Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Движение библиотечного фонда».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Выбор комплекса задач автоматизации
1.2 Характеристика существующих бизнес – процессов
1.3 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
1.4 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
1.5 Обоснование проектных решений по программному обеспечению
2.1 Информационная модель и её описание
2.2 Характеристика результатной информации
2.3 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
2.4 Характеристика базы данных
На основании перечисленных достоинств, для реализации информационной системы была выбрана реляционная база данных. Для управления реляционной базой данных используется реляционная СУБД. На рынке широко представлены как коммерческие, так и бесплатные СУБД, к которым относятся:
- Microsoft SQL Server;
- IBM DB2;
- Oracle database.
СУБД IBM DB2 является кросс-платформенной, обеспечивает стабильную работу базы данных. Недостатками системы являются высокая стоимость и низкая производительность. СУБД Microsoft SQL Server обладает большим пакетом инструментов, стабильностью работы и низкими затратами на администрирование. Недостаток системы заключается в том, что она работает только на платформе Windows. СУБД Oracle обладает высокой производительностью, легкостью интегрирования приложений и устойчивостью к большим потокам данных. Недостатком является высокая стоимость, необходимость приобретения мощного оборудования и персонала для поддержки СУБД. Ввиду перечисленных свойств реляционных СУБД был сделан выбор в пользу СУБД Oracle [1].
Для разработки информационной системы будет использован объектно-ориентированный подход, поскольку он позволяет осуществлять конструирование из компонентов, обладающих простыми инструментами, что дает возможность абстрагироваться от деталей реализации. Использование локализации программного кода и данных улучшает наглядность и удобство сопровождения программного обеспечения.
В качестве языка программирования был выбран язык программирования С++, который обладает следующими преимуществами:
- большей безопасностью по сравнению с другими языками;
- возможностью писать обобщенный код с помощью шаблонов;
- возможностью использования объектно-ориентированного подхода;
- управления ресурсами с помощью RAII;
- упрощение программного кода за счет перегрузки функций и операторов;
- более простой обработки ошибок за счет исключений [10].
Рассмотрим существующие среды программирования, которые поддерживают язык программирования c++. Среда программирования «Visual Studio 2015» является одной из старейших продуктов для создания программных продуктов с графическим интерфейсом. Возможность добавления сторонних плагинов способствует расширению функциональности среды программирования до кроссплатформенного состояния. К недостатком этой среды можно отнести то, что разработчик должен обладать опытом создания приложений, для работы с этой средой.
Среда программирования «IntelliJ IDEA» позволяет осуществить разработку программных продуктов на множестве популярных языков программирования. Но у системы существует существенный недостаток производительности в процессе компиляции, перекомпиляции и тестирования.
Платформа для разработки графических приложений «Appcelerator Titanium» предоставляет возможность быстрого создания приложений для всех устройств. Но в среде существует недостаток в виде генерации ошибок в коде, искусственных ограничений и низкого качества пользовательской документации [5].
Мощной платформой для разработки приложений, которая позволяет создавать приложения на языке программирования с++, является платформа «Netbeans». Однако, платформа обладает низким показателем быстродействия и ограничением функциональности некоторых плагинов [8].
На основании рассмотренных сред программирования, поддерживающих язык с++, был сделан вывод о том, что наиболее надежной средой программирования будет являться среда «MS Visual Studio».
Для создания отчетных форм будет использован программный продукт «DesignFR», которое позволяет просматривать и редактировать файлы отчетов.
Проектируемая система должна функционировать в среде операционной системы Windows 10, поскольку эта операционная система используется для работы сотрудников организации.
2. Проектная часть
2.1 Информационная модель и её описание
Информационная модель представляет собой схему, отражающую преобразование информационных реквизитов от источников информации до её получателей или, иными словами, процесс обработки информации в информационной системе [2]. Рассмотрим информационную модель предметной области. Информационная модель представлена на рисунке 6.
