Файл: Обзор языков программирования высокого уровня.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Закомментировав" подозрительный фрагмент программы, можно достаточно быстро найти место возможной ошибки.

Пример оформления программы с помощью комментариев

/ *

 Программа предназначена для сложения, вычитания и умножения двух целых чисел.

* /

 #include <iostream> // Директива препроцессора

 int plus (int, int); // Прототип функции plus ()

 int minus (int, int); // Прототип функции minus ()

 int multiply (int, int); // Прототип функции multiply ()

 int main ()

 {

 int a, b, c, d, e; // Объявления локальных переменных

 cin >> a; // Введение первого аргумента

 cin >> b; // Введение второго аргумента

 c = plus (a, b) // Добавление двух аргументов

 d = minus (a, b) // Вычисление двух аргументов

 e = multiply (a, b) // Умножение двух аргументов

 // Вывод результатов

 cout << "Сумма =" << c << endl;

 cout << "Разница =" << d << endl;

 cout << "Произведение =" << e << endl;

 return 0;

 }

 int plus (int a, int b)

 / *

Функция получает два целых аргументы a и b.

Функция вычисляет сумму аргументов, не меняя их значения.

 * /

 {

 return a + b;

 }

 int minus (int a, int b)

 / *

Функция получает два целых аргументы a и b.

Функция вычисляет разницу аргументов, не меняя их значения.

 * /

 {

 return a - b;

 }

 int multiply (int a, int b)

 / *

Функция получает два целых аргументы a и b.

Функция вычисляет произведение аргументов, не меняя их значения.

 * /

 {

 return a * b;

 }

Разумеется, программист может сам решать, насколько подробными должны быть комментарии.

3. Создание графического приложения на языке С++

3.1. Характеристика среды разработки C++ Builder

Визуальный язык программирования – это язык взаимодействия пользователя с системой программирования, реализуемой диалоговыми средствами графического интерфейса пользователя. Появление визуальных языков была следствием сложности программирования графического интерфейса программ, предназначенных для выполнения в операционных средах типа Windows. Чтобы облегчить программирование элементов графического интерфейса и используются визуальные языки. Например, рисование диалогового окна ввода данных сводится к рисованию его на экране или к выбору и корректировки прототипа, предлагается в режиме диалога. При этом применяются курсор мыши, кнопки, меню и другие элементы.


Визуальными языками программирования можно разрабатывать как оболочки к программам, которые уже существуют, так и создавать новые. Для этого в языках визуального программирования разработан удобный механизм написания и подключения на базовом языке программирования высокого уровня, такого как Бейсик, Паскаль, C++. К этой группе языков принадлежат Visual Basic, PowerBuilder, Borland C++ Builder.

Дадим краткую характеристику среды интегрированной разработки приложений C++ Builder.

C++ Builder – это современная технология визуального программирования, которая применяет максимальную автоматизацию ее трудоемкой части – создание оконных программ с графическими элементами.

Оболочка среды C++ Builder предоставляет возможности для использования большого набора готовых визуальных компонентов, пиктограммы которых находятся на соответствующих вкладках панели компонентов.

В среде С++ Builder используется почти 150 стандартных компонент. Все они собраны в специальной библиотеке визуальных компонентов - Visual Class Library. Рассматриваемая интегрированная среда разработки предназначена для написания программ с помощью языка программирования C++ и при этом сочетает библиотеку VCL и непосредственного среду программирования (Integrated Development Environment), которая написана для языка программирования Delphi с использованием компилятора C++.

Процесс создания программных продуктов в среде C++ Builder аналогичный Delphi, но также присутствуют существенные улучшения. Большинство компонентов, созданных в Delphi, используют и в C++ Builder без модификации, но обратное утверждение не всегда справедливо.

Отметим, что С++ Builder позволяет методом перетаскивания довольно просто разрабатывать графические программы, приводя к повышению простоты и эффективности программирования, так как программисту не надо всякий раз создавать элементы собственных программ, что могут реализовываться посредством уже существующих объектов.

