Файл: История развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соответственно, основной предпосылкой возникновения современного менеджмента как науки в России стал переход от планово – командной экономики к рыночной вследствие распада Советского союза. На данном этапе российский менеджмент формировался в довольно сложных условиях: негативные явления в экономике РФ в 90 гг., сжатые сроки переориентации бизнеса на рыночные механизмы. Все это наложило свой отпечаток на систему управления российскими компаниями и в ней еще можно проследить черты присущие административно – командной системе. И это не удивительно, так как многие современные организации, предприятия, компания образованы на основе бывших советских фабрик, заводов и т. д. Еще одной особенностью менеджмента российских компаний можно назвать, что часть современных бизнесменов начинали свою деятельность в советское время, но молодое поколение бизнесменов России способны управлять субъектами хозяйствования в новых экономических условиях. [26]

Основными особенностями российского менеджмента является:

-преобладание в организациях вертикальных, формальных связей и отношений, пирамидальных, иерархических организационных структур и слабое развитие мягких организационных структур предприятия;

-проблемы делегирования полномочий от руководителя к подчиненным, подавление творческого подхода и инициативы работников, что в некоторых случаях может привести компанию к банкротству;

-любовь к авторитарному стилю руководства и его постоянное применение на большинстве предприятий страны;

-механическое детальное копирование западных принципов, методов и моделей управления без их адаптации к российской экономике;

-отсутствие гибкости у топ - менеджеров. Руководители многих предприятий предпочитают действовать по привычке и не могут быстро приспособиться к меняющимся условиям окружающей среды;

-производительность труда, ресурсосберегающие технологии, экономия сырья и материалов не рассматриваются многими руководителями как объектов управления;

-низкая заинтересованность топ -менеджеров во внедрении и активном использовании системы управления качеством; [6,c.232]

-низкий уровень профессиональных знаний науки управления у самих руководителей. Многие менеджеры обладая властью стремятся распределить должности между родственниками, друзьями.

На формирование российского менеджмента влияют также социально -экономические факторы, например:

-экономическая и политическая нестабильность в стране, которая в принципе делает невозможным долгосрочное и среднесрочное планирование деятельности, а иногда вынуждает прекратить деятельность всего предприятия;


-ресурсно - сырьевая ориентация экономики страны;

-постоянное ухудшение производственного, научно - технического, кадрового потенциала;

-отток многих ученых за границу в 90годы, когда экономика страны переживала не самые лучшие времена;

-сложная система налогообложения и высокий уровень налоговых ставок;

-уровень инфляции и безработицы;

-низкий уровень оплаты труда в целом по стране и низкий удельный вес оплаты труда в конечной цене реализованного товара;

-низкие показатели индекса человеческого развития и тенденция к его снижению;

-низкая экономическая эффективность деятельности многих организаций России;

-применение органами власти как на государственном, так и на местном уровне моделей управления, которые не всегда соответствуют реальным условиям деятельности предприятия. Отличительной чертой многих органов власти является или применение или жестко бюрократических структур или чрезмерно либеральных;

-неравномерность уровня развития регионов;

-высокий уровень неопределенности, рисков на рынке товаров и услуг.

Но несмотря, на все перечисленные выше факторы негативно влияющие на современный российский менеджмент можно выделить и положительные тенденции его развития, например, многообразие форм собственности субъектов хозяйствования, тенденция к росту промышленного производства, появление предпринимательского класса в обществе и т.д.

Но можно выделить факторы, которые положительно влияют на процесс формирования и развития российского менеджмента:

-применение творческого подхода как руководителей, так и сотрудников к решению проблем;

-преобладание групповой коллективной деятельности, например мозговой штурм;

-стойкость, выносливость, работоспособность и энергичность россиян;

-поиск чего - то нового для решения проблемы, выполнения поставленных целей и задачи;

-быстрая адаптация к постоянно меняющейся окружающей среде;

-применение реструктуризации и реорганизации для улучшения эффективности деятельности предприятия.[27]

Таким образом, современный российский менеджмент на сегодняшний день находится на стадии зарождения и развития. Влияние различных факторов окружающей среды способствовало формированию специфических черт российского менеджмента, но все таки вся управленческая деятельность организаций основывается на знаниях науки управления и использовать положительный опыт управления организацией нудно с учетом национальных особенностей страны.


Российские управленцы в силу географического положения страны могут вести свою деятельность как с западными странами так и с восточными поэтому очень важно знать культурно – исторические особенности страны – партнера.

3. СРАВНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ

3.1 Современные подходы к менеджменту

Важно отметить, что во второй половине ХХ века в постиндустриальную эпоху, которой присущи новые черты и закономерности вступили страны-лидеры. При этом главными факторами этих изменений стали концентрация научного и производственного потенциала, а также ускорение научно-технического прогресса. В это же время для роста бизнеса стали появляться все более новые возможности, особенно это проявлялось в отраслях, которые ориентированы на удовлетворение непосредственных потребностей людей.

