Файл: Понятие переменной в программировании. Виды и типы переменных.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В данной курсовой работе проводилось исследование понятия переменной в программировании, ее назначении и функциях.

Переменная в программировании – это область памяти, именованная или обозначенная любым другим способом, адрес которой используется для получения доступа к данным. Записанные по адресу данные называются значением переменной.

В качестве примера в работе рассматривался код на языке Си (C++).

Глава 1. Статические и динамические типы переменных.

Статически типизированные языки ограничивают типы переменных: язык программирования может знать, например, что x — это Integer. В этом случае программисту запрещается делать x = true, это будет некорректный код. Компилятор откажется компилировать его, так что мы не сможем даже запустить такой код.

Динамически типизированные языки помечают значения типами: язык знает, что 1 это integer, 2 это integer, но он не может знать, что переменная x всегда содержит integer.

Среда выполнения языка проверяет эти метки в разные моменты времени. Если мы попробуем сложить два значения, то она может проверить, являются ли они числами, строками или массивами. Потом она сложит эти значения, склеит их или выдаст ошибку, в зависимости от типа.

1.1 Статически типизированные языки

Статические языки проверяют типы в программе во время компиляции, еще до запуска программы. Любая программа, в которой типы нарушают правила языка, считается некорректной. Например, большинство статических языков отклонит выражение "a" + 1 (язык Си — это исключение из этого правила). Компилятор знает, что "a" — это строка, а 1 — это целое число, и что + работает только когда левая и правая часть относятся к одному типу. Так что ему не нужно запускать программу чтобы понять, что существует проблема. Каждое выражение в статически типизированном языке относится к определенному типу, который можно определить без запуска кода.

Многие статически типизированные языки требуют обозначать тип. Функция в Java public int add(int x, int y) принимает два целых числа и возвращает третье целое число. Другие статически типизированные языки могут определить тип автоматически. Та же самая функция сложения в Haskell выглядит так: add x y = x + y. Мы не сообщаем языку типы, но он может определить их сам, потому что знает, что + работает только на числах, так что x и y должны быть числами, значит функция add принимает два числа как аргументы.


Это не уменьшает "статичность" системы типов. Система типов в Haskell знаменита своей статичностью, строгостью и мощностью, и в по всем этим фронтам Haskell опережает Java.

1.2 Динамически типизированные языки

Динамически типизированные языки не требуют указывать тип, но и не определяют его сами. Типы переменных неизвестны до того момента, когда у них есть конкретные значения при запуске. Например, функция в Python

def f(x, y):

return x + y

может складывать два целых числа, склеивать строки, списки и так далее, и мы не можем понять, что именно происходит, пока не запустим программу. Возможно, в какой-то момент функцию f вызовут с двумя строками, и с двумя числами в другой момент. В таком случае x и y будут содержать значения разных типов в разное время. Поэтому говорят, что значения в динамических языках обладают типом, но переменные и функции — нет. Значение 1 это определенно integer, но x и y могут быть чем угодно.

1.3 Сравнение

Большинство динамических языков выдадут ошибку, если типы используются некорректно (JavaScript — известное исключение; он пытается вернуть значение для любого выражения, даже когда оно не имеет смысла). При использовании динамически типизированных языков даже простая ошибка вида "a" + 1 может возникнуть в боевом окружении. Статические языки предотвращают такие ошибки, но, конечно, степень предотвращения зависит от мощности системы типов.

Статические и динамические языки построены на фундаментально разных идеях о корректности программ. В динамическом языке "a" + 1 это корректная программа: код будет запущен и появится ошибка в среде исполнения. Однако, в большинстве статически типизированных языков выражение "a" + 1 — это не программа: она не будет скомпилирована и не будет запущена. Это некорректный код, так же, как набор случайных символов !&%^@*&%^@* — это некорректный код. Это дополнительное понятие о корректности и некорректности не имеет эквивалента в динамических языках.

