Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Информационные ограничения

Информация – это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций. Информация необходима для рационального решения проблем. Порой, необходимая для принятия хорошего решения информация недоступна или стоит слишком дорого.

Если информацию получить по приемлемой цене непросто, но такая возможность скоро появится, самое правильное для руководителя – отложить принятие решения. Здесь, правда, сделано допущение, что время не является критическим фактором, и потери от задержки будут более чем перекрыты выгодой от принятия более качественного решения на основе дополнительной информации.

  • Поведенческие ограничения.

Многие из факторов, затрудняющих межличностные и внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие решений. Например, руководители часто по-разному воспринимают существование и серьезность проблемы. Они могут также по-разному воспринимать ограничения и альтернативы. Это ведет к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения.

Руководители могут быть настолько перегружены информацией и текущей работой, что будут не в состоянии воспринять открывающиеся возможности. Послужной список каждого может показать, как они воспринимают и реагируют на проблемы. Согласно одному исследованию, руководители дают разное определение одной и той же проблемы в зависимости от отделов, которые возглавляют. Руководитель может чувствовать, что вышестоящий начальник будет раздражен, если ему сообщить о реальной или потенциальной проблеме. Как указано выше, от способа обмена руководителя с подчиненными информацией в значительной мере зависит поведение последних. Подобным образом может иметь место точка зрения, по которой "проблемы – это плохо", ибо гораздо важнее "хорошо выглядеть". Люди могут усваивать такую позицию от своих коллег.

Руководитель может отвергнуть тот или иной курс в силу личных пристрастий или лояльности по отношению к кому-то. Он может решить не прекращать сомнительные инвестиции или проект, поскольку поддерживал их на протяжении долгого времени. В результате ему будет трудно объективно оценить текущее состояние освоения капиталовложений или проекта. Подобным образом, менеджер может решить поддержать или не поддержать определенный проект, поскольку руководитель этого проекта ранее не поддержал выдвинутый менеджером проект. Короче говоря, установлено, что многочисленные психологические факторы и личностные особенности сказываются на процессе принятия решений.[17, с.121]


  • Негативные последствия.

Принятие управленческих решений во многих отношениях являются искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. Решение в пользу продукции более высокого качества влечет за собой рост издержек; некоторые потребители будут довольны, другие перейдут на менее дорогостоящий аналог. Установка автоматической производственной линии может снизить общие издержки, но одновременно привести к увольнению лояльных рабочих. Упрощение технологии может позволить фирме использовать неквалифицированных рабочих. В тоже время упрощенная работа может оказаться настолько утомительной, что рабочие разочаруются, вследствие чего, как можно ожидать, возрастут прогулы и текучесть кадров и, возможно, снизится производительность.

  • Взаимозависимость решений.

В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны. Единичное важное решение почти наверняка может потребовать сотен решений менее значительных.

Крупные решения имеют последствия для организации в целом, а не только для сегмента, непосредственно затрагиваемого тем или иным решением. Если производственная фирма решает приобрести новое и более производительное оборудование для завода, она должна также найти способ увеличения сбыта продукции. Следовательно, закупка нового оборудования должна отразиться не только на производственном отделе, но также решающим образом – на отделах сбыта и маркетинга.

Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения на верхние этажи власти. Менеджеры, находящиеся на нижних уровнях иерархии, но проявляющие способность разглядеть взаимозависимость решений, т.е. видеть "всю картину", зачастую и становятся кандидатами на повышение.[14, с.57]

Таким образом, в основе процесса принятия решения лежат четыре фундаментальных принципа:

  1. Принцип организационного соответствия;
  2. Принцип четкого формулирования политики, стратегии, целей;
  3. Принцип достаточного количества необходимой информации;
  4. Принцип гибкости;

Сам процесс принятия управленческого решения состоит из восьми последовательных стадий:

  1. Постановка цели;
  2. Установка критериев решения;
  3. Дифференциация критериев решения по признаку важности;
  4. Разработка альтернатив;
  5. Сравнение альтернатив;
  6. Определение риска;
  7. Оценка риска;
  8. Принятие управленческого решения;

Принятие управленческого решения происходит с учетом различных факторов, оказывающих на процесс принятия управленческого решения влияние: личные оценки руководителя, среда принятия решения, информационные ограничения, поведенческие ограничения, негативные последствия и взаимосвязь решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управленческие решения опираются на объективные законы и закономерности общественного развития, но в ходе принятия управленческого решения играют роль и множество субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений.

Процесс принятия управленческих решений основывается на объективных законах, принципах и закономерностях общественного развития, но в ходе реализации данного процесса в действительности, могут сыграть роль и множество субъективных факторов – логики разработки решений, качество оценки ситуаций, структуризация задач и проблем

Управленческие решения должны предвосхищать возможные изменения в ситуации. В данном случае необходимо тщательно продумывать все аспекты реализации решения, учитывать различные внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на качество и эффективность управленческого решения.

Качество решения - степень эффективности достижения цели объекта управления. Также под качеством управленческого решения следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач, функционирования и развития систем.

Под управленческим решением понимается:

  • поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя;
  • конечный результат постановки и выработки управленческого решения.

Сам процесс принятия управленческого решения состоит из последовательных стадий и основывается на следующих принципах: организационного соответствия; четкого формулирования политики, стратегии, целей; достаточного количества необходимой информации; гибкости;

Эволюция форм принимаемых решений обнаруживает тенденцию усиления роли инновационного решения, являющегося реакцией менеджеров на ситуацию, когда требуется принять решение в условиях отсутствия приемлемых альтернатив, или когда они должны вырабатывать новые и более эффективные пути разрешения проблемы или достижения поставленной цели. В условиях перехода от централизовано управляемой экономики к смешанной данная тенденция приобретает черты закономерности.


Условия или факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам: например, как фактор внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды), или, с одной стороны, управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития, с другой стороны, решения существенным образом зависят от множества субъективных факторов. Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленского решения, являются:

  • Изучение влияния экономических законов и законов объективного мира на эффективность управленческого решения. Применение к процессу выработки и оптимизации решения научных подходов, принципов, методов, дополнительных и специфических принципов управления.
  • Объём и ценность располагаемой информации. Автоматизация процесса разработки и реализации решении. Состояние компонентов внешней среды и уровень качества оценки ситуации.
  • Мотивация качественного решения. Разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения. Побуждение работника качественно и в срок выполнять плановое задание через удовлетворение его потребностей.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Изд-во «Триада Лтд»,2016.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. – М.: Фирма «Гардарика»,2016.
  3. Всероссийский еженедельный экономический журнал «Эксперт». №16. 2003.
  4. Гапоненко А.Л. Новые технологии менеджмента. // Государственная служба. 2017. № 3.
  5. Герчикова И.Н. Менеджмент. Москва, «Банки и баржи», издательское объединение ЮНИТИ, 2015.
  6. Голубков Е.П. Какое принять решение? Москва «Экономика», 2010.
  7. Гроув С. Эндрю Высоко эффективный менеджмент. Москва, 2016.
  8. Журнал «Менеджмент и техника продаж». Е.Вигура. Владивосток
  9. Лебедев О.Т. Основы менеджмента. Санкт-Петербург Издательский дом «МиМ», 2017.
  10. Любимова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. Москва, 2012.
  11. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. Москва, 2019.
  12. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. Москва, 2016.
  13. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: 2011.
  14. Сацков Н.Я. Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов. Санкт-Петербург, 2013.
  15. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.:«Акалис», 2016.
  16. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. Москва:«Интел-синтез»,2017.
  17. Цыгичко В.Н. Руководителю – о принятии решений. М.: ИНФРА-М, 2016.
  18. Шегда А.В. Основы менеджмента. Москва, 2018.
  19. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Перю с англ., Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Банки и биржи, 2014.