Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Социально-психологический климат коллектива
1.1 Понятие социально-психологического климата
1.3 Причины возникновения конфликтов
1.4 Препятствия разрешения конфликтов
2. Анализ менеджера в конфликтных ситуациях
2.1 Конфликты в деятельности менеджера: постановка проблемы
2.2 Техники и технологии и методы управления конфликтами
2.3 Личностные и групповые особенности протекания конфликтов
3. Анализ методов управления конфликтами ЗАО "Ростовкомбытопторг"
3.1 Организационная характеристика ЗАО "Ростовкомбытопторг"
3.2 Методы управления конфликтами ЗАО "Ростовкомбытопторг"
5. Методы, включающие ответные агрессивные действия
Эта группа методов применяется в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих методов. Выбор той или иной стратегии поведения участником конфликта определяется особенностями ситуации, поведением его партнеров, а также его собственными личностными особенностями.
Было бы неверным однозначно рассматривать какие-то из упомянутых стратегий как неэффективные. В конкретных обстоятельствах любая из них может оказаться адекватным выходом из конфликтной ситуации. Это не означает, однако, что, анализируя «цену» тех или иных решений, мы не можем выделить среди них приоритетные. В сущности, только переговоры, направленные на выработку компромиссных решений, сегодня рассматриваются специалистами как действенный процесс разрешения конфликтной ситуации. Путь ухода от конфликта, будь то стратегия избегания или уступчивости, расценивается как признак нежизнеспособности», то есть в данном случае — неумения решать свои проблемы.
Путь доминирования, «жесткой борьбы» или «мягкой» напористости, имеющий негативные последствия для отношений участников ситуации, в достаточной мере обнаружил свою несостоятельность на всех уровнях человеческого общения от международных отношений до частной жизни людей. Доминирование и борьба могут обеспечить человеку решение проблемы в своих интересах, но ценой отношений с партнером. Уход от конфликта и конфликтного взаимодействия может сохранить или даже улучшить отношения, но ценой отказа от собственных интересов или позиции, которую человек защищает. И только компромиссный подход дает возможность одновременно решить проблему и сохранить отношения, что и считается подлинным успешным решением конфликта.
Заключение
Основные выводы по нашей работе могут быть сформулированы в нескольких тезисах: 1. Конфликт — это распространённая черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться и восприниматься как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Хотя конфликт, возможно, и не лучшая форма человеческого взаимодействия, мы должны перестать его воспринимать как какую-то патологию или аномалию. Конфликт — это нормально. 2. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. При определённых условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению целого. При определённых условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого. Конфликт не следует воспринимать однозначно как деструктивное явление и так же однозначно его оценивать. Конфликт — это необязательно плохо. 3. Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: конфликт ведёт к изменению, изменение ведёт к адаптации, адаптация ведёт к выживанию. Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнём относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займём более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий реакции. В китайском языке иероглиф кризис, конфликт образован сочетанием двух иероглифов. Один из них означает «риск», «опасность», а другой — «благоприятная возможность». В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и получения новых жизненных возможностей. В конфликте потенциально заложено мощное конструктивное начало, а, значит, конфликт — это может быть хорошо. 4. Конфликт, может быть, управляем, причём управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможности усилены. Это означает, что конфликт — это то, с чем можно и нужно работать. Сделаны выводы по решению конфликтной ситуации.
Литература
- Составитель: Кочева Ольга Леопольдовна, Вершинина Татьяна Станиславовна, Гузикова Мария Олеговна, «Язык и конфликт: учебное пособие», Издательство: ФЛИНТА, УрФУ, 2017.
- Абдрахманова З. Р., «Психология менеджмента и бизнеса: практикум», Издательство: ПГТУ, 2018.
- Хальзов В. И.. Шаранов Ю. А. Практикум по конфликтологии. СПб., 2010.
- Иванов С. И., Линьков А. Я. «Экономика. Основы экономической теории», Издательство: Вита-Пресс, 2018.
- Сидоренко Е. В. Опыты реориентационного тренинга. СПб., 2005.
- . Демчук О. Н., Ефремова Т. А. «Теория организации: учебное пособие », Издательство: Издательство «Флинта», 2017.
- Акмаева Р. И., Епифанова Н. Ш., Лунев А. П., «Менеджмент: учебник», Издательство: Директ-Медиа, 2018.
- Мандель Б. Р., «Современный менеджмент в образовании: учебное пособие для обучающихся в магистратуре», Издательство: Директ-Медиа, 2018.
- Советы-психолога менеджеру / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб., 2004.
- . Дейнека А. В., «Управление персоналом организации: учебник», Издательство: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017.
- . Михненко П. А., «Теория менеджмента: учебник», Издательство: Университет «Университет», 2018.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 2009.
- Шарков Ф. И., Сперанский В. И., Под общей редакцией: Шарков
Феликс Изосимович, «Общая конфликтология: учебник», Издательство: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018.
Электронные ресурсы
1. Тест на стрессоустойчивость. Опросник
2. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
Тест на оценку степени раздражительности
Раздражает ли Вас:
1. Женщина, курящая на улице или в общественном месте?
2. Когда в кинотеатре тот, кто сидит перед Вами, все время вертится и обсуждает фильм?
3. Когда любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
4. Слишком сильный запах духов?
5. Смятая страница газеты, которую Вы хотите прочитать?
6. Громкий разговор в общественном транспорте?
7. Женщина «в летах», одетая как молоденькая девушка?
8. Коллега, часто употребляющий иностранные слова?
9. Человек, жестикулирующий во время разговора?
10. Когда Вам пересказывают сюжет интересного романа, который Вы только собираетесь прочесть?
11. Чрезмерная близость собеседника при разговоре?
12. Человек, кашляющий в Вашу сторону?
13. Когда Вам дарят ненужные вещи?
14. Когда кто-то грызёт ногти на Ваших глазах?
15. Когда кто-то смеётся невпопад?
16. Когда кто-то пытается учить Вас, что и как делать?
За каждый ответ испытуемому начисляется:
«да, безусловно»- 3 балла;
«да, но не очень» – 1;
«нет, ни в коем случае» – 0.
Очки суммируются. Максимально возможное количество – 48.
Более 36 – Вас не отнесёшь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает почти все, даже самое незначительное. Вы вспыльчивы и легко выходите из себя. Это расшатывает Вашу нервную систему, усиливая трения с окружающими.
От 13 до 36 – Вы принадлежите к наиболее распространённой группе людей. Вас раздражают только очень неприятные вещи. Не драматизируя повседневные невзгоды, Вы способны легко забывать о них.
Менее 13 – Вы достаточно спокойный человек, реально смотрящий на жизнь. Вас не так-то просто вывести из равновесия. А это гарантия против стрессов.
Тест на стрессоустойчивость
№ |
Жизненные ситуация |
Баллы |
|
1 |
Смерть супруга (супруги) |
100 |
|
2 |
Развод |
73 |
|
3 |
Разъезд супругов, разрыв отношений |
65 |
|
4 |
Тюремное заключение |
63 |
|
5 |
Смерть близкого члена семьи |
63 |
|
6 |
Травма или болезнь |
53 |
|
7 |
Женитьба или свадьба |
50 |
|
8 |
Увольнение с работы |
47 |
|
9 |
Примирение супругов |
45 |
|
10 |
Уход на пенсию |
45 |
|
11 |
Изменение в состоянии здоровья членов семьи |
44 |
|
12 |
Беременность партнерши |
40 |
|
13 |
Межполовые проблемы |
39 |
|
14 |
Рождение ребенка |
39 |
|
15 |
Реорганизация на работе |
39 |
|
16 |
Изменение финансового положения |
38 |
|
17 |
Смерть близкого друга |
37 |
|
18 |
Изменение профессиональной ориентации, смена места работы |
36 |
|
19 |
Усиление конфликтности отношений с супругом |
35 |
|
20 |
Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) |
31 |
|
21 |
Окончание срока выплаты ссуды или займа |
30 |
|
22 |
Изменение должности, повышение служебной ответственности |
29 |
|
23 |
Сын или дочь покидают дом |
29 |
|
24 |
Проблемы с родственниками мужа (жены) |
29 |
|
25 |
Выдающее личное достижение, успех |
28 |
|
26 |
Супруг бросает работу или приступает к работе |
26 |
|
27 |
Начало или окончание обучения в учебном заведении |
26 |
|
28 |
Изменений условий жизни |
25 |
|
29 |
Отказ, от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения |
24 |
|
30 |
Проблемы с начальством, конфликты |
23 |
|
31 |
Изменение условий работы, часов работы |
20 |
|
32 |
Перемена места жительства |
20 |
|
33 |
Смена места обучения |
20 |
|
34 |
Изменение привычек, связанных с проведением досуга и отпуска |
19 |
|
35 |
Изменение привычек, связанных с вероисповеданием |
19 |
|
36 |
Изменение социальной активности |
18 |
|
37 |
Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора) |
17 |
|
38 |
Изменение привычек, связанных с нарушением сна |
16 |
|
39 |
Изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи |
15 |
|
40 |
Изменение привычек, связанных с питанием |
15 |
|
41 |
Отпуск |
13 |
|
42 |
Рождество, встреча Нового года, день рождения |
12 |
|
43 |
Незначительное нарушение правопорядка (например, штраф) |
11 |
|
Обработка проводится в форме сложения баллов событий, которые присутствовали в жизни тестируемого за последний год.
Ключ к тесту
Общая сумма баллов |
Степень сопротивляемости стрессу |
|
150 и меньше |
Большая |
|
150-199 |
Высокая |
|
200-299 |
Пороговая |
|
300 и более |
Низкая |
|
Интерпретация полученных результатов.
Большая степень сопротивляемости стрессу - работник проявляет высокую степень стрессоустойчивости. Для такого человека характерна минимальная степень стрессовой нагрузки. Любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет сильный стрессовый характер. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.
Высокая степень сопротивляемости стрессу - работник проявляет высокую степень стрессоустойчивости. Свою энергию и ресурсы работник тратит не на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет стрессовый характер.
Пороговая (средняя) степень сопротивляемости стресса - характерна средняя степень стрессовой нагрузки. Стрессоустойчивость работников снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. Это приводит к тому, что личность вынуждена большая часть своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая в малой степени носит стрессовый характер. Следует заметить, что верующий человек, как правило, более стрессоустойчив, благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению.
Низкая степень сопротивляемости стресса - характерна высокая степень стрессовой нагрузки. Вы выявляете низкую степень стрессоустойчивости (ранимость). Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Большое количество баллов (больше 300) - это сигнал тревоги, следовательно, необходимо что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс.