Файл: Организационные структуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Централизованная и децентрализованная организационная структура.

4. Специализация (разделение труда)

Это степень разделения деятельности организации на ряд должностей и отдельные рабочие места. При высокой специализации компания предоставляет сотрудникам возможность стать «хозяевами» в своем предметном поле. Благодаря этому повышается качество производимых товаров и предоставляемых услуг, а также производительность самих работников. Низкая степень специализации требует от сотрудников выполнения широкого спектра задач (при высокой специализации каждый занят безупречным выполнением отдельной задачи).

Структура с высокой степенью специализации и с невысокой.

5. Формализация

Как и специализация, формализация определяет структуру деятельности в организации. Ключевым отличием здесь является то, что формализация характеризует степень, в которой задачи и деятельность сотрудника регулируются правилами и другими механизмами.

Формальная организационная структура стремится отделить человека от исполняемой им роли (занимаемой должности): должность или статус не меняется и не зависит от того, кому она принадлежит. В неформальной орг. структуре большое значение придается именно личности. Такой подход позволяет личности развивать свои навыки и вместе с тем вкладывать новое содержание в занимаемую должность.[4]

Формальная и неформальная структуры.

6. Департментализация

Департментализация — это процесс распределения видов деятельности и ресурсов в логичные производственные единицы для исполнения определенных организационных задач.

Если в организации жесткая департментализация, то группы (департаменты) практически не пересекаются друг с другом в своей работе. В предприятиях со свободной департментализацией рабочие коллективы никем и ничем не ограничены, могут свободно взаимодействовать и оказывать друг другу поддержку.

Жесткая и свободная департментализация.

Следует отметить, что зачастую тип департментализации (то есть, признак, по которому происходит деление рабочего коллектива на самостоятельные группы), определяет характер всей организационной структуры. К примеру, если коллектив разделен по функциональному признаку (маркетинг, продажи и т. д.), то принято говорить, что эта фирма имеет функциональную орг. структуру. [5]


Единой организационной структуры, одинаково эффективной для всех предприятий не существует. Каждое предприятие имеет свою индивидуальную оптимальную организационную структуру, зависящую от поставленных перед предприятием цели и стратегии ее достижения. Для одних предприятий это может быть линейная организационная структура (точнее одна из ее разновидностей), для других дивизиональная, для третьих матричная, и т.д. 

1.2.Особенности формирования организационной структуры предприятия

Система управления организации зависит не только от поставленной цели и состояния внешней среды, в которой она существует, но и от динамичности этой среды, от того, как часто среда претерпевает изменения. От динамичности среды зависят и организационная структура, и система регламентов, и стиль руководства, и вопросы делегирования полномочий организации.

 С другой стороны понятия динамичности и статичности относительны. То, что статично для крупной организации, не замечающей мелких возмущений, – динамично для небольшой, и наоборот. Кроме того, редкое, но серьезное изменение среды может потребовать очень динамичной реакции организации.

 Динамичная внешняя среда

 Большинство организаций являются коммерческими и существуют в динамично изменяющейся внешней среде. Причем внешнюю среду изменяют и сами организации, и чем дальше, тем больше и существенней. В динамичной внешней среде и организация должна быть динамична. Она должна постоянно отслеживать угрозы во внешней среде, отклонения в деятельности организации, вызываемые изменениями внешней среды, и оперативно проводить предупреждающие и корректирующие мероприятия различного уровня. При небольших угрозах и проблемах, - это могут быть просто коррекции проводимых планов и проектов. При значительных угрозах и острых проблемах (кризисах), это может потребовать и изменения дерева целей организации, и ее миссии и видения, и изменения организационной структуры.

 Развитие организации в динамичной среде – это постоянные изменения, которые должны проводиться адекватно и оперативно, иначе организация просто не выживет в изменяющейся среде. И такая оперативность требует и соответствующей организации деятельности. Преимущественный стиль управления – либеральный с делегированием полномочий на нижние уровни управления и децентрализацией, самоуправлением. При этом устранение большинства угроз внешней среды и возникающих проблем осуществляется на нижних уровнях управления без вмешательства высшего руководства, за счет интеграции и неформальной координации деятельности.


  Статичная внешняя среда

 Полностью статичной среды не бывает, бывает только среда, в которой изменения относительно невелики, а крупные происходят с малой вероятностью, но, все же, далее будем называть такую среду статичной. Отметим, при этом, что для небольшой организации статичной среды практически не бывает. 

В статичной внешней среде и организация статична, она работает по годами отлаженным стабильным регламентам, причем время позволяет охватить регламентами большой объем проводимых работ и обеспечить максимальное соответствие организации и внешней среды. Благодаря статичности организация может оптимизировать и формализовать свою деятельность под внешнюю среду, сократить издержки.

 Преимущественный стиль управления организации, работающей в статичной среде – авторитарный. Организационная структура – линейная. Основные работники – исполнители, работающие по формальным регламентам. Квалифицированные сотрудники, принимающие решения – это руководители подразделений и, в основном, верхних уровней иерархии. Принятие решений забюрократизировано и не оперативно, быстрые серьезные изменения окружающей среды представляют серьезную угрозу для таких организаций. Авторитарное управление создает и внутренние проблемы в организации, также представляющие серьезные угрозы.

