Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Содержание и специфика ситуационного подхода к менеджменту.
1.1 Возникновение и история развития ситуационного подхода к менеджменту.
1.2 Основные характеристики ситуационного подхода к менеджменту.
1.3 Характеристика ООО «Альянс Гринвуд Отель»
Глава 2. Ситуационных подход к менеджменту в современных условиях.
2.1. Особенности ситуационного подхода к менеджменту в XXI веке.
2.2. Анализ функционирования ситуационного подхода в современных условиях.
Список литературы, справочных и других информационных источников
Джоан Вудворд одна из первых стала изучать влияние технологий на организационные процессы и характеристики. Она исследовала более ста компаний, с численностью персонала более ста человек, чтобы выявить различия между организационными структурами и процессами, и пришла к выводу, что структура и распределение функций не зависят от размера организации и ее отраслевой принадлежности, и классифицировала технологии производственных фирм.
Ситуационный подход к организационным структурам получил наиболее последовательную разработку в работе П. Лоуренса и Дж. Лорша «Организация и среда». Они определяют свой подход как «случайностная» теория организации. В основе данной теории лежит утверждение, что «не существует одного или единственного способа организации и что на различных стадиях развития того или иного предприятия необходимы различные типы организационных структур». Основным содержанием книги Лоуренса и Лорша является анализ различных типов организационных ситуаций, потребностей, возникающих на различных ступенях развития компании, ее взаимодействия со средой. Авторы книги считают, что на основе этого становится возможным выбор организационной структуры, которая бы отвечала реальным нуждам фирмы. Это послужило толчком для специалистов, занимающихся изучением организационных структур: они стали отказываться от разработок формальных схем и разрабатывать индивидуальные, специфические организационные структуры, отвечающие конкретным потребностям определённых промышленных фирм.
Ф. Фидлер в работе «Теория эффективности руководства» сделал попытку выделить различные ситуации и типы группового поведения людей в организации, и соответственно стиль руководства, наиболее эффективный в данной ситуации.
У. Уайт также занимался изучением ситуационного подхода к руководству организацией. В своей работе «Организационное поведение: теория и ее применение» он стремился определить типы группового поведения в организации и исследовал влияние различных методов руководства на групповое поведение и поведение отдельных работников.
Вышеперечисленные факты говорят о том, что ситуационные концепции начинают преобладать, а значит, теории управления уходят от формирования универсальных принципов руководства.
Как мы видим, ситуационный подход к принятию управленческих решений затрагивает многие школы и направления теории организации и управления, следовательно, его не следует воспринимать как совершенно новую теорию: он существует уже давно и имеет достаточно широкое распространение. Постепенно его роль увеличивается, и он превращается во всеобщий подход к решению управленческих проблем.
1.2 Основные характеристики ситуационного подхода к менеджменту.
«В оригинале contingencyapproach — вероятностный, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации.»
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.
Ситуационный подход предполагает, что в деятельности организаций, в особенности родственного профиля, есть много общего. В то же время каждая ситуация индивидуальна и это необходимо учитывать.
Данный подход не считает, что концепции традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Кроме того ситуационный подход тесно связан с системным подходом. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях.
Главную роль при ситуационном подходе играет определение ситуационных факторов, так как они являются ключом к пониманию ситуации и, следовательно, к принятию эффективных управленческих решений. Однако на ситуацию оказывает влияние, пусть и довольно незначительное очень много факторов (вплоть до семейных проблем руководителя или задержки в производстве какой-либо маловажной на первый взгляд детали), так что отследить их все невозможно.
Поэтому рассматриваются, как правило, только факторы, наиболее значимые для организации.
В качестве ситуационного подхода могут представляться:
- потребности и личные качества подчиненных;
- характер выполняемой работы (задания);
- требования и воздействия внешней среды;
- информация, которую имеют руководитель и подчиненные;
- важность качества выполняемой работы;
- степень структуризации работы;
- степень мотивации подчиненных;
- возможности руководителя использовать вознаграждения за работу.
Ситуационный подход также фокусирует внимание менеджеров на отношениях между внутренней и внешней средой организации. Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических факторов, которые могут влиять на организацию. Внутренняя среда является средой внутри организации. Менеджерам необходимо знать о взаимодействии между этими средами.
Внутри организаций существуют так называемые ограничивающие или сдерживающие факторы. Ситуационный подход признает три основных ограничения:
1.Технологические ограничения - зависят от типа и гибкости организационных средств производства товаров или услуг
2.Ограничение в постановке задачи - определяется фактическим характером работ, выполняемыми рабочими. Одни работники выполняют небольшое число операций, например в случаях сборочного конвейера. Другие могут быть вовлечены в более комплексные работы, например, выполнение проверки аппаратуры, где им приходится устранять самые различные дефекты в изделиях.