Рисунок 7. Информационная модель
Входным документом задачи является накладная, в которой содержатся данные о поступлении книг:
- Название книги.
- ФИО автора книги.
- Издательство.
- Год издания.
- Количество страниц.
- Поставщик.
- Количество экземпляров каждой книги.
Образец накладной представлен на рисунке 8.
Рисунок 8. Образец накладной
Каждая накладная содержит от 30 до 300 строк, объем документов составляет до 50 000 символов. Частота возникновения документа до 100 ежемесячно.
В проектируемой информационной системе должны присутствовать следующие справочники:
- Библиотекарь.
- Читатель.
- Книга.
Характеристика справочников представлена в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика справочников
Характеристика |
Библиотекарь |
Читатель |
Книга |
Ответственный за ведение |
Библиотекарь |
||
Объем справочника в записях |
100 |
100 000 |
100 000 |
Частота актуализации |
Раз в квартал |
Ежедневно |
Раз в месяц |
Объем актуализации |
5% |
||
Реквизитный состав |
Фамилия |
Фамилия |
Название |
Имя |
Автор |
||
Имя |
Отчество |
Издательство |
|
Дата рождения |
Год издания |
||
Отчество |
Адрес регистрации |
||
Паспортные данные |
Шифр книги |
2.2 Характеристика результатной информации
Результатной информацией являются отчет по наличию книг в библиотеке и отчет по просроченным срокам возврата книг. Отчеты формируется ежемесячно для оценки работы библиотеки. Результативная информация хранится в следующих таблицах базы данных:
- Книга.
- Возврат книг.
- Выдача книг.
- Читатель
Характеристика перечисленных таблиц представлена в таблице 4.
Таблица 4
Характеристика таблиц с результативной информацией
Наименование таблицы |
Наименование поля |
Книга |
Название |
Возврат книг |
Дата возврата |
Выдача книг |
Дата выдачи книг |
Читатель |
Фамилия |
Имя |
|
Отчество |
|
Телефон |
2.3 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
Для того, чтобы привести иерархию функций управления и обработки данных, которые будут автоматизированы с помощью проектируемой ИС, необходимо выделить и детализировать два подмножества функций:
- Функции, реализующие служебные функции.
- Функции, реализующих основные функции управления и обработки данных [9].
Выявление состава функций, их иерархии и выбора языка общения (например, главное меню ИС) позволит разработать структуру сценария диалога, который даст возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.
Разработаем дерево функций системы, согласно приведенным рекомендациям. К основным функциям разрабатываемой системы относятся:
- Редактирование справочников.
- Ввод данных.
К служебным функциям разрабатываемой ИС относятся:
- Формирование отчетов.
Дерево функций представлено на рисунке 9 [7].
При разработке структуры диалога необходимо предусмотреть возможность работы с экранными формами входных документов, формирование выходных документов, корректировки вводимых данных, просмотра введенной информации, работу с таблицами нормативно-справочной информации, протоколирования действий пользователя, а также помощь на всех этапах работы [3].
Рисунок 9. Дерево функций системы
Разработаем сценарий диалога информационной системы. Сценарий диалога представлен на рисунке 10.
Рисунок 10. Сценарий диалога
2.4 Характеристика базы данных
Проектируемая ИС будет хранить и обрабатывать данные в реляционной базе данных, которая представляет собой совокупность двумерных таблиц [6]. Для описания взаимосвязей между таблицами построим ER-модель. ER-модель представлена на рисунке 11.
Рисунок 11. ER-модель
Характеристика таблиц базы данных представлена в таблице 5.
