Файл: Налоги как цена услуг государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представленная классификация не является исчерпывающей, поскольку в процессе изучения налогообложения экономическими деятелями предлагаются и иные способы группировки налогов и сборов.

Налоги, уплачиваемые предприятиями, возможно разделить по источнику оплаты, за счет которого они осуществляют оплату налогов:

• налоги, которые организации включают в цену продукции и их оплачивает потребитель (НДС, акцизы);

• налоги, которые организации относят на затраты (таможенные пошлины, налог на имущество организации и др.);

• налоги, которые организации уплачивают из прибыли – налог на прибыль.

В зависимости от уровня установления налоги необходимо классифицировать на федеральные, региональные и местные (рис. 2).

Рис. 2. Классификация налогов в зависимости от уровня
установления [9, с. 10]

В зависимости от места формирования источника выплаты налогов они подразделяются на прямые и косвенные. Налог считается прямым, если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Налог является косвенным, если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.

Основные различия между прямыми и косвенными налогами отражены в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов

Признак сравнения

Прямые налоги

Косвенные налоги

Субъект правоотношений

Бюджет и налогоплательщик

Бюджет, носитель налога и юридический  налогоплательщик (посредник между ними)

Факторы, определяющие величину налога

Величина налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика

Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика

Объект налогообложения

Доход и имущество

Реализация товаров (работ, услуг)

Таким образом, косвенный налог — налог на товары и услуги, представляющий собой надбавку к стоимости и частично или полностью перелагаемый на конечного потребителя.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ. Размер этих налогов при надлежащем учете точно известен.

Прямые налоги подразделяются на:


налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);

налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.) Косвенные налоги подразделяются на:

- индивидуальные (акцизы) – устанавливаются на отдельные виды товаров, как правило, высокорентабельные, для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли;

- универсальные (налог на добавленную стоимость) – взимаются со всех товаров;

- фискальные монополии – платежи, которые уплачиваются юридическими и физическими лицами за услуги, предоставляемые им государственными организациями. Примерами фискальных монополий являются, плата за государственные лицензии, разрешения, оформление документов и т.п. [14, с. 116]

1.2 Налоговая политика как способ вмешательства государства в экономику

Налоговая политика государства является частью финансовой политики. Ее формирует совокупность нормативных правовых актов, комплекс правовых действий органов власти и управления [5].

Резко возрастает значимость налоговой политики в условиях интенсивно развивающихся рыночных отношений, когда государство активно осуществляет перераспределение национального дохода в целях изменения территориального экономического развития, структуры производства или уровня доходов населения [16].

Совокупными задачами налоговой политики являются:

– формирование для правительства возможности осуществлять регулирование экономического развития страны;

– формирование и сосредоточение части государственных финансовых ресурсов в руках правительства;

– создание у правительства возможности сглаживания неравенства в уровнях доходов населения, обусловленного рыночными отношениями.

В зависимости от величины налогообложения налоговая политика классифицируется на три типа:

- максимальных налогов;

- разумных налогов;

- высокий уровень налогообложения в совокупности с высоким уровнем социальной защиты.


Чаще всего в экономически развитых странах применяется комбинация всех трех типов. В России в основном используется комбинация первого и третьего типа [2].

В настоящий момент в Российской Федерации реализация налоговой политики претворяться в действительность с использованием следующих методов:

– принуждения;

– управления;

– контролирования;

– информирования (пропаганды);

– льготирования;

– воспитания;

– консультирования [18].

В настоящее время при современном развитии экономики налоги можно рассматривать как меру вмешательства государства в регулирование экономических процессов при одновременном выполнении функции удовлетворения коллективных потребностей общества

Основная цель государственного регулирования экономических процессов – это устранение, а еще лучше предотвращение диспропорций в развитии экономики, когда одни сегменты экономики опережают другие в развитии и угрожают рынку перепроизводством. Помимо этого, государственное финансовое регулирование преследует в качестве цели достижение социальной стабильности. Это выражается в попытке государственного регулирования величины налоговой нагрузки доходов среди различных слоев населения, собственников имущества и транспортных средств.

Несмотря на довольно плодотворную законотворческую работу по совершенствованию налогового законодательства, имеются еще значительные резервы совершенствования налогового законодательства. Значительным резервом повышения эффективности налогообложения является устранение пробелов и неточностей, выявляемых правоприменительной практикой, в законодательном порядке [12].

Налоговое регулирование является одним из методов государственного регулирования экономики в направлении роста экономики страны.

В настоящее время налоги и сборы как важнейшая составляющая налоговой системы весьма разнообразны по видам. Они делятся на группы по различным признакам и образуют довольно разветвленную совокупность.

Предпринимательство является важным фактором экономического роста в рыночной экономике. Поэтому государство использует различные инструменты стимулирования предпринимательства, в том числе налоговые инструменты. В то же время малый и средний бизнес в России не получил необходимых темпов развития, его вклад в производство валового внутреннего дохода существенно меньше, чем в развитых странах. В связи с этим остаются актуальными вопросы эффективности специальных режимов налогообложения предпринимательства, их ориентированности на результат.


Установление в России четырех специальных режимов налогообложения обусловлено тем, что они применяются в различных видах экономической деятельности и учитывают их специфику, состояние и значимость.

Одними из основных целей НК РФ являлось достижение стабильности налоговой системы и стимулирование экономического роста. Однако с течением времени стало ясно, что достижение поставленных целей является гораздо более проблематично, чем казалось на первый взгляд.

За многовековую историю существования государственных финансов в России, так же, как и в других странах, время от времени появлялись, а впоследствии уступали свое место другим более десятка названий платежей, соответствовавших понятиям «налог» или «сбор». Несмотря на определенную унификацию налоговых терминов, в современных налоговых системах, в том числе российской, сохраняется сразу несколько понятий, относящихся к категории налоговых платежей. Таковыми, наряду с собственно налогом, являются: сбор, взнос, акциз, пошлина, отчисления, а также просто плата и платежи. Существуют и дополнительные к основным налоговым платежам понятия, например, такие как «надбавка к таможенным пошлинам», а также «надбавка к государственным налогам». Такие понятия присутствуют в нашей налоговой системе.

Столь широкое разнообразие в названиях налоговых платежей обусловлено длительным периодом существования налогообложения, и сами названия важны как с правовой, так и с экономической точки зрения.

2. Анализ налогов на современном этапе развития налоговой системы РФ

2.1 Анализ поступления налогов в бюджетную систему РФ

Анализ налоговых доходов консолидированного бюджета проведен по данным статистических форм отчетности, размещенных на сайте ФНС России, в том числе по таким как: форма № 1-НМ, утвержденная приказом ФНС России от 05.12.2016  № ММВ-7-1/667@ по состоянию на 01.01.2016 г., на 01.01.2017 г., на 01.01.2018 года, на 01.01.2019 года, на 01.01.2020 года, а так же по форме №5-П [17]. Результаты анализа представлены в таблице 4.


Таблица 4

Анализ динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет в РФ за период 2012-2019 гг., млрд. руб. [13]

Наименование

показателя

Характеристика показателя

Анализируемый период

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Налоговые поступления

Абсолютное значение

10954

16524

17469

19166

21153

21507

21946

22436

Базисный индекс

1,00

1,51

1,59

1,75

1,93

1,96

1,99

2,03

Цепной индекс

1,00

1,51

1,06

1,10

1,10

1,02

1,06

1,11

Налог на прибыль

Абсолютное значение

2355

2355

2071

2374

2599

3316

3684

3996

Базисный индекс

1,00

1,00

0,88

1,01

1,10

1,41

1,62

1,79

Цепной индекс

1,00

1,00

0,88

1,15

1,09

1,28

1,36

1,42

НДФЛ

Абсолютное значение

2260

2261

2499

2700

2807

3087

3450

3789

Базисный индекс

1,00

1,00

1,11

1,20

1,24

1,37

1,44

1,49

Цепной индекс

1,00

1,00

1,11

1,08

1,04

1,10

1,10

1,12

НДС

Абсолютное значение

1886

3546

3539

3939

4233

3154

3398

4321

Базисный индекс

1,00

1,88

1,88

2,09

2,24

1,67

1,74

2,29

Цепной индекс

1,00

1,88

1,00

1,11

1,07

0,74

0,82

1,10

Акцизы

Абсолютное значение

783

839

1015

1071

1068

1512

1836

2036

Базисный индекс

1,00

1,07

1,30

1,37

1,36

1,93

2,03

2,10

Цепной индекс

1,00

1,07

1,21

1,05

1,00

1,42

1,60

1,79

Налоги на

совокупный

доход

Абсолютное значение

145

271

292

315

347

254

278

304

Базисный индекс

1,00

1,87

2,02

2,17

2,40

1,75

1,82

1,97

Цепной индекс

1,00

1,87

1,08

1,08

1,10

0,73

0,89

1,02

Налоги на имущество

Абсолютное значение

785

785

900

957

1068

1289

1436

1704

Базисный индекс

1,00

1,00

1,15

1,22

1,36

1,64

1,73

1,89

Цепной индекс

1,00

1,00

1,15

1,06

1,12

1,21

1,26

1,34

Платежи за пользование

природными

ресурсами

Абсолютное значение

2485

2484

2598

2934

3250

4135

4436

4628

Базисный индекс

1,00

1,00

1,05

1,18

1,31

1,66

1,79

1,83

Цепной индекс

1,00

1,00

1,05

1,13

1,11

1,27

1,34

1,41

Прочие

налоговые

доходы

Абсолютное значение

255

3980

4550

4872

5777

4760

5032

5246

Базисный индекс

1,00

15,61

17,85

19,11

22,65

18,67

19,04

19,33

Цепной индекс

1,00

15,61

1,14

1,07

1,19

0,82

1,23

1,29