Файл: Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно мнению автора, на эффективность принятия решения может оказывать влияние две группы факторов:

  1. субъективные;
  2. объективные.

К первой группе относятся факторы, связанные с личностью лица, принимаемого решения. Среди них рассудительность, инициативность, характер и опыт управленца.

Объективные факторы, оказывающие влияние на эффективность управленческих решений, включают в себя качество используемых ресурсов и условия обстановки в процессе принятия решения.

В связи с тем, что не существует единого мнения относительно трактовки понятия эффективности, нет единой шкалы и классификации факторов, которые характеризовали степень эффективности принятых решений.

Асаул А.Н. выделил пять управленческих факторов, которые могут влиять на эффективность принимаемых решений:

  1. человеческий потенциал принимающего решение;
  2. организационная структура компании;
  3. четкость путей информации;
  4. характер контроля;
  5. корпоративная культура.

Важно отметить, что степень влияния данных факторов зависит от того, на каком этапе они проявляются. В общем факторы можно разделить на управленческие, возможности и ограничения предпринимательских структур и возможности персонала. Из такого деления следует, что на эффективность принятия управленческих решений влияют факторы самого разного уровня, а в конечный результат деятельности предприятия делают вклад все структурные единицы организации.

В.С. Юкаева писала, что успехообразующими факторами принятия управленческих решений являются объективные экономические факторы внешней среды:

  1. знание реальных тенденций развития управляемого объекта;
  2. владение методами положительного использования складывающихся тенденций;
  3. ориентация в целях развития экономики страны в целом;
  4. определение задач на основе этих целей;
  5. четкое представление о состоянии объекта, внешней среды и тенденциях их развития;
  6. умение своевременно реагировать на изменяющуюся среду и новые задачи, выдвигаемые рынком, экономической политикой государства.

Выводы по главе 1

Таким образом, по общей классификации все факторы можно разделить на объективные и субъективные. Тем не менее, на эффективность принятия управленческих решений наибольшее значение оказывает компетентность и способность лица, принимающего управленческие решения, быстро реагировать на происходящие во внешней и внутренней среде изменения. А также обоснованность и целесообразность отдаваемых им распоряжений.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЫРАБОТКИ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Принятие управленческих решений в менеджменте ХХI века

Данное исследование проведем на основании анализа системы принятия управленческих решений в ООО «СантТЕХ», которое функционирует на рынке сантехнических изделий.

Разработка управленческого решения в ООО «СантТЕХ» является комплексом различных управленческих действий, где каждое следующее действие является логическим продолжением предыдущего.

  1. После формулировки цели и выбора критерия оптимальности или целесообразности осуществляется выбор конкретных факторов и условий, от которых будет зависеть результат решения. Обоснованный отбор факторов является предпосылкой разработки научно обоснованного, а впоследствии и эффективного решения. Модель анализа системы - это, собственно, и есть схема решения задачи, стоящей перед управлением фирмы «СантТЕХ». В зависимости от характера задачи модель может быть простая или сложная. Простые модели часто бывают стандартными. Сложные модели решения могут (соответственно степени формализации) частично или полностью отвечать требованиям программирования.

Процесс принятия решения требует логического и упорядоченного подхода, так как менеджеры принимают решения, которые объединены с определенными обязательствами и необходимостью претворения их в жизнь.

Из всех неопределенностей менеджер выбирает решения, которые позволят достичь конечного результата. Эта неопределенность может принимать ряд форм и представлять:

  • стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив;
  • бинарное решение ("так" или "не так");
  • многоальтернативные решения (имеется очень широкий выбор альтернатив);

- инновационное (новаторское) решение, когда необходимо начать действовать, но нет приемлемых альтернатив.

Этапы принятия стандартного управленческого решения приведены в табл. 2.1, а определяющие факторы, которые влияют на качество управленческого решения - на рис. 2.1.


Таблица 2.1

Этапы принятия стандартного управленческого решения

Стандартный процесс принятия решений

Цель упорядоченного подхода к принятию решений - повысить объективность и обеспечить учет всех важных данных.

Шаг первый.

Постановка цели решения.

Любой процесс принятия решений должен начинаться с ясного анализа необходимости принятия этого решения.

Шаг второй.

установление критериев решения.

Убедившись в том, что цель решения имеет важное значение и что решение принимается в нужной точке цепи решений, можно приступить к процессу выбора решения.

Шаг третий.

Деление критериев.

Итак, теперь имеется список критериев, довольно конкретных для того, чтобы использовать их как основу для сравнения вариантов решений.

Шаг четвертый.

Изготовление альтернатив.

Шаг пятый.

Сравнение альтернатив.

Квалифицированное принятие решений требует выработки ряда альтернатив, сравнение их и выбор наилучшей.

Шаг шестой.

Определение риска.

Как уже отмечалось, первооснова оценки эффективности решения заключается в том, удалось ли избегнуть отрицательных побочных эффектов, снижающих конечную эффективность действия.

Шаг седьмой.

Оценка риска.

Знать о существовании риска важно, но этого недостаточно. Необходимо определить его значимость.

Шаг восьмой.

Принятие решения.

Количественные показатели степени риска помогают принять обоснованное решение.

При выборе критериев для принятия решения менеджер фирмы руководствуется системой норм и нормативов, с которыми можно сравнить альтернативное решение. Нормы, как правило, ограничивают выбор критериев, так как менеджер не может изменить трактовку того или иного закона, что суживает деятельность по принятию решения. К числу таких ограничений можно отнести отсутствие достаточного опыта и квалификации, наличие острой конкуренции и др.

Эффективность принятия решения на среднем и низшем уровнях управления фирмой во многом определяется полномочиями, которые им делегировало высшее звено управления. Таким образом, критерии при принятии управленческого решения служат своего рода стандартом ограничения.


Рис. 2.1. Факторы, влияющие на качество управленческого решения в ООО «СантТЕХ»

Цель управления

Ситуация

Проблема

Методология разработки

Конкретные методики разработки

Организация разработки

Информационное обеспечение

Организация управления

Квалификация кадров

Механизм управления

Методы управления

Субъективные факторы оценок

Социально-психологический климат

Качество управленческого решения

Время разработки

Время реализации

Процесс принятия управленческих решений на фирме «СантТЕХ» зависит и от того, какие усилия руководитель считает необходимым приложить после ознакомления с информацией. Эти усилия могут быть направлены:

-  на разработку общей модели решения,

-  на определение детальной процедуры ее разработки,

-  на поиск идеи решения,

-  на отработку схемы принятия решения по этапам (оценка проблемы — анализ проблемы — варианты ее решения — прогноз последствий — поиск лучшего варианта — оформление решения).

В практике деятельности ООО «СантТЕХ» есть немало решений, которые могут приниматься и принимаются единолично. Это особенно характерно для руководителей с ярко выраженной предпринимательской ориентацией, которые возглавляют работу коммерческих отделов и вынужденные часто принимать решения в зависимости от ситуаций. Есть решения, которые принимаются коллегиально (сборы учредителей). Есть решения, которые требуют согласования с партнерами и дочерними фирмами, и есть решения, принятые руководителем с учетом мнения работников фирмы. Поэтому то или иное «коммуникативное пространство» организуется в зависимости от того, какой характер управленческого решения.

Во всех управленческих решениях учитываются факторы, увеличивающие риск, и факторы, которые уменьшают его. Руководитель фирмы оценивает конкретные виды риска по обеим группам факторов. Он устанавливает для себя допустимый уровень риска и возможные меры по его снижению.

С целью повышения ответственности за принятие и осуществление решения, а также создания предпосылок для эффективного контроля за его выполнением, управленческие решения на фирме «СантТЕХ» являются документированными. Документация решения оформляется с учетом действующих законодательных и других правовых актов. Форма документирования решения зависит от его назначения, а содержание отвечает таким требованиям: в документированном решении отображают цель, определяют средства достижения этой цели в виде конкретных мероприятий, определяют ожидаемые результаты, устанавливают сроки выполнения каждого мероприятия и называют конкретных лиц, отвечающих за реализацию решения.


2.2. Анализ факторов, влияющих на эффективность управленческого решения, в современных условиях

Рассмотрим применяемые на фирме «СантТЕХ» методы принятия управленческих решений.

Метод платежной матрицы позволяет дать оценку каждой альтернативы как функции разных возможных результатов реализации этой альтернативы. Он используется в основном для принятия инвестиционных решений на ООО «СантТЕХ». Так, например, фирма имеет три альтернативы инвестирования своих средств: 1) в фирму по производству аксессуаров для ванной комнаты; 2) в стороннее предприятие; 3) в фирму по производству продуктов питания.

При реализации каждой из альтернатив возможно возникновение двух ситуаций:

- высокие темпы инфляции;

- низкие темпы инфляции.

Достоверности возникновения отмеченных ситуаций составляют соответственно 0,3 и 0,7 (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Инфляционные ожидания при реализации альтернатив

Альтернатива

Высокий уровень инфляции

р=0,3

Низкий уровень инфляции

р=0,7

1 альтернатива

-10000

+50000

2 альтернатива

+90000

-15000

3 альтернатива

+30000

+25000

Рассчитаем ожидаемые эффекты от реализации каждой альтернативы.

ЕV1=0,3(-10000) + 0,7(+50000) =32000

ЕV2=0,3(+90000) + 0,7(-15000) =16500

ЕV3=0,3(+30000) + 0,7(+25000) =26500

Первая альтернатива имеет наибольший ожидаемый эффект, потому при принятии решения об инвестировании средств, именно она рекомендуется руководству ООО «СантТЕХ» для осуществления инвестиционной деятельности.

Методом “дерева решений” решаются также инвестиционные вопросы, но в аспекте эффективного вложения средств для расширения своей деятельности (или доходности). После анализа идентифицированы 3 альтернативы:

- вложить средства в приобретение новой фирмы;

- вложить средства в улучшение использования действующих производственных мощностей;

- положить деньги на депозит в банк.

Для решения вопроса, какая альтернатива наилучшая, менеджерами фирмы «СантТЕХ» собрана необходимая информация, отраженная при помощи метода дерево решений на рис. 2.2.