Таблица 5
2.5 Характеристика базы данных
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Справочник «Библиотекарь» |
||||
ID_библиотекаря |
ID_epml |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Фамилия |
Lname_empl |
Текст |
30 |
|
Имя |
Fname_empl |
Текст |
30 |
|
Отчество |
Mname_empl |
Текст |
30 |
|
Справочник «Читатель» |
||||
ID_читателя |
ID_read |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
ФИО |
FIO |
Текст |
100 |
|
Паспортные данные |
Pasp |
Текст |
300 |
|
Адрес |
Addr |
Текст |
100 |
|
Номер телефона |
Tel |
Текст |
10 |
|
Дата рождения |
BDate |
Дата |
8 |
|
Дата регистрации |
RDate |
Дата |
8 |
|
Справочник «Книга» |
||||
ID_книги |
ID_book |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Название |
Naim |
Текст |
300 |
|
Авторы |
Auth |
Текст |
100 |
|
Издательство |
Izd |
Текст |
100 |
|
Год издания |
DIzd |
Дата |
8 |
|
Шифр книги |
Code |
Число |
10 |
|
Выдача книг |
||||
ID_выдачи |
ID_vid |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Дата выдач |
DateVid |
Дата |
8 |
|
Возврат книг |
||||
ID_возврата |
ID_vozv |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Дата возврата |
DateVozv |
Дата |
8 |
|
Читательский билет |
||||
ID_билета |
ID_bil |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Номер |
Num_bil |
Число |
10 |
|
Дата выдачи |
Date_bil |
Дата |
8 |
|
Акт списания |
||||
ID_акта |
ID_acts |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Номер |
Num_acts |
Число |
10 |
|
Дата |
Date_acts |
Дата |
8 |
|
Причина |
Pr_acts |
Текст |
100 |
|
Акт расхождения |
||||
ID_акта |
ID_actr |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Номер |
Num_actr |
Число |
10 |
|
Дата |
Date_actr |
Дата |
8 |
|
Количество |
Kol_actr |
Текст |
100 |
|
Накладная |
||||
ID_накладной |
ID_nakl |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Номер |
NNakl |
Число |
10 |
|
Дата |
DNakl |
Дата |
8 |
|
Количество |
KNakl |
Число |
10 |
|
Контрагент |
KontrNakl |
Текст |
100 |
Структурная схема пакета программных модулей состоит из модулей следующих классов:
- Модули, выполняющие служебные функции.
- Управляющие модули, осуществляющие загрузку меню и передачу управления другому модулю.
- Модули, связанные с хранением, обработкой и выдачей информации.
Описание функций модулей позволяет структурировать файлы информационной системы, обеспечить надежность системы и удобство при сопровождении системы [4].
Описание функций модулей представлено в таблице 6.
Таблица 6
Описание функций модулей
№ п/п |
Наименование модуля |
Функции модуля |
---|---|---|
1 |
Глобальный модуль |
Содержит глобальные процедуры и функции, предопределенные процедуры, процедуры и функции, которые необходимо выполнить при запуске системы |
2 |
Модуль справочника «Библиотекарь» |
Содержит предопределенные процедуры формы списка и элементы справочника |
3 |
Модуль справочника «Читатель» |
Содержит предопределенные процедуры формы списка и элементы справочника |
4 |
Модуль справочника «Книга» |
Содержит предопределенные процедуры формы списка и элементы справочника |
5 |
Модуль документа |
Содержит предопределенные процедуры формы списка и элементы документа |
Модель дерева вызова программных модулей представлено на рисунке 12.
Рисунок 12. Дерево вызова программных модулей
На рисунках 13 - 15 представлен алгоритм формирования отчета по наличию книг в библиотеке. Работа модуля начинается с появления диалогового окна, в котором пользователь вводит параметры отчета: дату начала формирования отчета и дату окончания. Затем модуль осуществляет расчет остатка книг: суммируются данные о поступлении книг до даты начала формирования отчета по всем книгам фонда. Затем суммируются данные о выдаче каждой книги до даты начала формирования отчета. Из суммы прихода вычитается сумма выдачи. Полученные данные по каждой книге вводятся в графу отчета «Остаток на начало периода».