Файл: Эффективность менеджмента организации (изучение эффективности организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие и социально-экономическая сущность эффективности менеджмента

1.2 Факторы, влияющие на эффективность менеджмента организации

1.3 Мотивация персонала основа эффективности управления предприятием

1.4 Социальная ответственность организации

1.5 Организационная культура и эффективность менеджмента

2 ОЦЕНКА РАБОТЫ МЕНЕДЖМЕНТА «ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «БЕЛОРУСНЕФТЬ» НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ «РЕЧИЦА-НЕФТЬ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика «Государственного производственного объединения «Белоруснефть» Нефтегазодобывающего управления «Речица-нефть»

2.2 Критерии и методы оценки, оценка эффективности управления «Государственного производственного объединения «Белоруснефть» Нефтегазодобывающего управления «Речица-нефть»

2.3 Предложения по улучшению работы менеджмента «Государственного производственного объединения «Белоруснефть» НГДУ «Речица-нефть»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Любую организацию, предприятие, можно сравнить с живым организмом. В них есть своя иерархия, структура и жизнь в них подчиняется определенным законам.

Предприятия классифицируются по многим признакам по форме собственности, по мощности производственного потенциала, по отраслевой принадлежности (производственные, непроизводственные), по структуре производства, но же невозможно представить любое объединение без управления. Управление мозг, командный центр, следует четким правилам, законам, охватывает все сферы деятельности социально-экономической жизни организации.

В современных условиях необходимо постоянное совершенствование управления на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Особенно важны преобразования в различных сферах управления, поскольку меняется социально-экономическая система, возникают новые требования к управлению предприятиями, обусловленные новыми отношениями. Квалифицированное управление –это залог успешного функционирования организации. Поскольку сейчас наблюдается дефицитность ресурсов, интенсификация производства, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, то без грамотного менеджмента современное предприятие просто не выживет.

Целями любой организации являются развитие, рост показателей. А этому способствует повышение эффективности управления. В большинстве случаев основой менеджмента является формирование таких условий на предприятии, которые бы позволяли получать максимально возможную прибыль.

На качество управления организацией влияют огромное количество объективных и субъективных факторов. Одними из наиболее важных являются правильно построенная организационная структура, разделение труда, современные технологии. На эффективность управления влияет качественный состав персонала, отношение персонала к своей работе. Большое значение имеют также профессиональные качества самого руководителя, его авторитет, коммуникативные способности в плане нахождения с подчиненными общего языка и организованности рабочего процесса.

Актуальность данной работы заключается в том, что высокоорганизованная система управления является одним из главных и важных факторов осуществления стабильной деятельности организаций.

Теоретической базой изучения эффективности менеджмента в курсовой работе применялись работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Это работы таких авторов, как В.Р. Веснин, М.Х. Мескон, Л. Дафт , И.И. Мазур, В.И. Гончарова, Зиновьева В.Н. и др.


Цель данной работы теоретическое и практическое изучение эффективности организации.

Предметом исследования является эффективность менеджмента организации.

Объектом исследования является изучение менеджмента «Государственное производственное объединение «Белоруснефть» Нефтегазодобывающее управление «Речица-нефть»

Исходя из цели работы, мы поставили следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и социально-экономическую сущность эффективности менеджмента;
  • показать факторы, влияющие на эффективность менеджмента;
  • изучить роль организационной культуры в повышении эффективности работы организации;
  • рассмотреть общую характеристику предприятия и дать оценку эффективности менеджмента «Государственного производственного объединения «Белоруснефть» Нефтегазодобывающего управления «Речица-нефть»
  • разработать рекомендации по оптимизации эффективности менеджмента организации.

Поставленные цели и задачи определили структуру представленной работы.

1 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ФАКТОР
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие и социально-экономическая сущность эффективности
менеджмента

В настоящее время, в условиях интенсивно развивающейся рыночной экономики менеджмент является одним из ключевых элементов успешной деятельности предприятия. Само понятие «Менеджмент» происходит от английского «management» и означает «администрирование» или «управление». [21].

Существует множество определений менеджмента. Приведем несколько наиболее емких из них. Менеджмент – это совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение целей. [2].

Менеджмент – это приемы взаимодействия между элементами производственной системы, исходя из ее целей и единства функций. [3]. Таким образом, менеджмент – это область управленческой и хозяйственной деятельности, которая направлена на достижение целей организации путем рационального использования трудовых и материальных ресурсов организации.


Совершенствование управления организацией вызывают необходимость определения эффективности деятельности, использования при этом специфических измерителей. Поэтому целесообразно использовать понятие «эффективность менеджмента».

Эффективность менеджмента – это весь процесс управления, который начинается с постановки цели и заканчивается конечным результатом деятельности, который должен производиться с наименьшими издержками и с наибольшей результативностью. Оценить эффективность менеджмента, как и любой другой процесс является сложным заданием, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямыми измерениями из-за отсутствия формализованных результатов управления, количественной оценки отдельных видов выполняемых работ. Существуют различные подходы к проблеме эффективности менеджмента, которые разрабатывались школами управленческой мысли [4].