Главным объектом визуального программирования считают компонент. Компонентами в среде C ++ Builder являются классы объектов или объекты. При запуске программы их видно на экране (кроме группы невидимых компонентов), их можно легко передвигать мышью, они реагируют на щелчки клавиатуры, мыши. [14]

Компонентам, в отличие от стандартных объектов C++, присущие свойства, события и методы, которые позволяют осуществить различные операции с указанными компонентами. Свойства позволяют легко устанавливать разные характеристики компонентов: название, размеры, источники данных или контекстные подсказки.


Методы выполняют определенные действия над компонентным объектом, даже такие сложные, как, например, перемотка или воспроизведение устройства мультимедиа.

События связывают воздействия, на которые и реагируют компоненты: например, активизация, нажатие кнопок. Кроме этого, события могут возникать при различных специфических состояниях компонента. Например, при обновлении данных в базах данных.

В качестве примера визуального объекта рассмотрим компонент Button (кнопка), который имеет ряд свойств: определение границ, размеры (высота и ширина), имя, расположение на форме, надпись на кнопке, стиль, размер и цвет надписи, шрифт, видимость и др. [14]

Для кнопки можно создать различные события: нажатия клавиши клавиатуры, щелчок кнопкой мыши и другие. Методами для рассматриваемого компонента могут быть алгоритмы, что выполняют такие действия: изменение размеров, перемещение самой кнопки, создание новой или удаление существующей кнопки.

Программирование в среде С++ Builder состоит из основных двух этапов:

– проектирование визуального интерфейса посредством компонентов;

– написания кода программного продукта, выполнение команд которого и обеспечит функционирование.

Рассмотрим интерфейс среды C ++ Builder.

Окно состоит из таких элементов (рис. 1):[18]

– палитра компонентов;

– окно формы;

– кнопки инструментальных панелей;

– главное меню;

– окно кода программы;

– окно инспектора объектов.

Рисунок 1 – Интерфейс среды C++ Builder

Форма занимает самое большое место и является серым прямоугольным "контейнером" (рис. 1) для размещения компонентов (надписи, кнопки, окна редакторов, панели и т.д.) при проектировании формы. Форма сама является визуальным компонентом с названием Form1.

Без указаний при проектировании заголовок компонента (то есть, свойство Caption) совпадает с названием (свойство Name), к которому добавляется порядковый номер, что начинается с единицы (например, Button1, Button2). Сам заголовок можно изменять с помощью свойства Caption. Аналогично, размеры формы можно изменить или в окне Object Inspector, или просто перетаскивая мышкой линии границы проектированной формы.

Для размещенных визуальных компонентов на форме можно вызывать контекстную справку, для чего следует, выделив нужный визуальный компонент, и нажать клавишу F1. [19]

После запуска среду C++ Builder в редакторе кода содержится минимальный набор инструкций, который обеспечивает функционирование в качестве Windows окна пустой формы. При создании своего проекта программисты вносят в него нужный код.


3.2. Создания программы с графическим интерфейсом

Рассмотрим принципы создания оконной программы на примере проектирования программного продукта для продажи хлебобулочных изделий. [20]

Оконная программа предназначена для вычисления стоимости покупки пользователя хлебобулочных изделий (батона и бородинского хлеба). Менеджер по продажам должен выбрать с выпадающего списка один с двух хлебобулочных изделий, при этом, если выбран один их продуктов, второй добавляется автоматически во второе поле. При вводе количества купленных товаров автоматически будет подсчитана стоимость покупки. Если стоимость выше 200 денежных единиц, то покупателю предоставляется скидка. [15]

Кнопка «Очистить» выполняет очистку полей формы.

Кнопка «Выход» предназначена для выхода из программы.

Написания какой-нибудь графической программы имеет несколько этапов.