1.4 Сильная и слабая типизация

Понятия "сильный" и "слабый" — очень неоднозначные. Вот некоторые примеры их использования:

  • Иногда "сильный" означает "статический".
    Тут все просто, но лучше использовать термин "статический", потому что большинство используют и понимают его.
  • Иногда "сильный" означает "не делает неявное преобразование типов".
    Например, JavaScript позволяет написать "a" + 1, что можно назвать "слабой типизацией". Но почти все языки предоставляют тот или иной уровень неявного преобразования, которое позволяет автоматически переходить от целых чисел к числам с плавающей запятой вроде 1 + 1.1. В реальности, большинство людей используют слово "сильный" для определения границы между приемлемым и неприемлемым преобразованием. Нет какой-то общепринятой границы, они все неточные и зависят от мнения конкретного человека.
  • Иногда "сильный" означает, что невозможно обойти строгие правила типизации в языке.
  • Иногда "сильный" означает безопасный для памяти (memory-safe).
    Си — это пример небезопасного для памяти языка. Если xs — это массив четырех чисел, то Си с радостью выполнит код xs[5] или xs[1000], возвращая какое-то значение из памяти, которая находится сразу за xs.

Глава 2. Глобальные и локальные типы переменных

Переменные, объявляемые внутри функций, называются локальными переменными. В некоторой литературе по С данные переменные могут называться автоматическими из-за использования ключевого слова auto. Поскольку термин локальные переменные широко используется, то далее мы будем пользоваться им. С локальными переменными могут работать только операторы, находящиеся в блоке, где данные переменные объявлены. Вне этого блока локальные переменные неизвестны. Следует помнить, что блок кода начинается открытием фигурной скобки и заканчивается закрытием фигурной скобки.

Наиболее важно понять то, что локальные переменные существуют только в блоке кода, в котором они объявлены. Таким образом, локальные переменные создаются при входе в блок и уничтожаются при выходе из него.

Наиболее типичным блоком кода, в котором объявляются локальные переменные, является функция. Например, рассмотрим две функции:

void func1 (void)

{

int x;

x= 10;

)

void func2(void)

{

int x;

x = -199;

Целочисленная переменная x объявляется дважды: один раз в func1() и другой раз в func2(). х в func1() не имеет отношения к х в func2(), поскольку каждая х известна только в блоке, где произошло объявление переменной.

Язык С содержит ключевое слово auto, которое можно использовать для объявления локальных переменных. Тем не менее, поскольку предполагается, что все неглобальные переменные по умолчанию созданы с ключевым словом auto, то оно на самом деле никогда не используется.

Наиболее типично объявление всех необходимых для функции переменных в начале блока кода функции. Это выполняется, главным образом, для того, чтобы любой читающий код, знал об используемых переменных. Тем не менее, нет необходимости выполнять это, поскольку локальные переменные могут быть объявлены в любом блоке кода. (Они должны быть объявлены в начале блока, перед операторами, выполняющими какие-либо действия.) Для того, чтобы понять как все это работает, рассмотрим следующую функцию:

void f(void)

{

int t;

scanf ("%d", &t);

if (t==1) {

char s[80]; /* s существует только в данном блоке */

printf("введите имя:");

gets (s);

process (s);

}

/* s здесь неизвестна */

}

Здесь локальная переменная s известна только в блоке кода if. Поскольку s известна только в блоке кода if, то к ней не может быть осуществлен доступ откуда-либо еще — даже из других частей функции.


Возможность объявления переменной в собственном блоке кода, а не в начале функции, может предотвратить случайное ненужное употребление переменной где-либо в функции. По существу объявление переменных в блоке кода, использующего их, позволяет отделить код от данных.

Поскольку локальные переменные уничтожаются при выходе из функции, в которой они объявлялись, то эти переменные не могут хранить значение между вызовами функций. (Как будет видно, имеется возможность заставить компилятор сохранять значения путем использования модификатора static.)

