Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Факторами, влияющими на стабильность предприятия на стадии роста, являются: соотношение заемных и собственных средств, постоянные и переменные издержки.

На стадии зрелости предприятия происходит напряжение всех сил, задействуются все производственные мощности, все ресурсы. Рост прибыли замедляется или останавливается, основные средства изнашиваются, появляются растущие предприятия конкуренты, поэтому, несмотря на успешность предприятия, конкурентоспособность может снизиться за счет того, что другие предприятия, используя новейшие технологии и технику, уменьшили себестоимость продукции и продают ее по более низкой цене. В результате зрелому предприятию придется снижать цену, что приведет к снижению прибыли, а если и качество товара у конкурентов выше, то начнет происходить омертвение оборотного капитала (затоваривание склада сырьем и готовой продукцией), что приведет предприятие к стадии спада. Однако если руководство предприятия примет решение о замене или модернизации оборудования, технологий предприятие перейдет на новый виток кривой жизненного цикла на стадию роста, тогда оценивать его финансово-экономическую стабильность надо будет по показателям, относящимся к соответствующей стадии. Таким образом, стабильность деятельности предприятия на стадии зрелости будет предполагать, что конкурентоспособность свою предприятие не утрачивает, технических и технологических прорывов в данной отрасли не наблюдалось. Нестабильность – необходимость перехода на качественно новый уровень производства. Поэтому на этой стадии важно знать насколько доходно предприятие в целом, и приносит ли доход уставная деятельность[7].

Эффективность деятельности предприятия и эффективность основной деятельности является фактором первого порядка на стадии зрелости. На него оказывают влияние факторы второго порядка: оборачиваемость оборотного капитала и рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала.

Соответственно, факторами, влияющими на стабильность функционирования предприятия, являются объем продаж, себестоимость единицы продукции, цена единицы продукции, размер и структура оборотных и внеоборотных активов.

Глава 2 Анализ жизненного цикла аэропорта «Шереметьево»


2.1 Характеристика предприятия

Аэропорт «Шереметьево» в Москве появился по инициативе Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. В 1959 году было решено передать военный аэродром «Шереметьево» Гражданскому воздушному флоту.[8]

Так аэродром «Шереметьевский» превратился в стартовую площадку для возведения на ней нового комплекса сооружений будущего международного аэропорта «Шереметьево». Однако следует отметить, что на стадии создания пассажирского аэропорта отсутствовал минимум необходимых строений для обслуживания людей, создания необходимого комфорта в ожидании рейсов, размещения встречающих и провожающих, обработки багажа, его взвешивания, регистрации. Аэродром «Шереметьевский» не был оборудован системами управления полетами в зоне ответственности воздушного пространства.

Миссия: «Мы работаем ежедневно и ежечасно для комфорта и безопасности пассажиров, оказываем услуги нашим клиентам, создаем условия для гармоничного развития сотрудников, чтобы, обеспечивая полеты, объединять отдельных людей в человечество».

Главная цель: «Стать лучшим аэропортом-хабом в Европе по качеству обслуживания пассажиров, увеличить пропускную способность и достичь уровня доходов в неавиационной деятельности (60%)»

Международный аэропорт Шереметьево — крупнейший российский аэропорт по обеспечению регулярных международных перевозок. Система менеджмента качества аэропорта сертифицирована по стандарту ISO 9001:2008. Пассажиропоток аэропорта Шереметьево в 2014 году составил рекордные 19 млн. 329 тыс. человек, что на 31% больше, чем в 2013 году. По итогам 2014 года Шереметьево стал лидером в Европе и вторым в мире по динамике роста пассажиропотока, а также вошел в тройку европейских лидеров по качеству услуг среди аэропортов с пассажиропотоком более 15 млн. человек, согласно отчету ACI Europe. Международный аэропорт Шереметьево впервые в своей истории вошел в тройку лучших аэропортов Восточной Европы по качеству обслуживания, согласно ежегодному рейтингу независимой исследовательской компании Skytrax Research (Великобритания). Количество взлетно-посадочных операций увеличилось на 16,3% до 184,5 тыс. ед. по сравнению с показателем за прошлый год. Грузопоток аэропорта Шереметьево вырос в 2014 году до 251 тыс. тонн, это является лучшим показателем в России. В аэропорт Шереметьево осуществляют полеты представители трех авиационных альянсов Sky Team, Star Alliance, oneworld. Зарубежные авиакомпании с мировым именем на протяжении многих лет успешно сотрудничают с Шереметьево, а для российского национального авиаперевозчика компании “Аэрофлот — российские авиалинии” он является аэропортом базирования. В структуре перевозок аэропорта Шереметьево регулярные рейсы составляют порядка 88%, рейсы бизнес-авиации — 4,3%, грузовые рейсы — 4,1%, чартерные рейсы — 3,6%. Успешная операционная деятельность позволила обеспечить рекордный рост финансовых показателей. Выручка ОАО “МАШ” по РСБУ в 2010 году достигла 8 млрд 565 млн PУБ., а доходы от неавиационной деятельности увеличились в 2,6 раза — до 3 млрд 417 млн рублей.


Пассажирооборот всех терминалов аэропорта «Шереметьево» в 2014 году составил 14,76 млн человек (в 2013 году — 15,21 млн).

В 2014 году выручка ОАО "Международный аэропорт «Шереметьево» составила 7,217 млрд руб. (без учёта дочерних компаний), что на 15 % превышает аналогичный показатель 2013 года. Чистая прибыль — 561 млн рублей. Операционная прибыль — 1,603 млрд (рост на 21 %). Выручка от авиационной коммерческой деятельности за 2008 — 4,663 млрд руб. (выросла на 6 %). За 2008 год выручка от неавиационной коммерческой деятельности — 2,554 млрд руб. (рост 37 %).

2.2 Стадии развития и методы продления жизненного цикла аэропорта «Шереметьево»

Стадия «рождение и детство» аэропорта «Шереметьево» была сопряжена с рисками, характерными для развития любой хозяйственной единицы на данном этапе жизненного цикла, часто обусловленными несоразмерными по сравнению с потенциалами масштабами роста организации. На этой стадии многие из вновь образующихся структур терпят крах из-за непрофессионализма и некомпетентности сотрудников и руководителей, отсутствия опыта внедрения технических инноваций, формализации организационных процессов.

На начальном этапе развития аэропорта «Шереметьево» руководство обязано было решать тактические задачи, связанные с текущими потребностями функционирования объекта. Организация в аэропорту первых международных рейсов потребовала от руководства освоения целого ряда инноваций, среди которых первоочередное внимание уделялось:

• техническим инновациям — результат освоения более производительного оборудования, средств малой механизации, разработки и применения автоматизированных систем контроля и управления;

• технологическим инновациям — результат разработки и освоения технологически новых или значительно усовершенствованных процессов и рабочих операций при функционировании воздушных линий;

• организационным инновациям — результат разработки и применения новых или значительно усовершенствованных организационных и управленческих структур, обеспечивающих производственную деятельность;

• управленческим инновациям — результат разработки и применения новых механизмов управления производством, взаимодействием персонала, в основе которых — институциональные элементы, предназначенные для стимулирования создания и освоения технических, технологических и организационных инноваций. Управленческие инновации аэропорта «Шереметьево» связаны с преобразованием существующих формальных и неформальных норм, правил.


На стадии «детство» имела место характерная самоотверженная работа руководителей аэропорта «Шереметьево», которые заложили основы развития советской гражданской авиации, смогли предоставить новый уровень сервиса для пассажиров на многие годы вперед, создать уникальное для своего времени сооружение, как по своему величию, так и по степени продуманности.

Как революционное преобразование следует расценить решение о внедрении в службах аэропорта переносных радиостанций, с помощью которых достигались централизованность и оперативность в осуществлении руководства всеми производственными процессами. Внедрение системы оперативной связи привело к повышению координации и согласованности действий между управленческими звеньями в принятии, обработке и реализации внешних и внутренних, входящих и выходящих информационных потоков, позволило достичь оперативности в применении новых форм и методов управления, необходимых для повышения эффективности функционирования.

Опыт управления аэропортом «Шереметьево» на стадии «детство» позволяет утверждать, что эффективное управление — это не только положительная динамика основных экономических показателей, но и формирование и поддержание культуры поведения сотрудников и руководства; способность выполнять масштабные задачи в кратчайшие сроки; возможность осваивать технико-технологические инновации; использование новейших информационных и управленческих методов, инструментов, оптимальность распределения функций, которая обеспечивает развитие системы управления в долгосрочной перспективе.

Дальнейшее развитие аэропорта «Шереметьево» означало неизбежную модернизацию межсекторного взаимодействия в области авиастроения, архитектуры, строительства, приведшую к созданию новых производств и переспециализации существующих, возникновению новых форм взаимоотношений и взаимодействий хозяйственных субъектов, образованию новых кооперационных цепочек с учетом международного взаимодействия и т.д. (Табл. 1).