Первый шаг – проектирование внешнего вида окна программного продукта. [13]

Для этого нужно запустить среду C++ Builder, создать проект графического приложения и поместить на форме такие компоненты (таблица 1):

Таблица 1 – Компоненты, что используются в программном продукте

№ п/п

Название компонента

Предназначение

1

Form1

Форма для оконного приложения

2

Edit10, Edit2, Edit3, Edit4, Edit5, Edit6, Edit7, Edit8, Edit8

Поля для ввода данных

3

BitBtn1

Кнопка для выхода из программы

4

Button1

Кнопка для вычисления результата

5

Button2

Кнопка для очистки полей формы

6

Label1 – Label7

Надписи

7

ComboBox1

Выпадающий список

После размещения компонентов необходимо в Object Inspector изменить их свойства. В таблице 2 показаны свойства и их значения, которые используются при проектировании интерфейса.

Таблица 2 – Перечень свойств компонентов

№ п/п

Название компонента

Свойство компонента

Значение свойства

1

Form1

Caption

Хлебобулочные изделия

2

Edit1

Text

“”

3

Edit2 – Edit8

Text

0

4

Label1

Caption

Выберите товар

5

Label2

Caption

Количество

6

Label3

Caption

Цена

7

Label4

Caption

Стоимость

8

Label5

Caption

Сумма покупки

9

Label6

Caption

Скидка

10

Label7

Caption

Конечная сумма

11

ComboBox1

Text

Выберите товар

12

BitBtn1

Caption

Выход

13

Button1

Caption

Вычислить

14

Button1

Caption

Очистить


После выполненных действий с помощью Object Inspector внешний вид примет такое значение: (рис. 2):

Рисунок 2 – Интерфейс программы «Хлебобулочные изделия»

Второй этап проектирования – это написание программного кода для программного продукта. Рассмотрим функции разрабатываемой программы.

Для автоматического ввода данных в поля ComboBox1 и Edit1 нужно набрать следующий код:

if (ComboBox1->Text=="Бородинский")

{

Edit1->Text="Батон";

Edit4->Text="23,50";

Edit5->Text="24,00";

}

if (ComboBox1->Text=="Батон")

{

Edit1->Text="Бородинский";

Edit5->Text="23,50";

Edit4->Text="24,00";

}

Ввод количества первого продукта:

Edit6->Text=FloatToStr(StrToFloat(Edit2->Text)*StrToFloat(Edit4->Text));

Ввод количества второго продукта:

Edit7->Text=FloatToStr(StrToFloat(Edit3->Text)*StrToFloat(Edit5->Text));

При этом результат вычисления отображается в компонентах Edit5, Edit6.

Запустим программу и введем параметры (рис.3):

Рисунок 3 – Ввод данных в программу

После нажатия на кнопку «Вычислить», получим результат (рис.4):

Рисунок 4 – Вывод данных

При нажатии на кнопку Выход графическое приложение будет закрыто.

При нажатии на кнопку Очистить поля программы будут очищены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наше время, когда усиливается связь между миром коммерции и миром разработки программного обеспечения, и корпорации тратят много усилий на планирование бизнеса, ощущается необходимость в соответствии абстрактных бизнес процессов их программным реализациям. К сожалению, большинство языков реально не имеют прямого пути для связи бизнес логики и кода.

Например, сегодня многие программисты комментируют свои программы для объяснения того, какие классы реализуют какой-либо абстрактный бизнес объект. C# позволяет использовать типизированные, расширяемые метаданные, которые могут быть прикреплены к объекту.

Архитектурой проекта могут определяться локальные атрибуты, которые будут связанны с любыми элементами языка - классами, интерфейсами и т.д.

В процессе выполнения работы были получены и закреплены практические навыки разработки программ с использованием баз данных в написании программы в среде визуального программирования Borland C++ Builder.

В процессе написания курсовой работы были реализованы следующие задачи: