Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
Требование постоянного проживания при определении права иностранных граждан и лиц без гражданства на различные виды социального обеспечения и ранее было зафиксировано в законодательстве о социальном обеспечении. Например, в соответствии со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, право на трудовую пенсию имели иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ. Аналогичное положение предусмотрено ст. 4 Закона о страховых пенсиях. Понятие «постоянное проживание» обусловлено получением вида на жительство, что предполагает определенный период проживания в стране. Однако впервые в ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении установлена минимально необходимая продолжительность проживания в стране, определяющая право на получение конкретного вида пенсии.
1.2. Правовые основы разграничения видов стажа
Итак, необходимость четкого разграничения различных видов стажа и закрепления в законодательстве соответствующих им дефиниций обусловлены потребностями не только теории, но и практики правового регулирования в сфере социального обеспечения. Недостаточная разработанность в законодательстве понятийного аппарата отраслевого института стажа требует внимания ученых и специалистов как в части формирования общего понятия стажа, так и в части выделения критериев дифференциации различных его видов.
В российской науке права социального обеспечения на уровне самостоятельных исследований вопросы стажа рассматривались Д.Г. Вихровым и А.В. Менкеновым[17]. Различные аспекты, касающиеся стажа, затрагивались при рассмотрении ряда научных проблем в диссертационных исследованиях и монографической литературе[18], а также в отдельных публикациях[19]. Вопросы, связанные с понятием стажа и его классификацией, находят отражение в учебниках и учебно-методической литературе по праву социального обеспечения[20].
Определения стажа, содержащиеся во многих учебниках и научных публикациях, свидетельствуют о том, что авторы, как правило, используют термин «трудовой стаж» в качестве обобщающего, собирательного понятия. Формулировки определений различных видов стажа чаще всего совпадают с их легальными определениями либо имеют небольшие отличия. В составе общего понятия «трудовой стаж» выделяется такой его вид, как «страховой стаж».
С указанным подходом к пониманию трудового и страхового стажа сложно согласиться. Между понятием трудового стажа, сформировавшимся в советский период развития науки права социального обеспечения, и современным понятием страхового стажа имеются весьма существенные различия. Понятие страхового стажа (в отличие от трудового стажа - общего и специального) связано с уплатой страховых взносов, и это - важнейший отличительный признак. Страховой стаж - не просто периоды работы и иной деятельности, с которыми связано право на различные виды социального обеспечения, а еще и уплата в течение этих периодов страховых взносов. Поэтому данный вид стажа следует рассматривать не как вид трудового стажа, а как самостоятельный вид стажа в праве социального обеспечения[21].
Закон о страховых пенсиях предусматривает, что в страховой стаж могут засчитываться отдельные периоды (военная служба, периоды ухода за малолетними детьми и др.), в течение которых не осуществляется уплата страховых взносов в Пенсионный фонд. Но этот же Закон содержит условие, согласно которому либо до соответствующего периода, либо после него должен быть период работы или иной деятельности с уплатой страховых взносов. Кроме того, за счет средств федерального бюджета Пенсионному фонду компенсируются расходы, связанные с зачетом указанных периодов в страховой стаж[22]. Средства федерального бюджета учитываются в качестве своего рода «страховых взносов» за отдельные не страховые периоды и определяют пенсионные права отдельных категорий граждан, которые в этом случае приобретают статус застрахованных лиц.
Отграничение понятия страхового стажа от трудового стажа позволяет показать их различную правовую природу, разные юридические последствия наличия того или иного стажа. При этом не имеет значения тот факт, что многие периоды, указанные в законе, могут включаться как в страховой, так и в трудовой стаж. Определяющим фактором для приобретения права на отдельные виды социального обеспечения в первом случае является уплата страховых взносов (работодателем за застрахованное лицо либо самим застрахованным), а во втором - отсутствие такой обязанности либо отсутствие юридического значения уплаты взносов (даже если она осуществляется).[23]
Выводы:
Учитывая положения международных правовых актов и следуя тенденции охвата общим понятием стажа всех периодов, с которыми связываются правовые последствия в праве социального обеспечения, можно сформулировать общее определение стажа.
Стаж в праве социального обеспечения как юридически значимое обстоятельство (юридический факт) - это суммарная продолжительность работы и иной деятельности с уплатой или без уплаты страховых взносов, других предусмотренных законодательством периодов, а также в установленных случаях период проживания в стране, если с указанными периодами связано право на различные виды социального обеспечения и (или) они влияют на размер соответствующих денежных выплат.
Глава 2. Методы начисления стажа : сущность и проблематика
2.1 Общий трудовой стаж
Трудовой стаж имеет важное значение для обеспечения многих конституционных прав граждан, и, в первую очередь, права пенсионного обеспечения.
Из-за большого количества законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения, разобраться в них не всегда может даже специалист. Тем более, если учесть, что за последние годы смысл положений пенсионного законодательства неоднократно менялся после проверки их Конституционным Судом РФ на предмет соответствия Основному закону страны.
Кроме того, можно констатировать излишнюю динамичность как современного пенсионного законодательства, так и тесно связанного с ним законодательства, касающегося уплаты взносов, из которых формируются пенсионные права застрахованных лиц – будущих пенсионеров. При этом зачастую изменения, происходившие за годы после вступления в силу 1 января 2002 года нынешнего пенсионного законодательства, были отнюдь не «косметическими».
Конечно же, учитывая длящийся характер пенсионных правоотношений, вряд ли это положительно сказывается на процессе понимания гражданами того, что же ждет их при выходе на пенсию, каков будет ее размер и отчего он зависит, можно ли как-то влиять на свои пенсионные права и есть ли в этом смысл.
К тому же в законотворческом порыве нередко забывается необходимость соблюдения так называемого принципа правовой определенности, важность которого в пенсионной сфере неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ в своих решениях.
Общий трудовой стаж, как уже отмечалось в предыдущей главе, это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности независимо от имевшихся перерывов.
Ранее общий трудовой стаж применялся для определения права на назначение пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 01.01.2002 г. В настоящее время для назначения страховой пенсии по старости требуется страховой стаж. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 8, ч. 1, 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Тем не менее, понятие общего трудового стажа не утратило юридического значения и продолжает применяться. В частности, от общего трудового стажа зависит размер пенсии по старости или по инвалидности, а также пенсия по случаю потери кормильца. Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин - не менее 20 лет (п. 2 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях).
Так, право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, категории которых перечислены в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, если они уволены по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигли на день увольнения 45-летнего возраста. Общий трудовой стаж при этом должен быть 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Это установлено п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1.
В указанный общий трудовой стаж включаются (ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1):
- трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях);
- страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом о трудовых пенсиях до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях;
- страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом о страховых пенсиях.
Существует два ключевых момента для включения в стаж:
- профессиональная деятельность должна осуществляться только на территории РФ;
- необходимо, чтобы происходили выплаты в Пенсионный фонд РФ.
Стоит заметить, что в общий стаж можно включить период работы, который осуществлялся за пределами страны, но при условии:
- что этот пункт обязательно должен быть прописан в международном договоре;
- осуществлялись взносы в Пенсионный фонд РФ.
В общий трудовой стаж входят следующие периоды:
- период, когда одним из родителей осуществляется постоянный уход за ребенком до момента достижения им полутора лет. Нужно учесть, что есть ограничение - не больше четырех с половиной лет в целом для каждого из родителей. Важно отметить, что ранее до 1 января 2014 года в стаж входил период равный не более трех лет. Следовательно, с увеличением данного срока размер трудовых пенсий, который установлен до 1 января 2014 года, подлежит перерасчету;
- период временной нетрудоспособности, в течение которого поступали выплаты по обязательному социальному страхованию (больничный);
- служба в Вооруженных силах РФ и приравненная к ней;
- время, когда гражданин находился под стражей или в местах лишения свободы по причине необоснованного привлечения к уголовной ответственности;
- период, когда гражданин состоит на учете в службе занятости и при этом получает пособие по безработице;
- период участия в общественных работах, которые подлежат к оплате;
- время переезда или переселения с целью трудоустройства в другую местность при условии, что это осуществляется по направлению службой занятости;
- время проживания супругов военнослужащих-контрактников в местах, где они не смогли трудоустроиться по причине отсутствия такой возможности. При этом важно отметить, что в общей сложности этот период должен составлять не более пяти лет;
- период времени, когда осуществляется постоянный уход за инвалидом первой группы, за пенсионером, чей возраст свыше восьмидесяти лет. При этом важно подчеркнуть, что уход должен осуществляться только трудоспособным человеком;
- период нахождения за границей жен/мужей работников, которые направлены осуществлять профессиональную деятельность в дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации. В общей сложности данный период не должен превышать пять лет.
Нельзя не отметить следующий важный момент, касающийся периода обучения студентов по очной форме обучения. До 1 января 2012 года очное обучение наравне с работой входило в общий трудовой стаж, необходимый для исчисления пенсии. Но в связи с действующей пенсионной программой, периоды учебы не считаются рабочей деятельностью, так как уплата страховых взносов в Пенсионный фонд страны не происходит, а значит, данный период не будет входить в расчет будущей пенсии.