Таблица 1

Межсекторное взаимодействие на стадии развития «детство» аэропорта «Шереметьево» (1960-1964 гг.)

Участник межсекторного взаимодействия

Вклад в развитие аэропорта «Шереметьево» на стадии «детство»

Центральный проектный институт (ЦПИ-20) Министерства обороны

Разработка проекта Правительственного павильона

Министерство иностранных дел СССР

Разработка правил приема и обслуживания иностранных делегаций, проведения переговоров, соблюдения мер по охране государственных тайн, обеспечения приемлемых условий для работы иностранных радио- и телекорреспондентов

Совмин СССР

Утверждение проектов по расширению и модернизации аэропорта, решения по размещению 247-го и 254-го летного отрядов Полярной авиации

Гостиничный комплекс «Останкино»

Осуществлял прием транзитных пассажиров

Главное управление ГВФ

Решение о строительстве аэровокзального комплекса «Шереметьево-1»

ГА «Аэропроект»

Подготовка проекта строительства «Шереметьево-1»

Военное строительное управление (УНР-37)

Возведение аэровокзала «Шереметьево-1», жилого городка, гостиниц, складских помещений. В рамках строительства были апробированы ряд инновационных решений, в частности, по устройству крыши здания аэропорта из железобетонных ферм пролетом 18 м, вес которых превышал грузоподъемность кранов (в результате на этапе строительства были спроектированы специальные металлические траверсы для их подъема. Инновация спустя год была внедрена в массовое производство); по оснащению систем отопления (полностью был исключен шумовой эффект, который ранее присутствовал при воздушном отоплении); по шумоизоляции потолков (благодаря техническому новшеству — подвесным потолкам из перфорированных алюминиевых плиток — уровень шума внутри аэропорта был приближен к минимальному значению)


С вводом в эксплуатацию «Шереметьево-1» в 1964 году воздушные перевозки через аэропорт увеличились вдвое и достигли 822 тыс. пассажиров, 23 тыс. т почты и грузов. Только по международным линиям было перевезено 245 тыс. пассажиров и 12 тыс. т почты и грузов. В связи с расширением географии полетов, поступлением в гражданскую авиацию новых типов судов, перспективой переустройства и строительства новых современных аэровокзальных комплексов 11 февраля 1964 года был издан приказ начальника ГУ ГВФ «Об организации транспортного управления международных воздушных линий ГВФ (ТУМВЛ)». В соответствии с требованиями этого документа, московский аэропорт «Шереметьево» вошел в состав самостоятельного хозрасчетного предприятия ТУМВЛ с местом базирования в аэропорту «Шереметьево».

В первой половине 1970-х годов перед гражданской авиацией была поставлена задача увеличить объемы перевозок пассажиров на международных линиях в 2-2,5 раза. В связи с этим 29 января 1971 года министром гражданской авиации был подписан приказ № 33 «Об организации Центрального управления международных воздушных сообщений Аэрофлота» (ЦУ МВС).

Руководством ЦУ МВС в короткие сроки была внедрена система инновационных решений, которые способствовали увеличению пропускной способности аэродрома:

1) разработка технологических требований к конструкциям аэродромных покрытий;

2) новая технология строительства аэродромных покрытий (не имела аналогов в мире);

3) создание светосигнальной системы, соответствующей требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Дальнейший рост, включающий изменения как в количестве, так и в объеме, стал означать, что аэропорт должен существенно увеличиться в размере. Организационные изменения, связанные с развитием новых маршрутов, появлением качественно новых лайнеров Ту-134, Ту-154, а также решение Международного олимпийского комитета о проведении олимпийских игр в городе Москве способствовали принятию решения о строительстве нового аэровокзала «Шереметьево-2».

Как известно, организации, перешедшие в стадию роста, начинают масштабную экспансию (расширение деятельности): появляются новые мощности, объекты деятельности, вспомогательные направления работы. На данной стадии организации, как правило, задумываются о расширении клиентской базы и направлений деятельности.

Для стадии роста характерна ориентация на активный маркетинг, который требует не только идентификации новых потребностей клиентов, но и разработки товаров и услуг для их, возможно, более полного удовлетворения. Стремясь к развитию аэропорта, его руководство решало характерные для обозначенной стадии жизненного цикла задачи.