3.Человеческие ограничения - отражают уровни компетенции людей, работающих в организации.
Методология ситуационного подхода включает четыре шага:
1. Руководитель должен быть знаком с эффективными средствами профессионального управления, знать системный анализ, методы планирования и контроля.
2. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, — как положительные, так и отрицательные, — от применения данной методики или концепции.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и что повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями.
Ситуационный подход имеет ряд преимуществ:
- ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует поступать в конкретных ситуациях, что заметно контрастирует с ранними подходами, которые имели тенденцию к универсальным принципам, часто неприменимым к специфическим ситуациям;
- ситуационный подход помогает соединить конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно;
-помогает принимать решения, основываясь на анализе и понимании ситуации, а, не исходя из принципа проб и ошибок, что позволяет избежать значительных потерь ресурсов и времени;
- используя ситуационный подход можно не только принимать управленческие решения в конкретной ситуации, но и более обоснованно принимать долговременные управленческие решения, вплоть до корректировки стратегических целей организации;
- позволяет выявить основные способы воздействия на развитие ситуации;
Следует отметить, что данный подход к управлению подвергается критике. Некоторые считают, что у него недостаточное теоретическое обоснование, что проявляется в отсутствии базы для познания, недостаточной прогностической способности и инициативности.
Таким образом, используя ситуационный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации, так как результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга.
Ситуационный подход к управленческим решениям в настоящее время является наиболее перспективным. Он не опровергает другие концепции, теории и походы в управленческой науке, а наоборот, синтезирует их, с помощью специальных методов выбирая из них самое лучшее, ценное, а главное, наиболее оптимальное в данных условиях. Для реализации этого подхода руководитель должен уметь ориентироваться в меняющейся обстановке и в зависимости от нее изменять своё поведение.
1.3 Характеристика ООО «Альянс Гринвуд Отель»
Объектом исследования является ООО «Альянс Гринвуд». Место нахождения общества: 143441, Москва, 72-й км МКАД, БП «Гринвуд», стр. 24.
ООО «Альянс Гринвуд» является обществом с ограниченной ответственностью, создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.
Общество является коммерческой организацией и в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли.
ООО «Альянс Гринвуд» является юридическим лицом, имеет текущий и иные расчетные счета, открытые в банковских учреждениях. Самостоятельно ведет расчеты с финансовыми, налоговыми органами и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах прав, предоставляемых законодательством и Уставом.
Источниками формирования имущества ООО «Альянс Гринвуд» является:
- Имущество, переданное предприятию учредителями;
- доходы, полученные от реализации продукции, выполнения работи оказания услуг;
- от ценных бумаг;
- капитальные вложения и дотации из муниципального бюджета;
- иные источники, не запрещенные законодательством.
Целью деятельности ООО «Альянс Гринвуд» является организация деятельность «гостиниц и прочих мест для временного проживания» направленной на получение прибыли для удовлетворения социально и экономических интересов членов трудового коллектива и собственников имущества, а также оказания услуг в необходимых объемах и качестве.
Это коммерческая организация, основным видом деятельности которой является предоставления управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания,
Изучение непосредственно окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находиться в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: потребителей, конкурентов, инфраструктура.
При проведении анализа непосредственного окружения ООО «Альянс Гринвуд» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее. Специфика вида деятельности такова, что рассматриваемое ООО является представителем услуг потребления, поэтому подавляющее число потребителей – это физические и юридические лица (более 60% рынка).
Список слабых и сильных сторон ООО «Альянс Гринвуд»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Квалифицированное обслуживание постояльцев Успешная кредитная история и устойчивые финансовые показатели Дилерские договора с известными брендами Позитивный Имидж компании в общественной жизни Компания обладает определённым политическим ресурсом, связями в администрации города. |
Слабая рекламная компания (потребители не получают информацию о новых услугах ООО) Неправильная ценовая политика (цены завышены) Недостаточное количество услуг |
Список угроз и возможностей, с которыми может столкнуться ООО «Альянс Гринвуд»
Возможности |
Угрозы |
|
Улучшение сервиса и сокращение времени на обслуживание Возможность узкой специализации Развитие корпоративных клиентов Увеличение рентабельности, контроль над затратами |
Происходит изменение политики поставщиков Партнёрство с банком или финансовой организацией для реализации финансовых проектов Интенсивное появление конкурентов |