Одновременно среда хозяйствования все более усложнялась и благодаря появлению большого количества малых и средних фирм, которые работали в узких рыночных нишах, стала более динамична. В таких условиях большое значение стали иметь такие свойства бизнеса как: адаптивность, динамичность и гибкость. Также стали требоваться новые методы управления, которые смогли бы учитывать современные реалии. В связи с этим в 60-70-е годы начали формироваться два основных подхода управлению организациями:

-системный;

-ситуационный.

Если говорить о системном подходе, то в его основе лежит понятие системы.

Система - это организованная множество взаимосвязанных элементов и компонентов, которые в процессе достижения поставленных целей взаимодействуют между собой и внешней средой.[28]

При этом любая организация всегда будет рассматриваться как открытая система, которая состоит из взаимосвязанных подсистем, находящихся друг с другом в организационных отношениях и взаимодействует с внешней средой.

В настоящее время системам присущи следующие свойства:

-целостность;

-взаимосвязанность;

-синергизм (элементы системы прямо или косвенно связаны друг с другом, и изменение их состава меняет отношения между остальными элементами, система может потерять свои свойства);


-адаптивность (система должна адекватно реагировать на все изменения внешней среды и приспосабливаться к ним).

Также в 60-х годах в дополнение системному подходу появился ситуационный, который подразумевал отказ от обнаружения и обобщения универсальных закономерностей функционирования. Основные положения данного подхода в управлении разработал П. Друкер, который являлся профессором по менеджменту Высшей школы бизнеса при Нью-Йоркском университете.[29]

Как правило, ситуационный подход подразумевает, что в процессе своей деятельности организация может оказаться в различных ситуациях, в решении которых потребуются разные методы и приемы управленческой деятельности. Также этот подход дал толчок для появления новых управленческих концепций, которые были нацелены на повышение конкурентоспособности и жизнеспособности организаций.

Кроме того в конце 60-х годов ХХ века теория менеджмента стала дополняться исследованиями в различных областях (логистика, философия, антропология, право и т.п.). Представители данных областей стали определять менеджмент согласно своим знаниям и представителям. Данный факт стал свидетельствовать о том, что универсальной теории менеджмента не существует.

Таким образом, системный анализ определил, что эффективность любой организации является результатом всех элементов, а не какого-то одного. При этом работа целого - как результат достигнутого динамического равновесия важна абсолютно в любой системе. Рассмотрим подходы к управлению в таблице 1.

Таблица 1

Современные подходы к управлению

Содержание

Название

Административный

Регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах.

Воспроизводственный

Ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами.

Динамический

Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно - следственных связях и соподчиненности.

Интеграционный

Устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления.

Количественный

Сущность заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетах.

Комплексный

Учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента.

Маркетинговый

Ориентация управляющей подсистемы на потребителя

Нормативный

 Устанавливаются нормативы в управлении

Поведенческий

 Заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственные возможности.

Процессный

 Управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций.

Системный

любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов.

Ситуационный

применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией.

Функциональный

Сущность состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения


Источник: Семенова И.И. История менеджмента[ 17,с.341]

В связи с этим каждая организация стала применять такие рекомендации менеджмента, которые соответствуют ее особенностям функционирования.[30]

Также можно выделить основные направления, которые предприятия и организации применяют в настоящее время:

1) Концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков)

В данном случае закономерности и принципы рыночного хозяйства переносятся во внутреннюю деятельность фирмы. При этом данные преобразования должны охватить абсолютно все подразделения и стать автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги внутри и снаружи, а также объединяются предпринимательской культурой, финансовыми системами и едиными информационными сетями. В связи с этим подразделения, которые внутри фирмы имеют экономическую свободу, смогут обеспечить изменения во всей системе отношений с потребителями

2)Реинжиниринг – это методы и теория комплексного оздоровления фирм, а также управленческое возрождение всех элементов, включая человеческие стимулы и мотивации.

Другими словами – это перестройка организации производства и управления на современной информационной и технологической основе, где четко поставлены цели и определены средства.[31]

3)Теория человеческого капитала или теория всестороннего развития человеческих ресурсов

В данной теории отношение к людям становится центральным постулатом теории, а не издержками производства. При этом ключевую роль в повышении эффективности функционирования организаций играет защита человека как работника, как предпринимателя, как собственника

4)Теория альянсов

Стоит отметить, что к появлению различных форм горизонтального объединения организаций приводят интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов. В результате вокруг основных процессов со специфическими целями в каждом из них начинают образовываться плоские иерархии, то есть горизонтальные корпорации и стратегические союзы. Фирмы начинают объединяться для того, чтобы использовать такие специфические рыночные возможности, которые не существуют для отдельно взятых организаций.

Если говорить о теоретическом наследии русской науки управления, то она строилась на других основаниях. В СССР была сформирована своя управленческая парадигма, которая опиралась на жесткую централизацию управления отдельными субъектами хозяйствования со стороны государства (административно-командная система управления). Это говорило о том, что принцип демократического централизма только провозглашался, а на самом деле персонал был просто частью механизма и его инициатива абсолютно не приветствовалась.