Файл: История развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате экономика страны быстро теряла свою конкурентоспособность, и только в 70-80-х годах стали прикладываться определенные усилия для изменения ситуации. Однако переход к рынку стал большой неожиданностью для многих руководителей, что привело к потере ими рыночных позиций и ухудшению работы предприятий. Таким образом, в нашей стране наука управления находится в стадии активного развития.[32]

Улучшение качества трудовой жизни предусматривает улучшение социально–экономического содержания труда, развития тех характеристик трудового потенциала, которые позволяют руководителям предприятий шире использовать интеллектуальные, творческие, организаторские, нравственные способности человека, но обращая внимание на то, чтобы у работника такая максимизация не вызвала негативного отношения к своему труду и работе. Тем самым это может сильно сказаться на эффективности труда. Рассмотрим основные теории менеджмента в таблице 2

Таблица 2

Основные теории менеджмента

Школа, направление, основоположники

Общая характеристика управления персоналом

Возможность адаптации элементов концепций в современной практике управления персоналом в России

Бюрократическая организация труда

Развитие рационализации труда.

Организация должностных полномочий, организация управления предприятием.

Классический менеджмент

Организация научного управления трудом.

Организация выполнения групповых ремонтных работ.

Механистическая организация труда

Развитие механизации труда, повышение производительности труда.

Организация выполнения узкоспециализированных и низкоквалифицированных работ.

Школа человеческих отношений, Кооперация труда

Развитие социальной системы в организации. Организация труда по принципу рабочих команд. Влияние демократических начал на эффективность управления.

Организация условий труда и выполнение групповых ремонтных работ.

Композиционный конвейерный метод управления персоналом. Автономные рабочие группы

Организация и развитие автономных групп и открытой социотехнической системы.

Организация выполнения работ в автономных группах.

Рыночный метод управления персоналом – организация рабочих команд

Тенденция развития рабочих команд.

Групповая организация работ по эксплуатации жилищного фонда.

Кружки качества

Тенденция развития экономичного производства.

Организация труда по принципу экономичного производства.

Организация бригад результативности / производительности

Развития бригад результативности-производительности.

Групповая организация работ с целью повышения производительности.

Социометрические методы создания рабочих групп

Формирование роли координатора в рабочих командах.

Организация труда для совместного решения целей организации и объединение целей рабочей группы и организации.

Новая школа «человеческих отношений»

Гибкость и адаптация организации к постоянным изменениям внешней среды.

Организация гибкой командной структуры управления для удовлетворения работников содержанием своего труда и повышения качества услуг.

Делегирование полномочий

Установление эффективных трудовых отношений между руководителями и подчиненными.

Командный подход делегирования полномочий для повышения заинтересованности работников в поддержании и улучшении деятельности их организации.


Источник: Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие[2,c.342]

Понятие трудового потенциала работника несомненно связано с концепцией антропоцентризма, которая в сфере управления подразумевает, что трудовые отношения носят субъектно-субъектный характер.[33]

Оценив изменения качества трудовой жизни с точки зрения глобальной социальной политики, можно отметить, что в современном мире концепция качества трудовой жизни, ее практическая реализация и развитие становятся все более актуальными и обсуждаемыми в сфере трудовых отношений не только за рубежом, но и в России.

3.2. Современная система взглядов на управление

Концепция современных взглядов на управление была сформирована под влиянием определенных перемен в мировом развитии. На данный момент особый интерес направлен на социальный и человеческий подход управления. Для того, чтобы сделать людей способным к совместным действиям, сделать их наиболее продуктивными менеджмент направляют на человека.

Новая концепция, связанная с управлением известна как «тихая управленческая революция» Так как ее главное преимущество в том, что положения применяются не приводя к разрушению сформировавшихся структур, либо систем.

Рассмотрим основные отличия в управлении в период индустриального развития, а также новые взгляды, которые сформировались из-за перехода к экономике рыночно предпринимательской ориентации в таблице 2.

Таблица 2

Отличия системы взглядов в управлении

Система взглядов

Период индустриального развития

После перехода

Предприятие-это закрытая система, цели, задачи и условия которой стабильны.

Предприятие-это открытая система, в которой внешняя и внутренняя среда взаимодействуют.

Рост масштабов производства рассматривается как главный фактор успехов предприятия

Ориентация не на объемы производства, а, в большей степени, на выявление и удовлетворение потребностей покупателей (потребителей)

Использование всех ресурсов, повышение производительности-главная задача управления

Использование ситуационного подхода, активное взаимодействие с внешней средой (органы власти и т.д.)

Главный источник прибавочной стоимости-работник и его производительность

Главный источник прибавочной стоимости- люди, обладающие определенным объемом знаний и работающие в таких условиях, которые позволяют их реализовывать

Система управления основана на жестком контроле

Система управления ориентируется на применении инновационных подходов, на улучшении мотивации


Источник: Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие[2,c.241]

Если рассматривать мировую практику управления, то в ней приоритетными считаются американская и японская модель управления.

Американская модель управления используется в корпорациях США, Великобритании и других странах. Более подробное сравнение в таблице 3.

Таблица 3

Сравнение моделей управления

Американская модель

Японская модель

Страны

Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия, Канада и некоторые другие страны

Япония

Основные черты

Четко разработанная законодательная основа, определяющая права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров.

Японская модель основывается на философии «мы все одна семья», Основными чертами японской системы управления являются система пожизненного найма, процесс коллективного принятия решений, концепция непрерывного обучения.