 Таким образом, только в зависимости от динамичности среды формируются совершенно разные по структуре и системе управления организации.

Важно отметить, что не существует идеальной организационной структуры, у каждой из них есть свои преимущества и недостатки, свои условия функционирования и требования к ресурсам самой организации. Выбор в пользу той или иной структуры должен быть сделан на основе тщательного анализа внешнего окружения организации.

А для уже действующих организаций существуют методики организационной диагностики, призванные оценить эффективность их организационных структур и выработать рекомендации по их совершенствованию. Любое предприятие перед осуществляем своей деятельности ставит цели, планирует эту деятельность, разрабатывает стратегию достижения поставленной цели.

Таким образом, для достижения поставленной цели необходима стратегия ее достижения (планы, программы деятельности) и организационная структура предприятия (роли, полномочия, ответственность, на всех уровнях иерархии предприятия – регламенты деятельности), обеспечивающая практическую реализацию стратегии и достижение поставленной цели.


Рассмотрим коротко, как же строить организационную структуру предприятия

Первый этап – четкое формулирование основной цели и разработка стратегии предприятия, включающей разработку миссии и видения, разработку частных целей и программ их реализации.

Второй этап – декомпозиция целей и стратегии предприятия на структурные подразделения верхнего уровня иерархии с одновременным определением номенклатуры этих подразделений. Определение полномочий и ответственности, взаимосвязей, всех регламентов.

Определив структурные подразделения и их цели, разрабатывается стратегия структурных подразделений верхнего уровня и проверяется полнота и непротиворечивость их стратегий. Далее производится декомпозиция цели и стратегии каждого структурного подразделения верхнего уровня иерархии на подчиненные подразделения с одновременным определением номенклатуры этих подразделений.

Определение полномочий и ответственности, взаимосвязей, всех регламентов. И так до самого нижнего уровня иерархии – уровня конкретных исполнителей. Аналогичным образом выстраивается и вся иерархическая стратегия, и иерархия организационной структуры предприятия.

2. Анализ построения организационной структуры предприятия ОАО «Раменский Приборостроительный Завод»

2.1 Информация о работе ОАО «Раменский Приборостроительный Завод»

ОАО «Раменский приборостроительный завод (РПЗ)» - компания, занимающаяся выпуском сложного навигационного оборудования, в том числе авиационных комплексов.

Завод был основан в 1939 году, в преддверии Второй Мировой войны, во время эвакуации в город Ижевск, предприятие было задействовано для выполнения заказов фронта.

В послевоенные годы, предприятием была поставлена и выполнена задача, по модернизации и наращиванию производственных оборотов.

1961 год был итоговым для первого периода завода – предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени.


1972 год – первый выпуск поплавковых гироскопов и акселерометров в СССР. База которых позволила разработать - инерциальные системы нового поколения, позволившие в 2 раза повысить точность навигации.

1978 год явился открытием в сфере разработки системы качества предприятия «СОВКИП» зарегистрированной за №1 и ставшей передовой для Советов.

В период 1985 – 1990 гг. РПЗ 19 кварталов назывался в числе победителей в соревновании предприятий отрасли.

В 1992 году завод стал акционерным обществом.

Успех предприятия сложился из налаженного работниками полного производственного цикла.

Сентябрь 2007 года стал для предприятия «РПЗ» ключевым моментом для вхождения в концерн «Авионика», блокирующий пакет был передан «Авионике» в 25 процентном соотношении с превосходством в одной акции «РПЗ».

Открытое Акционерное Общество «РПЗ» ведущий российский производитель бортового авиаоборудования, пилотажно-навигационных систем. Компания оказывает комплекс услуг в сфере обслуживания изготовителей самолетной и вертолетной техники, авиакомпаний и ремонтных предприятий.

Компания работает над расширением ассортимента выпускаемых изделий и их качественным улучшением, делая полеты более надежными и безопасными с каждым годом.

Почти все типы вертолетов и самолетов, которые выпускаются России, Узбекистане и на Украине оснащены изделиями РПЗ. Набор последних систем и базовых элементов производимых компанией, создается по последнему слову техники. За пять лет РПЗ освоены инновационные методы серийного производства.

Основные направления деятельности:

выпуск изделий авионики

продукция промышленного назначения

технологическое оборудование и инструмент

текущий и капитальный ремонт выпускаемой номенклатуры изделий авиационной техники

производство изделий по чертежам заказчика

ОАО «Раменский Приборостроительный Завод» является одним из ведущих российских производителей бортовой авионики, пилотажно-навигационных комплексов. Завод оказывает услуги по обслуживанию изготовителем самолетов и вертолетов, авиакомпаниям и ремонтным предприятиям в области военной и гражданской авиации.

Миссия ОАО РПЗ это производство, ремонт и обеспечение потребителей высокотехнологичными пилотажно-навигационными приборами, системами и комплексами мирового класса, а также изделий для космических аппаратов и cухопутной военной техники. 

Цели ОАО ОПЗ  Расширить функциональные возможности системы в части интеграции с 1С.