Например, школа научного управления, его представители: Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт и др., занимались изучением повышения эффективности управления на уровне производства. Авторы административной (классической) школы менеджмента А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др. рассматривали эффективность менеджмента более широко – к работе всей организации. Они стремились к созданию универсальных принципов управления, которые должны привести организацию к успеху. Авторы школы человеческих отношений, его яркие представители: Г. Мюнстерберг, Р.Лайкерт, А. Маслоу, М. Фоллет считали человеческий фактор основным элементом эффективности менеджмента и разрабатывали различные теории, направленные на то, как повысить эффективность использования человеческих ресурсов [4]. Таким образом, проблема эффективности менеджмента находится в составе экономики управления, которая включает рассмотрение:

  • управленческого потенциала, которыми пользуется система управления;(совокупность всех ресурсов)
  • затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, технологией и объемом работ, организацией по реализации соответствующих функций управления;
  • характера управления труда;
  • эффективности управления, эффективность действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении конкретных целей [18].

Из вышесказанного понятно, что в менеджменте используются человеческие, материальные, информационные и финансовые ресурсы, и в зависимости от того как они используются, достигается тот или иной результат. В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой [5]:


Э = Р/З, (1)

где

Р - результат функционирования системы управления (результирующая составляющая),

З - затраты на управленческую деятельность или объем использованных ресурсов (затратная составляющая).

В более упрощенном варианте можно сказать, что эффективность менеджмента – это сопоставление потребленных ресурсов с полученным результатом.

Как оценивается эффективность управления? Наиболее сложным является определение его результата. Потому что, за результаты управления часто принимаются производственные и экономические результаты: качество, темп роста производительности труда, ритмичность работы и др., что является отнюдь не бесспорным [2].

В каждом из перечисленных результатов содержится и овеществленный труд персонала управления. Однако управленческий труд проявляется в этих показателях опосредованно, в конкретных воздействиях на тех, кто занят непосредственно производительным трудом. Воздействия менеджеров в виде: распоряжений, приказов, указаний, – в большинстве случаев проходят по ступеням управления по направлению сверху вниз. В итоге к труду топ-менеджеров, на высшей ступени управления, добавляется труд менеджеров нижестоящих ступеней, и конечный результат управления и его эффективность достигается совокупным управленческим трудом [9].

В конечном итоге эффективность управленческого труда и результаты зависят в целом от многих условий и предпосылок. К ним относятся: потенциал сотрудника, его способность выполнять конкретную работу, средства производства, социальные аспекты деятельности персонала и коллектива, культура организации. Они в значительной мере зависят и от личности самого руководителя: его авторитета, стиля работы и т.п. Поэтому все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве. [10].

Часто результат управления называют эффектом управления. Эффект представляет собой полученный результат, в рамках осуществления мероприятий, которые направленны на совершенствование производства, его организации в целом.

Эффект управления складывается из трех составляющих:

  • экономический эффект – это стоимостная форма, которая измеряется в денежных или натуральных измерителях;
  • социально-экономический эффект – это сочетание экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия (улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний)
  • социальный эффект – вид эффекта, который не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта. [17].

Существует огромное количество видов эффективности менеджмента. Вот основные из них:

  • по средствам воздействия – целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, концептуальная прогнозная, программная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;
  • по содержанию эффекта – экономическая, социальная, организационная, экологическая, инновационная;
  • по уровню проявления эффекта – народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;
  • по формам эффективности – деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;
  • по видам систем менеджмента – маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая [16].

1.2 Факторы, влияющие на эффективность менеджмента
организации

Для обеспечения эффективности менеджмента необходимо учитывать все влияния на ее же факторы. Сделать это можно только тогда, когда эти факторы систематизированы и из которых выделены основные и определяющие. Согласно определения фактора – это момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении [21]. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:

  • По продолжительности влияния – это такие факторы, влияние которых происходит на протяжении: длительного времени (стиль управления, технический уровень производства, и др.), непродолжительного времени (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).
  • По характеру влияния – различают факторы интенсивные и экстенсивные. Интенсивные факторы обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет активизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Экстенсивные факторы предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д. [20].
  • По содержанию – различают научно-технические (степень развития механизации и автоматизации труда); организационные (рациональная структура аппарата управления, документооборот, расстановка кадров, трудовая дисциплина и т.д.); экономические (система материального поощрения и материальной ответственности); социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения, психологический климат), технические; физиологические (санитарно-гигиенические условия труда).
  • По форме влияния – различают факторы прямые и косвенные. Прямые факторы – это квалификация персонала, состояние оборудования. Косвенные факторы по форме влияния – это психологический климат, групповая динамика. Первые конкретно влияют на эффективность управленческого труда, вторые – опосредованно.