. Основная трудность здесь состоит в том, что невозможно оценить вероятности исходов, что расширяет применение критериев оценки:
- максимин (максимизация минимальной прибыли)
- минимакс (минимизация максимальных потерь)
- максимакс (максимизация максимальной прибыли) и др.
Анализ и принятие управленческих решений в условиях конфликта — как наиболее сложный и мало разработанный с практической точки зрения анализ, зависящий от рефлексии участников ситуации. Подобные ситуации рассматриваются в теории игр. Безусловно на практике эта и предыдущая ситуация встречаются достаточно часто. В таких случаях их пытаются свести к одной из первых двух ситуаций либо используют для принятия решения неформализованные методы, использование которых прогнозирует финансовую стабильность фирмы. Оценки, полученные в результате применения формализованных методов, являются лишь базой для принятия окончательного решения; корректировка которых может осуществляться на основе дополнительных критериев, в том числе и неформального характера.