Если не определено место для хранения локальных переменных, то они будут храниться в стеке. Тот факт, что стек является динамически изменяющейся областью памяти, объясняет, почему локальные переменные в общем не могут содержать значения между вызовами функций.

В противоположность локальным переменным глобальные переменные видны всей программе и могут использоваться любым участком кода. Они хранят свои значения на протяжении всей работы программы. Глобальные переменные создаются путем объявления вне функции. К ним можно получить доступ в любом выражении, независимо от того, в какой функции находится данное выражение.

В следующей программе можно увидеть, что переменная count объявлена вне функций. Она объявляется перед функцией main(). Тем не менее, она может быть помещена в любое место до первого использования, но не внутри функции. Общепринятым является объявление глобальных переменных в начале программы.

#include <stdio.h>

void func1(void) , func2(void);

int count; /* count является глобальной переменной */

int main(void)
{
count = 100;
func1 ();
return 0; /* сообщение об удачном завершении работы */
}

void func1 (void)
{
func2 ();
printf("счетчик %d", count); /* выведет 100 */
}

void func2(void)
{
int count;
for(count=1; count<10; count++)
putchar('  ');
}

Рассмотрим поближе данный фрагмент программы. Следует понимать, что хотя ни main(), ни func1() не объявляют переменную count, но они оба могут ее использовать. func2() объявляет локальную переменную count. Когда func2() обращается к count, она обращается только к локальной переменной, а не к глобальной. Надо помнить, что если глобальная и локальная переменные имеют одно и то же имя, все ссылки на имя внутри функции, где объявлена локальная переменная, будут относиться к локальной переменной и не будут иметь никакого влияния на глобальную,. это очень удобно. Если забыть об этом, то может показаться, что программа работает странно, даже если все выглядит корректно.

Глобальные переменные хранятся в фиксированной области памяти, устанавливаемой компилятором. Глобальные переменные чрезвычайно полезны, когда одни и те же данные используются в нескольких функциях программы. Следует избегать ненужного использования глобальных переменных по трем причинам:


  1. Они используют память в течение всего времени работы программы, а не тогда, когда они необходимы.
  2. Использование глобальных переменных вместо локальных приводит к тому, что функции становятся более частными, поскольку они зависят от переменных, определяемых снаружи.
  3. Использование большого числа глобальных переменных может вызвать ошибки в программе из-за неизвестных и нежелательных эффектов.

Одним из краеугольных камней структурных языков является разделение кода и данных. В С разделение достигается благодаря использованию локальных переменных и функций. Например, ниже показаны два способа написания mul() — простой функции, вычисляющей произведение двух целых чисел.

Два способа написания mul( )

Общий

Частный

int mul(int х, int у)
{
return(x*y); 
}

int х, у;
int mui(void)
{
return(x*y);
}

Обе функции возвращают произведение переменных х и у. Тем не менее общая или параметризированная версия может использоваться для вычисления произведения любых двух чисел, в то время как частная версия может использоваться для вычисления произведения только глобальных переменных х и у.

Глава 3. Простые и сложные типы переменных.

Любая программа предназначена для обработки каких либо данных, например, чисел или текстов. Понятно, что данные могут быть различного вида или типа и, в зависимости от их типа, с ними можно выполнять разные действия. А что такое тип данных?

Тип данных характеризует:

  • объем памяти, выделяемый под данные;
  • их внутреннее представление в памяти компьютера;
  • набор допустимых операций (действий);
  • множество допустимых значений.

Все типы данных можно подразделить на простые — они предопределены стандартом языка, и сложные (или составные) — задаются пользователем. Данные простого типа нельзя разложить на более простые составляющие без потери сущности данного. Простые типы данных создают основу для построения более сложных типов: массивов, структур, классов. Простые типы в языке C++ — это целые, вещественные типы, символьный и логический тип и тип void.

Рассмотрим более подробно простые типы данных.