Файл: Принятие управленческого решения как организационный процесс (анализ принятия управленческого решения как организационный процесс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что степень обоснованности управленческих решений в значительной мере зависит от качества используемых для этих целей прогнозных моделей. В свою очередь, качество моделей определяется тем, насколько полно она отражает как природу процесса управления, так и специфику деловой среды, т.е. речь идет, фактически, об адекватности используемой модели.

Рыночная среда требует корректировки не только текущих целей и задач деятельности предприятия при освоении новых рынков сбыта продукции, но и приемов подготовки и принятия управленческих решений.

Поэтому процесс подготовки и принятия управленческих решений в современных условиях должен рассматриваться как инструмент адаптации предприятия к требованиям конъюнктуры рынка, а сами управленческие решения должны быть максимально адекватными условиям внешней и внутренней экономической среды предприятия.

Цель курсовой работы – анализ принятия управленческого решения как организационный процесс.

Задачи курсовой работы:

- определить теоретические основы процесса разработки и принятия управленческих решений;

- провести анализ процесса разработки и принятия управленческих решений в компании;

- разработать рекомендации по повышению эффективности процесса разработки и принятия управленческих решений.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Берг».

Предмет исследования – процесс принятия управленческих решений в ООО «Берг».

Глава 1. Теоретические основы процесса разработки и принятия управленческих решений

1.1. Понятие и сущность управленческого решения

Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели [4, c.103]. Практически каждое управленческое решение отражает индивидуальность его инициатора и систему его ценностей.


Через управленческие решения в предпринимательских структурах решаются проблемы и вопросы развития таких ее элементов, как: маркетинг, финансы, производство, персонал, логистика, НИОКР (рисунок 1).

Рисунок 1 -Типология предпринимательских решений

Исходя из этого, выбирать технологию процесса разработки и принятия решения нужно осторожно.

Руководители существенно различаются по способностям к разработке управленческих решений. Частично это обусловлено различиями в знаниях, в жизненном и профессиональном опыте, однако наиболее существенное влияние на разработку управленческих решений оказывают психологические факторы:

1. Особенности мышления (логика, скорость мышления, пространственное мышление, творческие способности и др.).

2. Мотивация, выражающаяся в степени заинтересованности или незаинтересованности в принятии тех или иных решений.

3. Личностные особенности (коммуникабельность, тревожность, уровень самооценки, личностная зрелость и др.).

4. Деловые качества (инициативность, настойчивость, ответственность, самостоятельность и др.).

5. Особенности восприятия рассматриваемых проблем.

6. Ценности и установки, лежащие в основе системы приоритетов и предрасположенности к конкретным действиям, к принятию определенных решений.

7. Этические принципы, которых придерживается руководитель (справедливость, внимание к людям, честность и др.) [11, c.162].

Также на разработку управленческих решений оказывают личные качества руководителя.

Подходы к процессу принятия управленческих решений, как и сами решения, могут быть классифицированы по ряду признаков.

В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно выделить четыре модели принятия решений:

- модель «личностно ограниченной рациональности»;

- рациональная модель;

- политическая модель;

- модель «организационно ограниченной рациональности».

Наконец, на практике выделяются такие подходы к принятию решений, которые классифицируются как системный; модельный и группа организационных подходов.

1.2. Методы принятия управленческих решений

Анализ трудностей, возникающих на многих отечественных промышленных предприятиях показывает, что опыт и интуиция руководителей высшего звена оказываются не в состоянии обеспечить в настоящих условиях в процессе освоения новых рынков сбыта продукции принятие правильного решения.


Современные экономические условия характеризуются сложностью проблемных ситуаций, возникающих перед лицом, принимающим решения, при освоении новых рынков сбыта продукции. Это связано с трансформациями, наблюдающимися в экономике нашей страны, следствием реализации которых является высокая степень неопределенности и непрерывное изменение внешней среды. В сложившейся обстановке предприятия вынуждены функционировать в зоне повышенных производственных, финансовых, коммерческих и социальных рисков. Результат деятельности предприятий по освоению новых рынков сбыта продукции зависит от множества различных меняющихся с течением времени и иногда противоречащих общепризнанным принципам ведения бизнеса факторов.

Проблема совершенствования методов управления промышленными предприятиями с целью стабилизации экономики страны коррелируема с особенностями принятия на них управленческих решений. Решение данной проблемы требует уточнения данных особенностей, выделения из их числа несоответствующих современным требованиям ведения бизнеса и выработке рекомендаций по их совершенствованию [11, c.127].

Если считать, что социально- экономический уровень развития российского общества напрямую зависит от качества функционирования промышленных предприятий, то, соответственно, и от качества управления ими, и, как следствие, от умения руководства предприятий принимать и реализовывать управленческие решения.

К числу наиболее проблемных элементов в системе подготовки и принятия управленческих решений при освоении новых рынков сбыта на отечественных промышленных объектах следует отнести несвоевременность принятия и, соответственно, проявления результатов решения. Чем дальше в будущее простирается их влияние, тем более несовершенны знания лица, принимающего решения, о последствиях принятых в настоящий момент времени решений.

Основной причиной принятия некачественных решений на различных уровнях управления отечественных промышленных предприятий при освоении новых рынков сбыта в настоящее время выступает применение неактуальных научных методов принятия решений. Как правило, на отечественных предприятиях задачи управления при освоении новых рынков сбыта решаются с применением теорий и выводов, полученных путем обобщения ретроспективного опыта, и не подкрепляются необходимым научным обеспечением. Причиной такого положения также является Несоответствие имеющегося в распоряжении лица, принимающего решения, научного аппарата современным рыночным условиям, требованиям конечных потребителей продукции, его чрезмерная сложность.


Наиболее актуальной в системе принятия решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта в настоящее время выступает проблема информационного обеспечения принимаемых решений. На практике часто приходится принимать решения на основе несовершенной информации, к которой можно отнести неполную, нечеткую, ненадежную и пр. С точки зрения полноты информации различают три ситуации при принятии решений: принятие решений в детерминированных условиях, принятие решений в условиях определенного риска и принятие решений в условиях неопределенности. Под неопределенностью понимается свойство, присущее как внешней среде, так и внутреннему механизму функционирования производственно- экономической системы, заключающееся в непредсказуемости конкретных состояний, в которых будут находиться вышеуказанные объекты в течение некоторого промежутка времени или на момент, относящийся к будущему, в существовании некоторого конечного или бесконечного множества альтернатив ожидаемой ситуации. Именно фактором неопределенности характеризуется информация, необходимая для принятия управленческих решений по освоению новых рынков сбыта продукции на промышленных предприятиях, что и обусловило разработку основной концепции настоящего исследования [14, c.123].

В экономических системах неопределенность проявляется в виде риска. Под риском понимается такая характеристика внешней среды, при воздействии которой результат функционирования производственно- экономической системы за некоторый период времени может принимать значения, отличающиеся от запланированных, т.е. определенных на основе расчетов по данным, имеющимся на момент планирования [13, c.108]. Для лица, принимающего решение, эти значения могут быть как положительными, так и отрицательными. Однако, на наш взгляд, к рисковым ситуациям относятся лишь те, которые имеют отклонения в негативную сторону, т.е. имеют неблагоприятный исход. В последнем случае принятие решений представляет собой итеративный процесс уменьшения неопределенности исходной информации, что не всегда используется в практике принятия решений на отечественных предприятиях при освоении новых рынков сбыта.

В процессе принятия решений и осуществления всей управленческой деятельности большое значение имеют присущие лицу, принимающему решения, психические ресурсы и возможности. Активизация поведенческой деятельности руководства промышленных предприятий в целях получения оптимальных для управления и производства результатов является важной задачей в системе оптимизации управленческой деятельности отечественных товаропроизводителей при освоении новых рынков сбыта продукции.


На протяжении всей деятельности организации постоянно возникают ситуации, когда перед руководством компании ставится задача эффективного выбора одного из возможных вариантов управленческих решений. Исходя из формируемых критериев, можно сделать вывод о том, что управленческое решение есть результат прогнозирования, анализа и оптимизации, выбора из множества вариантов альтернативы на основе экономического обоснования для достижения конкретной цели менеджмента.

Разработка управленческих решений есть важнейший процесс, связывающий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Важное условие существования и развития организации – принятие эффективных решений [7, c.108]. В экономике под эффективностью понимают соотношение результатов финансово-хозяйственной деятельности, которые характеризуются прибылью и затратами, которые влияют на прибыль. Выделяют следующие критерии принятия управленческих решений :

– внутренние, использующие показатели соответствующие поставленной цели, а также производных от них показатели для оценки достижения подцелей, поставленных перед организацией;

– внешние, применяющие параметры для оценки элементов внешней среды (рынка труда, потребителей, капитала; социально-политическая среда);

– общие, включающие такие показатели, как: время, качество решения, степень участия исполнителей в процессе принятия управленческого решения, воспитательную ценность решения.

Для выбора наиболее эффективного управленческого решения, которое будет соответствовать поставленным целям компании, необходимо учитывать ряд таких критериев как: прирост объемов производства продукции и ее реализации, полученной прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств и сокращение сроков окупаемости капиталовложений, прирост экономической рентабельности, снижение затрат на содержание управленческого аппарата. При принятии и реализации управленческих решений критерии эффективности оказывают непосредственное влияние на результативность управленческой деятельности.

Роль критериев эффективности при принятии управленческих решений велика и заслуживает особого внимания со стороны руководства при выборе того или иного варианта развития событий. Это дает менеджерам возможность разрабатывать эффективные решения и добиваться достижения поставленных целей.