Управление

Стратегическое управление, которое заключается в разработке долгосрочной стратегии и в осуществлении управления в реальном масштабе времени.

Управление качеством. Контроль за качеством охватывает все стадии производства. В систему контроля вовлечены все работники фирмы. 

Источник: Кравченко А.И. История менеджмента[13,c.214]

Для российского менеджмента необходимо изучить зарубежный опыт управления и при помощи навыков креативно подойти к его использованию в новых российских условиях. Существенный опыт управления накоплен в зарубежных странах. например, в сфере индустрии, торговли, сельского хозяйства, в следствии участия людей в управленческой деятельности. Благодаря знаниям основ науки управления он обогащается .

Системе российского управления с целью стандартной деятельности необходимы радикальные изменения. В этом и заключается вся история управления менеджмента.

Подводя итог можем сказать, что все переходы от первого этапа к следующему появлялись никак не из-за естественноисторического процессора благодаря государственным переворотам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно сделать вывод, что история менеджмента или управления возникла одновременно с формированием социума, где определяющим фактором стало зарождение и становление государственности.

При этом уже в III тысячелетии до н. е. можно выявить первые примеры сознательного управления, где на глиняных табличках, которые дошли до нас засвидетельствовали существование определенного регламента управленческой деятельности в Древнем Египте и Шумере, связанного с коммерческими операциями и управлением государством.


В дальнейшем, такие ученые как Платон, Аристотель и Сократ начали формировать свои представления об управлении. Однако лишь во второй половине XVIII века менеджмент стал формироваться как отрасль управленческих знаний. Но его становление стало возможным лишь в начале XX века, когда началась эпоха индустриализации и появление огромных организаций и предприятий.

Надо отметить, что история науки об управлении развивалась параллельно с другими научными областями, такими, как экономика, социология, математика, психология. Разумеется, что эти науки оказывали влияние на формирование мысли об управленческой деятельности. Поэтому будет актуальным показать при исследовании развития менеджмента это влияние. Значительное влияние на становление управления как науки оказала классическая буржуазная политическая экономия. Большой вклад в ее формирование внесли английские политэкономы Уильям Петти (1623–1687), Адам Смит (1723–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Значительную лепту в формирование политэкономии как науки внесли труды Пьера Буагильбера (1646–1714), который считается основателем классической французской политэкономии. Также оказал существенное влияние Франсуа Кенэ (1694–1774) – основоположник школы физиократов и создателя знаменитых «экономических таблиц» воспроизводства. Анн Роберта Жака Тюрго (1727–1781), королевского министра финансов, внес существенный вклад в развитие теории физиократов. Физиократы противопоставляли торговле сельское хозяйство. Они считали его единственной отраслью. Дающей излишки.

Нельзя ни отметить огромного вклада английского социалиста‑утописта Роберта Оуэна (1771–1858) в развитие управленческой мысли и практики управления. Он первым заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. Оуэн был практиком, и добился на своей фабрике улучшения условий труда работников. Он также предпринял попытку распространить свою систему на предприятиях Англии, но потерпел неудачу. Не принесла успеха и его попытка основать в 1821 г. коммуну «Новая Гармония» в США. Через три года он разорился.

На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Маркс и Энгельс создали аппарат для исследований в области менеджмента, необходимую методологическую и методическую базу. В своем труде «Нищета философии» К. Маркс говорит, что для различных форм организации общества являются характерными «различные формы разделения труда». Он говорит о том, что внутри мастерской разделение труда было развито довольно слабо. В первом томе «Капитала» К. Маркс отмечает, что необходимость в дифференциации труда возникает в условиях развития кооперации. «С развитием кооперации многих наемных рабочих командование капитала становится необходимым для выполнения самого процесса труда, становится действительным условием производства. Команда капиталиста на поле производства делается теперь столь же необходимой, как команда генерала на поле сражения».


Однако, с его точки зрения, капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом и нет необходимости, так как «труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагается в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом»[34].

В итоге, в результате разделения труда возникает обособление управления, оно стало рассматриваться в качестве особой функции любого коллективного труда.

В то же время Энгельс указывал на то, что необходимо разделять управление вещами и управление людьми. В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. В дальнейшем это утверждение было основным в исследованиях большинства ученых.

Что касается концепций рыночного менеджмента начала XX века, то ведущей считается концепция Ф. Тэйлора о научном управлении предприятия. Она относится к формированию американского менеджмента, но, тем не менее, повлияла на мировой менеджмент в целом, создав «научную» школу управления. С точки зрения этой школы предприятие рассматривается как закрытая система, не связанная с внешней средой и не подверженная ее влиянию. Эта школа не учитывала человеческий фактор, не уделяя значительной роли поведенческому аспекту.

Основное внимание Файоль уделял управлению персоналом. Он первым рассмотрел управленческую деятельность обособленно, при этом полагая, что характер ее будет зависеть от размеров и особенностей предприятия. Он выделял пять функций управления: планирование, организация, распорядительская деятельность, координирование и контроль. Также он выделил четырнадцать принципов управления.

Именно эта модель в ее развитии составляет основу менеджмента в Европе.

В связи с этим стали формироваться различные школы управления, среди которых: рационалистическая, «рациональная бюрократия», школа административного управления, школа науки управления.

Таким образом, можно сделать вывод, что менеджмент в своем развитии прошел очень длительный путь становления. Однако можно утверждать, что развитие менеджмента как науки будет продолжаться и дальше, станут появляться новые концепции и теории, отвечающие потребностям времени.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